Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Святитель Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), святитель, архиепископ г. Кесария (Малая Азия), церковный писатель и богослов.

Родился в благочестивой христианской семье. В Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года. Это было время царствования императора Константина Великого.

Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра – прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия.

Содержание

Знакомство с Григорием (будущим Богословом)

На 26-м году жизни он отправился в Афины, чтобы заниматься в тамошних школах разными науками. В Афинах Василий подружился с другим славным святителем — Григорием Богословом, также обучавшимся в то время в афинских школах.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию. К тому же они так любили друг друга, как будто у них была одна душа. И эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал, сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине.

Паломничество на Ближний Восток

Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.

Святитель Василий Великий — как чудесный исцелитель

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники.

Спасение блудницы

Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину.

Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Чудеса во время кончины святителя

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм. Там он сам совершил таинство Крещения над Иосифом. Потом отслужил Божественную Литургию. Затем причастил Иосифа, преподал ему поучение. И только после этого, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов. Его святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Прославление святителя Василия Великого

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим. Он и прославляется в разных аспектах. Во-первых, как «слава и красота Церкви». Во-вторых, как «светило и око вселенной». В-третьих, как «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий — небесный покровитель просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира. Его нарекли в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В Москве в Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине находится икона трех святых: свт. Василия Великого, свт. Николая и вмц. Варвары с частицами мощей (м.»Владыкино», Алтуфьевское шоссе,4).

ТВОРЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Святитель Василий Великий был мужем преимущественно практической деятельности. Поэтому большую часть его литературных произведений составляют бесед. Но другая значительная часть — письма. Естественное стремление его духа было направлено на вопросы христианской морали. Прежде всего, на то, что может иметь практическое приложение.

Но по обстановке своей церковной деятельности святитель Василий часто должен был защищать православное учение не только против еретиков, но и чистоту своей веры против клеветников. Отсюда не только во многих беседах и письмах святителя Василия оказывается догматико-полемический элемент, но ему принадлежат и целые догматико-полемические произведения, в которых он показывает себя глубоким метафизиком и богословом. До нас не дошли все произведения, какие написаны были святителем Василием. Кассиодор, например, сообщает, что им написан комментарий почти на все Священное Писание.

Сохранившиеся творения святителя Василия по содержанию и по форме разделяются на пять групп: сочинения догматико-полемические, экзегетические, аскетические, беседы и письма.

ДОГМАТИКО-ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ТВОРЕНИЯ

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Опровержение злочестивого Евномия

Важнейшее догматико-полемическое сочинение св. Василия — «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия». Содержание этого произведения определяется догматическими положениями Евномия, раскрытыми им в своей «Апологии»; из этого сочинения Евномия святитель Василий приводит отрывки и пишет опровержение на них.

Евномий, епископ Кизикский, был представителем того строгого арианства, возникшего в 50-х гг. IV в., которому и сам Арий казался недостаточно последовательным.

Евномий критикует никейское учение

Основателем и первым вождем этого нового арианства (аномийства) был Аэтий. Единственным даровитым учеником его был Евномий Каппадокиянин, представивший в своих произведениях подробное и систематическое раскрытие богословских принципов Аэтия.

Обладая строго логическим умом, он подверг резкой критике никейское учение о единосущии. При этом влияние его воззрений было так сильно, что на борьбу с ним должны были выступить такие авторитетные церковные деятели и писатели, как Василий Великий, Григорий Нисский, Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуэстийский. Он создан непосредственно энергией Вседержителя. И, как совершеннейшее произведение художника, является отпечатком всей силы Отца. Во-первых, Его дел.Во-вторых, Его мысли и желаний. Не будучи равен Отцу ни по сущности, ни по достоинству, ни по славе, Сын, однако, бесконечно возвышается над тварями. Поэтому Он и называется у Евномия даже истинным Богом, Господом и Царем славы, как Сын Божий и Бог. Дух Святой — третий по порядку и достоинству, следовательно, третий и по существу. Создание Сына, отличное по существу и от Него — так как произведение первой твари должно быть отлично от произведения Самого Бога, но отличное и от прочих тварей — как первое произведение Сына.

Евномий, снискавший благоволение арианина Евдоксия. Он занимал кафедру епископа антиохийского, а с 360 года — константинопольского. В 360 г. сделался епископом кизикским. Но так как его учение вызвало церковные нестроения, то в следующем году по настоянию более уверенных ариан он был низложен Константием и сослан. По этому поводу Евномий письменно изложил свое учение и назвал свою книгу «Апологией». В ней он ясно выразил сущность своего учения. Во-первых, что Сын — тварь, хотя и возвышенная над другими тварями. Во-вторых, Он неподобен Отцу по сущности и во всяком отношении. Это сочинение высоко ценилось многими арианами. Оно строгостью развития системы и диалектическими и силлогистическими тонкостями возбуждало во многих удивление. Поэтому святитель Василий Великий по просьбе монахов предпринял в 363–364 гг. письменное опровержение его.

Против Евномия

Сочинение «Против Евномия» состоит из пяти книг, но только три первые бесспорно принадлежат св. Василию. А вот четвертая и пятая по своему построению, изложению и языку значительно уступают подлинным произведениям святого Василия. Поэтому в некоторых мнениях и толкованиях до противоречия расходятся с подлинными его творениями. В этом случае они представляют собой не столько стройное сочинение специально против Евномия, сколько сборник доказательств вообще против арианских лжеучений относительно Святой Троицы. Была попытка усвоить эти книги Аполлинарию Лаодикийскому, но в последнее время в науке утвердился взгляд, что они принадлежат Дидиму Александрийскому.

Первая книга

Первая книга занята изобличением тех софизмов, какие Евномий сплетал вокруг термина «нерожденность». Св. Василий опровергает основное положение Евномия, что сущность Божества — нерожденность. На основании общего словоупотребления и Священного Писания св. Василий разъясняет, что сущность вещей постигается человеческим разумом по частям, а не воспринимается непосредственно, и выражается несколькими различными именами, из которых каждое определяет только один какой-либо признак.

Такое же значение имеют и наименования, усваиваемые Богу, — как положительные: святой, благой и др., так и отрицательные: нерожденный, бессмертный, невидимый и подобный. Только из всех их вместе взятых получается как бы образ Божий, весьма бледный и слабый сравнительно с действительностью, но все же достаточный для нашего несовершенного ума. Поэтому и термин «нерожденный» один не может быть совершенным и полным определением существа Божия: можно сказать, что существо Божие нерожденно, но нельзя утверждать, что нерожденность — существо Божие.

Термином «нерожденный» указывается только происхождение или образ бытия чего-либо, но не определяется природа или существо. Наконец, св. Василий говорит о сообщимости Божественной природы посредством рождения и о равенстве Отца и Сына. Против парадоксального утверждения Евномия, что он постиг самое существо Бога, св. Василий говорит, что разум человеческий свидетельствует только бытие Божие, а не определяет, что есть Бог, и Священное Писание удостоверяет, что существо Божие непостижимо для человеческого разума и вообще для какого бы то ни было создания.

Вторая книга

Во второй книге св. Василий доказывает, что Сын действительно и от вечности рожден, поелику в Боге нет времени. Бог имеет в себе отчество, сораспростертое с Его вечностью; поэтому и Сын, предвечно сущий и всегда сущий, не начал быть когда-нибудь, но когда Отец, тогда и Сын. Сын не есть создание или творение, а как рожденный от Отца, Он одной сущности с Ним и равного с Ним достоинства.

Третья и четвертая книги

В третьей книге кратко и точно доказывается божество Св. Духа и опровергается утверждение Евномия, что Он, будучи третьим по достоинству и порядку, третий и по естеству.

В четвертой книге сначала дается сокращенное повторение доказательств против Евномия, изложенных в первой и второй книгах, а затем изъясняются места Священного Писания, которые, по-видимому, могут служить доказательствами против божества Сына и которые действительно приводились арианами.

Пятая книга

Пятая книга подробно говорит о божестве Св. Духа, Его единосущии с Отцом и Сыном и изъясняет относящиеся сюда места Священного Писания.

«О Святом Духе», в 30 главах. Произведение написано по просьбе друга Василия Великого, иконийского епископа Амфилохия, около 375 г. по доводу изменений, допущенных святым Василием в заключительном славословии. Тогда обычно заканчивали молитвы и песнопения славословием «Отцу чрез Сына во Святом Духе». Эту формулу принимали и ариане, и духоборцы, так как она допускала возможность изъяснения ее в смысле их учения о тварном подчинении Сына и Духа, — на нее еретики и ссылались в подтверждение своего мнения.

Чтобы сделать такие ссылки невозможными, св. Василий стал предпочтительно употреблять славословие «Отцу с Сыном и со Св. Духом». По этому поводу начались толки, и св. Василия обвиняли в новшествах. Амфилохий просил св. Василия оправдать введенное им изменение. В ответ на эту просьбу св. Василий составил названное догматико-полемическое произведение, которое ставит своей задачей доказать, что Сыну и Святому Духу принадлежит равная честь с Отцом, так как Они одного естества с Ним.

Последовательность рассуждений святителя Василия

Св. Василий вначале указывает, что действительно необходимо в каждом речении и в каждом слоге открывать сокровенный смысл. Причем несмотря на то, что еретики свои софистические рассуждения о слогах и предлогах направляют к утверждению своего лжеучения о различии по сущности Отца и Сына и Святого Духа. Тонкое различение предлогов «с», «чрез», «в» заимствовано еретиками у внешней мудрости.

Но в Священном Писании употребление этих предлогов не выдерживается строго, и они применяются к Отцу и Сыну и Святому Духу, так что и в прежнем славословии нельзя найти подтверждения для арианских взглядов. Переходя к защите собственной своей формулы славословия, св. Василий сначала говорит о прославлении Сына. Еретики доказывали, что так как Сын не вместе с Отцом, но необходимо после Отца, следовательно, ниже Отца. Поэтому и слава Отцу воздается «через» Него, а не вместе «с» Ним, насколько первым выражением обозначается служебное отношение, а последним — равенство.

Св. Василий спрашивает, на каком основании еретики говорят, что Сын после Отца, и доказывает это так. Сын не может быть низшим: во-первых, ни по времени. Во-вторых, ни по чину. В-третьих, ни по достоинству. Поэтому может быть допускаема и в Церкви известна и та и другая формула славословия. Но с тем лишь различием, что «когда берем в рассмотрение величие естества Единородного и превосходство Его достоинства, тогда свидетельствуем, что Он имеет славу «со Отцом». А вот когда представляем себе, что Он не только подает нам блага и нас самих приводит к Богу, но и делает Ему Своими. Вот тогда исповедуем, что благодать сия совершается «Им» и «в Нем». Посему речение «с Ним» свойственно славословящим, а речение «Им» по преимуществу прилично благодарящим».

В заключительной главе св. Василий картинно изображает печальное состояние Церкви, подобной кораблю, подвергшемуся страшной буре; оно является следствием неуважения к отеческим правилам, коварных происков еретиков, своекорыстия и соперничества клириков, которое хуже открытой войны.

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ ТВОРЕНИЯ

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Кассиодор говорит, что св. Василий истолковал все Священное Писание. Но в настоящее время известны как несомненно подлинные толкования его беседы «На Шестоднев» и на некоторые псалмы.

Девять бесед на Шестоднев

Они были произнесены св. Василием, когда он был еще пресвитером (до 370 г.), в течение первой недели Великого поста. Он стоял в храме, перед слушателями смешанного состава, но преимущественно из простого народа. Св. Василий вел беседы в некоторые дни по два раза.

Предметом их было повествование книги Бытия о творении мира в шесть дней (Быт. 1: 1–26). Беседы прекращаются на пятом дне творения, и в девятой беседе св. Василий только указывает на участие всех Лиц Св. Троицы в создании человека, а разъяснение, в чем состоит образ Божий и каким образом человек может быть причастен подобия Его, обещано в другом рассуждении.

Это намерение, вероятно, не было выполнено, и известные три беседы — две о сотворении человека и третья о рае, прилагавшиеся иногда к «Шестодневу» как его продолжение, неподлинны. Позднее Григорий Нисский дополнил «Шестоднев» св. Василия своим произведением «Об устроении человека», подтверждая этим, что св. Василий не закончил бесед о творении человека; св. Амвросий Медиоланский также знал только девять бесед Василия Великого.

В беседах св. Василий ставит своей задачей изобразить творческую Божественную силу, гармонический порядок и красоту в мире и показать, что учение философов и гностиков о миротворении — неразумные измышления и что, напротив, Моисеево повествование одно содержит Божественную истину, согласную с разумом и научными данными.

Согласно с дидактически-полемической целью своего произведения, он руководится почти исключительно буквальным смыслом Священного Писания. Но при этом устраняя аллегоризм в толкованиях и даже мимоходом восстает против злоупотребления ими. Он тщательно определяет значение толкуемых изречений. При этом не только исследует, пользуясь научными данными, свойства и законы природы, но и художественно описывает их. Подлинность бесед «На Шестоднев» стоит вне всякого сомнения: уже Григорий Богослов называет их во главе творений св. Василия , и во всей давности они высоко ценились не только на Востоке, но и на Западе.

Видео: Библейский сюжет. Беседы на Шестиднев (Василий Великий)

«Беседы на псалмы» 

Они произнесены были св. Василием, вероятно, еще в сане пресвитера. Подлинными признаются тринадцать: на 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114 псалмы. Эти беседы представляют, вероятно, только часть его комментария на псалмы; есть отрывки его толкований и на другие псалмы, если фрагменты, опубликованные кардиналом Pitra, подлинны; кроме того, в беседе на 1 псалом объяснены только два первых стиха, а на 14 — только последние стихи, но и в той, и в другой беседе указывается на истолкование и остальных стихов; наконец, беседе на 1 псалом предпослано общее предисловие, трактующее вообще о достоинствах псалмов, что предполагает, по-видимому, намерение систематически изъяснять всю Псалтирь.

«Толкование на пророка Исая» 

Это подробное и общедоступное изъяснение первых 16 глав книги пророка Исаи. Автор следует большей частью буквальному смыслу текста и затем дает нравственное приложение слов пророка. Стиль этого произведения значительно уступает в обработке другим произведениям св. Василия. Довольно большое число мест буквально заимствовано из толкования Евсевия на книгу прор. Исаи, еще больше заимствований из Оригена.

АСКЕТИЧЕСКИЕ ТВОРЕНИЯ

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Вместе с Григорием Богословом, как удостоверяет последний, св. Василий уже в 358 – 359 гг. в понтийском уединении на Ирисе составил письменные правила и каноны для монашествующих. Григорий Богослов сообщает также о письменных законах св. Василия для монахов и об учрежденных им женских монастырях с письменными уставами.

«Предначертание подвижническое» 

Этот труд — увещание ищущим христианского совершенства верующим людям. Им нужно смотреть на себя как на духовных воинов Христа. Причем обязанных со всей тщательностью вести не только брань духовную, но и выполнять свое служение, чтобы достигнуть победы и вечной славы.

«Слово подвижническое и увещание к отречению от мира» 

Обращение содержит призыв к отречению от мира и нравственному совершенству. Автор сравнивает жизнь мирскую с монашеской и отдает преимущество последней. Не осуждая и первой, но указывая, что в ней необходимо безусловное послушание Евангелию. При этом дает наставления относительно различных благочестивых упражнений. Святитель описывает степени христианского совершенства, которые достигаются не только великими трудами, но и постоянной борьбой с греховными стремлениями.

«Слово о подвижничестве, как должно украшаться монаху»

Наставление в кратких положениях дает превосходные предписания для всего поведения монаха и вообще для духовной жизни, чтобы она во всех отношениях отвечала требованиям аскетического совершенства.

«Предисловие о суде Божием»

Автор говорит, что во время своих путешествий он наблюдал бесконечные пререкания и раздоры в Церкви. Во-первых, что всего печальнее, сами предстоятели разногласят в убеждениях и мнениях. Во-вторых, допускают противное заповедям Господа Иисуса Христа. В-третьих, безжалостно раздирают Церковь, нещадно возмущают стадо Его.

Размыслив о причине такого печального состояния, он нашел, что подобное разногласие и распря между членами Церкви происходят вследствие отступления от Бога. Такая беда приходит тогда, когда каждый отступает от учения Господа. В этом случае он по своему произволу выбирает для себя теоретические и нравственные правила. Поскольку хочет не повиноваться Господу, но скорее господствовать над Ним.

После увещаний о соблюдении единомыслия, союза мира, крепости в духе автор напоминает о проявлениях Божественного суда не только в Ветхом, но и Новом Завете. При этом он указывает на необходимость для всех знать закон Божий. Прежде всего, для того чтобы каждый мог повиноваться ему, со всем усердием благоугождая Богу и избегая всего неугодного Ему. Ввиду сказанного, св. Василий почел за приличное и вместе за нужное изложить сперва здравую веру и благочестивое учение об Отце и Сыне и Святом Духе. А уже к сему присовокупить и нравственные правила.

«О вере»

Он говорит, что будет излагать только то, чему научен богодухновенным Писанием, остерегаясь тех имен и изречений, которые не находятся буквально в божественном Писании, хотя и сохраняют мысль, содержавшуюся в Писании. Затем в сжатом виде излагается учение Священного Писания об Отце, Сыне и Св. Духе, с увещанием учителям быть преданными этой вере и остерегаться еретиков.

«Нравственные правила»

Они, в числе 80, причем каждое подразделяется еще на главы; правила действительно изложены словами Священного Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность как вообще, так, в заключении, [и] специально в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные).

«Правила, пространно изложенные»

Рассуждения в вопросах и ответах, состоят, собственно, из 55 отдельных правил. Они представленны в виде вопросов монахов и ответов св. Василия. Или, лучше сказать, сжато изложенных рассуждений его относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни. Как видно из предисловия, во время составления этого произведения св. Василий находился в пустынном уединении. Его окружали люди, предположившие себе не только одну и ту же цель благочестивой жизни, но и изъявивших желание узнать нужное ко спасению. Из ответов св. Василия составился как бы полный сборник законов монашеской жизни, или учение о высшем нравственном совершенстве, но без строго го плана.

«Правила, кратко изложенные»

Они, числом 313 — также записаны в вопросах и ответах. Кроме того, онисодержат почти те же мысли, какие раскрыты и в пространных правилах. Но с тем различием, что в пространных правилах излагаются основные начала духовной жизни, а в кратких — более специальные, детальные наставления.

Святитель Василий Великий об аскетизме

Аскетические произведения св. Василия дают свидетельство о той форме монашеской жизни, какая распространялась в эту эпоху не только в Каппадокии, но и во всей Малой Азии. Книги в свою очередь оказали сильное влияние на развитие монашества на Востоке. Во-первых, мало-помалу они сделались общепризнанным правилом монашеской жизни. Во-вторых, Святитель Василий Великий не рекомендует уединенной жизни анахоретов. Её он считает даже опасной. В-третьих, он не стремится воспроизвести и тех громадных монашеских колоний, какие наблюдал в Египте. Прежде всего, он предпочитает монастыри с небольшим числом насельников, чтобы каждый мог знать своего начальника и быть известным ему.

Отношение к ручному труду

Ручной труд он считает обязательным, но он должен прерываться для общей молитвы в определенные часы. Св. Василием даны полные мудрости и знания жизни наставления на такие случаи. Во-первых, частые в древнем обществе, когда настаивали на приеме в монастырь люди женатые. Во-вторых, когда рабы искали в них убежища. В-третьих, когда родители приводили в них своих детей. Несмотря на свое предназначение для монашествующих, аскетические наставления св. Василия и для всех христиан могут служить руководством к нравственному усовершенствованию и истинно спасительной жизни.

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Общее предание христианского Востока свидетельствует, что св. Василий составил чин литургии. Прежде всего, он упорядочил письменно и привел в однообразный устойчивый вид ту литургию, которая сохранилась в Церквах от апостольского времени. Об этом говорит целый ряд свидетельств, начиная со св. Григория Богослова. Он в числе трудов св. Василия упоминает чиноположения молитв, благоукрашения алтаря.

Также и св. Прокла Константинопольского, который сообщает о сокращении продолжительности служения [литургии]. Причем не только св. Василием, но и затем Иоанном Златоустом, до соборов Трулльского и Седьмого Вселенского. Текст литургии св. Василия засвидетельствован с начала VI в., и списки его согласны между собой в существенном. Этим самым доказывается происхождение его из одного оригинала. Но в течение столетий в нем, несомненно, произошли и многие изменения в подробностях. Поэтому в новейших научных изданиях сопоставляется древнейший и позднейший текст ее.

Святитель Василий Великий — великий проповедник христианства

Кроме того, св. Василий ввел в своем округе обычай, по-видимому, заимствованный из Антиохии. Это пения псалмов на два хора. Но с чем, однако, не согласовались, например, в Неокесарии, ссылаясь на то, что такого порядка не было при св. Григории Чудотворце.

Св. Василий Великий принадлежит к выдающимся проповедникам христианской древности. Его красноречие отличается восточным очарованием и юношеским энтузиазмом. «Кто хочет быть совершенным оратором, — говорит Фотий, — тот не нуждается ни в Платоне, ни в Демосфене. Особенно, если избирает Василия в качестве образца. Его язык богат и красив, его доказательства сильны и убедительны». Беседы св. Василия причисляют к лучшим произведениям проповеднической литературы.

ПИСЬМА

Святитель Василий Великий

Бенедиктинцы опубликовали 365 писем св. Василия или его корреспондентов. Причем они разделили их на три класса: 1 – 46 письма, написанные до епископства, 47 – 291 письма, относящиеся ко времени епископства св. Василия, и, наконец, те, для датирования которых нет никаких данных. Это хронологическое распределение писем признается основательным и в настоящее время, после бывших сомнений и нового исследования.

Письма св. Василия отличаются выдающимися литературными достоинствами. Они имеют важное значение: направленные к очень многим лицам разного положения, они отражают в себе историю жизни не только самого Василия Великого и его времени, ни и церковным историкам доставляют богатый и ценный материал, до сих пор полностью не исчерпанный.

В них в красочных образах отражается многосторонняя деятельность и исключительные достоинства ума и сердца св. Василия. Во-первых, его постоянная забота о благе всех Церквей. Во-вторых, глубокая скорбь о многих и столь великих бедствиях, постигших Церковь в его время. В-третьих, ревность по истинной вере, стремление к миру и согласию. В-четвертых, любовь и благожелательность ко всем, но в особенности к бедствующим. Кроме того, он проявлял благоразумие в ведении дел, спокойствие духа при самых тяжелых и несправедливых оскорблениях. И, наконец, сдержанность по отношению к соперникам и врагам.

Как пастырь он подает совет в нужде и сомнениях. Но как богослов он принимает деятельное участие в догматических спорах. А вот как страж веры он настаивает на соблюдении Никейского символа и признании божества Св. Духа. Как хранитель церковной дисциплины он стремится к устранению непорядков в жизни клира и к установлению церковного законодательства. И наконец, как церковный политик он, при поддержке св. Афанасия, заботится об оживлении отношений с западной Церковью в интересах поддержки православия в восточной половине империи.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Труды святителя Василия Великого это отдельная тема и она обширная. Вот некоторые из его наставлений:

    „Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.“

    „Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.“

    „Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда любят мало, и нет ничего малого, когда любят много.“

    „Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается.“

    „Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?“

    „Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.“

    „Не будем знать Бога вполовину, долготерпение и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Кто велел сиять солнцу — Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь — Тот дождит и огнем. Одно доказывает благодать, другое — строгость.“

    „Живущему добродетельно невозможно быть всеми почитаемым.“

    „Не говори: это произошло случайно, а это встретилось само собою. В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного… Сколько волос на твоей голове? Ни один из них не забыт у Бога. Видишь ли, как ничто, даже самое малое, не избегает надзора ока Божия?“

    „Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» — верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.“

    Святителю отче Василие моли Бога о нас!

  • Максим:

    Прочел с большим интересом. Обо многом узнал впервые. Познавательная статья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *