Петров пост календарь питания, что можно кушать

Петров пост

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы. Начало всегда приходится по годам на разные даты. А вот заканчивается всегда 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостольский пост

Этот Пост установлен в честь святых апостолов. И воспоминание того, что по сошествии на них Святого Духа, ученики Христа расстались. Святые апостолы разошлись по всем странам с благой вестью. Святые апостолы всегда пребывали в подвиге поста и молитвы.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов.

… которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой — они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

Когда установили Петров пост

Установление Петрова поста относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Построили их по прямому указанию святого равноапостольного императора Константина Великого. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому). И с тех пор эта дата стала особенно торжественной. Это день окончания Петрова поста. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Длительность же поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель.

Продукты в Петров пост
Набор продуктов в Петров Пост

Что можно есть в Петров пост

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. При этом в понедельник — горячая пища без масла. А в среду и пятницу — строгий пост (холодная пища без масла).

Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом. А по субботам и воскресеньям, в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то начало разговления переносится на следующий день. А в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

Смысл Петрова поста

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию. К победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни. Решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, — истинно. То есть пост — это ещё и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь. Но каждый христианин может засвидетельствовать, что он часть Церкви. Условие одно — соблюдать пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Господь в Евангелие говорит в притчах о плевалах и пшенице, о званных и избранных, о козлах и овцах. То есть человек четко делится на две категории: на тех, кто возлюбил грех более нежели добродетель и на тех, кто возненавидел грех и возлюбил добродетель. Не важно где живет человек в миру или в Церкви, одно остается неизменно что более возлюбил человек: нравственность или безнравственность, грех или добродетель, послушание или своеволие. Любой рассказ, притчу, духовное наставление, совет надо применять к себе. Себя рассматривать, а не о других думать, какой вот тот там: свой аль чужой; что он там: козел или божия овечка?! Сначала увидь кто ты сам: званный иль избранный? И что более возлюбил грех или добродетель? Если добродетель, тогда почему не слушаешься, поступаешь самочинно? Зачем сплетничаешь, осуждаешь и при этом долго молишься? Почему много рассуждаешь о добродетели, а сам злословишь ближнего, конфликтуешь с ним, обсуждаешь с другим выставляя и высмеивая грехи его, слабости и немощи? Почему вместо, чтобы помочь и защитить другого, не брезгуешь себя огородить от неприятности, подставляя “виновного”, а потом оправдываться мол сам виноват, не надо было делать или говорить того и того то? Почему зная, что лгать зло – лжешь без зазрения совести, а потом находишь для себя оправдание, мол по другому нельзя было…, заставили, обстоятельства, из двух зол выбираешь наименьшую…? Почему с ближним ты один: мил и приветлив, а за спиной его не стыдишься обсуждать, осуждать, обливать грязью и поддерживаешь злословяющих его? Так что ты больше возлюбил: грех или добродетель, заповедь или самочинность, Бога или дьявола?

    Не все от Бога и даже человек, который ходит в церковь и живет по её уставу не говорит о том, что он верующий и Божий служитель и раб. И сатана может стать ангелом света, но дела его обличают его и выдают его сущность. Сколько бы не ходил человек в церковь, сколько бы не существовал в ней соблюдая тщательно всё предписанное, исполняя безукоризнено внешне, такой человек останется без изменений, возлюбивший тьму более, чем свет; грех больше, чем добродетель. А потому, когда наступят дни испытаний легко соблазняется и отпадает. Ему тяжело слушаться и он не послушен. Одни послушно исполняют повеленное Церковью и властями, а другие вопль поднимают и самочинность устроивают. И вот они плоды… Не надо говорить, что у каждого человека своя вера… Нет такого понятия как СВОЯ ВЕРА! Есть Бог, есть Его заповеди и Он Сам пример для нас верующих в Него. Где Господь поступил самочинно и своевольно? Где Он нарушил волю Отца и волю властей, священников и народа? Где?! покажите мне такое место в Евангелие, где Господь перечит и творит самочинность, своеволие? Такого места нигде не найдете в Евангелие, ни в посланиях апостолов!

    Человек возлюбивший грех, за грех костями ляжет, лучше смерть, чем исправление и послушание добродетели. Вот и выходит, где бы не жил человек, как бы не жил и во чтобы и в к(К)ого бы не верил он всегда делает выбор и в своем выборе утверждается. Нравственность она одна и другой быть её не может. Не нужно человеческую мораль путать с нравственностью. Ибо нравственность она устанавливается Богом и от Бога исходит, и эта нравственность в заповедях Его. Любишь добро, любишь телесную и душевную чистоту, значит и заповеди полюбишь и добродетели и жить станешь по Евангелию. А если более возлюбил нечистоту, тогда оправдание себе за каждый грех, зло, предумывать станешь. И это свободный выбор! Но и жизнь земная и вечная тоже будет по свободному сделанному выбору…

    “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мк. 17:21). Нет другого пути победить грех, освободится от бесовской зависимости, как только молитвой и постом.

    Умудри нас Господь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *