Великий четверток Страстной седмицы. Воспоминание Тайной вечери.

Великий Четверток Страстной седмицы

Среди дней Страстной седмицы Великий четверток занимает особое место. В этот день Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками — апостолами. На Тайной Вечери Спасителем было установлено главное Таинство нашей веры — Таинство Евхаристии, или Причащения. Во время которого все верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы.

Весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом.

преподобный Антоний Оптинский

В 2021 году православные христиане встречают Чистый четверток 29 апреля.. Четвертый день Страстной седмицы предваряет главный христианский праздник Пасху, которая в этом году приходится на 2 мая.

Тайная вечеря — главное событие Великого Четверга

Без причащения, учит Святая Церковь, нет истинной христианской жизни, так как в этом Таинстве происходит самое полное, предельно возможное на земле благодатное соединение человека с Богом.

Великий Четверток Страстной седмицы Тайная вечеря
Тайная вечеря в Великий Четверг

 Тайная вечеря была совершена Христом за день до празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи совершали этот праздник в память о чудесном исходе из Египта, где они находились в рабстве в течение четырёхсот лет.

Как и многие другие события ветхозаветной истории, праздник иудейской Пасхи имел прообразовательное значение. Он готовил людей к принятию истинной Пасхи, истинного спасения от рабства греху и смерти. Такое спасение должен был принести людям Сын Божий — Новозаветный Пасхальный Агнец, закланный за грехи мира. Так велико и глубоко было падение людей, что только Сам Бог, добровольно приняв на Себя падшую человеческую природу, мог спасти человека.

Господь преподает нам Себя в Таинстве Евхаристии, дабы каждый верующий в Него мог достичь главной и единственной цели своей жизни — приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества.

Омовение ног

Тайная вечеря началась с омовения. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который традиционно совершали рабы: он омывает апостолам ноги.

Ученики были поражены действиями их Божественного Учителя. Они молча принимали омовение. Только апостол Пётр, человек горячий, не мог сдержать овладевших им чувств.

Господи! — воскликнул Пётр, — Тебе ли умывать мои ноги?” На это Христос ответил: “что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною”. Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению — чтобы они не считали за унижение для себя служить ближнему.

И в наши дни в Великий Четверток за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании Литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.

Освящение миро в Великий Четверток

По традиции в Русской Православной Церкви Её Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освящает в Великий Четверг миро — оливковое масло с примесью разных ароматов, — которое варится в первые дни Страстной седмицы. Освящённое миро рассылается по епархиям и приходам. Прежде всего, Святое миро используется в Таинстве Миропомазания. Оно совершается над человеком один раз в жизни сразу после Таинства Крещения, через миропомазание новокрещённый обретает полноту даров благодати Святого Духа.

После омовения и прощальной беседы с учениками Христос преломил хлеб и, благословив его, подал апостолам со словами: “сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание”. Взяв чашу и благословив её, сказал: “пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов”.
В скромной Сионской горнице происходит великое чудо. Человек, некогда отвергший Бога, вновь приобщается к Богу — Источнику Вечной Жизни.

В четверг Страстной седмицы в храмах совершается Божественная литургия. Этот день для каждого верующего, по примеру апостолов, стремление соединиться со Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва “Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…” Эту молитву поёт хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога соделать его причастником Тайной вечери, ныне совершающейся в храме…

Например, 2020 год запомнится многим верующим введением карантина в храмах. В Страстную седмицу церковные богослужения проходили без прихожан. Это связано с пандемией коронавируса Covid-19, поэтому верующих призвали не посещать храмы. Молиться приходилось дома.  Но и тогда наблюдая за телетрансляцией Великого Четверга, можно приобщится ко всем событиям этого богослужения.

Чистый четверг — это, прежде всего, день духовного очищения. Также принято убирать свой дом и уже активно готовиться к Светлому Христову Воскресенью. Во-первых, печь традиционные куличи. Во-вторых, делать творожную пасху. В-третьих, красить яйца.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Тайная Вечеря перед крестными страдания Богочеловека Иисуса Христа. Последняя земная трапеза со Своими учениками с верными и неверным. На этой Тайной Вечери, Господь Иисус Христос подает Своим ученикам из Своих рук хлеб под видом Тело Его, которое за всех верных и неверных преломляется, и чашу с вином за Новый Завет в Его крови, которая за всех проливается во оставление грехов, и говорит, чтобы сие творилось в Его воспоминание (Лк. 22:19-20). Последние часы, которое проводят ученики со Своим Божественным Учителем, последние наставления, которые они слышат из уст Его. Но перед тем, как возлечь с учениками на трапезу, Господь раздевается, препоясуется и омывает ноги всем Своим ученикам, чистым и нечистым. В этом действии Господь прощает человека и омовением ног, самой нечистой тела человека, Он показует Свою любовь к человеку. Для того и пришел Господь, чтобы совершить эту трапезу – Тайную Вечерю, для того и чудеса, для того и идет на позор, крестные страдания и по Своей доброй воле предает Себя на смерть, чтобы совершилось главное чудо – воскресение – Пасха, победа над грехом, смертью, где отныне затворенные врата Царствия Небесного отворяются и в них могут войти невозбранно все покаявшиеся грешники, уверившие в Сына Божия и Сына Человеческого – Господа Иисуса Христа, Который пришел от Отца и положил Свою человеческую жизнь за жизнь человека, чтобы человек жил вечно с Богом и чрез Бога, Слово Божия, вторую Ипостась Триединого Бога – Иисуса Христа.

    Тайная Вечеря не завершилась, не прервалась на земле. Она продолжилась и продолжается и будет продолжаться до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который придет уже не спасать и не прощать грехи человека, а судить мир человеческий и самого человека (Ин. 12:47). Причастие с Господом не проходит бесследно, и Господь об этом говорит прямо ученикам в Гефсиманском саду: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.» (Мф. 26:41), за причастием следует искушение. Все прошли через него и Господь тоже. Последнее искушение в Его земной жизни – неправедный суд, несправедливость, неблагодарность, позорная смерть, озлобление, злословие… «Ты, праведник, сказал, что Сын Божий, что Бог Тебя всегда слушает и слышит и исполняет волю Твою, пусть теперь спасет Тебя раз Ты Ему угоден! Сойди с креста и уверуем в Тебя как во Христа, как в Мессию, Спасителя!..» Но не знают насмешники и злословесники, что сейчас творится воля Отца Бога, сейчас преломляется Тело Его и проливается Кровь Его за Новый Завет, сейчас совершается дело спасение человека, всех кто уверует в Сына Божия и пойдет по Его пути, подчиняя свою волю – воли Божьей, ради них отдается Его жизнь, за них кладется Его душа и без этой Жертвы нет спасения человеку, нет жизни вечной, нет дома в Небесной обители – Царствии Божием, нет надежды… Господь – Пастырь добрый полагающий Свою жизнь за овец, Он Ходатай перед Отцом и Богом Небесным, Он священник вечнопребывающий, Он – дверь овцам и никто вне этой Двери в Царствие Божие не попадет, и нет спасения вне Этого Ходатая, Праведника, Спасителя, Искупителя и Оправдателя.

    «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5)»

    Богу нашему слава вовеки веков. Аминь.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    О чем возвещают нам страдание и распятие Господа нашего Иисуса Христа? Кто-то ответит: о любви; кто-то: о прощении грехов; кто-то: о спасении… Сколько людей, столько и мнений может быть и каждый будет прав. Если человек хотя бы помалу задумывался о жертвоприношении Христа на смерть за грех отступившаго и заблудшаго человека, Адама, то открылась бы ему Тайна искупления падшего, небдагодарного человека. Перед Своими вольными страданиями, Господь, последний раз в Своей земной жизни вкушает со Своими учениками Пасху на Тайной вечери, где установил Таинство причастия: переломления хлеба в Тело Его и притворения вина в Кровь Его. Как в Кане Галилейской, Господь, на брачном пире притворил обычную воду в хорошее вино, так и на Тайной вечери Он снова совершает это чудо, где уже переломляется Его Тело и изливается Кровь Его. Он Сам переломляет Себя и Сам изливает Свою Кровь, и вот – Его свободная воля идти на страдания и исполнить волю Отца Своего отдать жизнь Свою за грешное, озлобленное творение…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *