Петров пост календарь питания, что можно кушать

Петров пост

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы. Начало всегда приходится по годам на разные даты. А вот заканчивается всегда 12 июля — в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Апостольский пост

Этот Пост установлен в честь святых апостолов. И воспоминание того, что по сошествии на них Святого Духа, ученики Христа расстались. Святые апостолы разошлись по всем странам с благой вестью. Святые апостолы всегда пребывали в подвиге поста и молитвы.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов.

… которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте — 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой — они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3).

Когда установили Петров пост

Установление Петрова поста относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Построили их по прямому указанию святого равноапостольного императора Константина Великого. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому). И с тех пор эта дата стала особенно торжественной. Это день окончания Петрова поста. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Длительность же поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель.

Продукты в Петров пост
Набор продуктов в Петров Пост

Что можно есть в Петров пост

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. При этом в понедельник — горячая пища без масла. А в среду и пятницу — строгий пост (холодная пища без масла).

Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом. А по субботам и воскресеньям, в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то начало разговления переносится на следующий день. А в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

Смысл Петрова поста

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию. К победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни. Решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, — истинно. То есть пост — это ещё и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь. Но каждый христианин может засвидетельствовать, что он часть Церкви. Условие одно — соблюдать пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

2 комментария

  • Ирина:

    Вот говорят пост, пост… а что значит пост? Вот стоит человек на посту, дежурит значит, и что он делает? Смотрит во все глаза, чтобы враг какой мимо не прошмыгнул, значит бодрствует, не спит, всякими там глупостями не занимается, как развлечение, застолья, распития алкоголя… Трезвится, весь во внимании, внутренне собран, чтобы чего не упустить и не пропустить. Вот такой человек постовым зовется, а тот кто разгельдяйничает на постовой службе, тот ленивый и лукавый постовой, у того не только мышь проскользнет, но и какой крупный зверь нежданно-негаданно нагрянет… И не только нагрянет, но и беды много сотворит.

    Умудри нас Бог.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Господь в Евангелие говорит в притчах о плевалах и пшенице, о званных и избранных, о козлах и овцах. То есть человек четко делится на две категории: на тех, кто возлюбил грех более нежели добродетель и на тех, кто возненавидел грех и возлюбил добродетель. Не важно где живет человек в миру или в Церкви, одно остается неизменно что более возлюбил человек: нравственность или безнравственность, грех или добродетель, послушание или своеволие. Любой рассказ, притчу, духовное наставление, совет надо применять к себе. Себя рассматривать, а не о других думать, какой вот тот там: свой аль чужой; что он там: козел или божия овечка?! Сначала увидь кто ты сам: званный иль избранный? И что более возлюбил грех или добродетель? Если добродетель, тогда почему не слушаешься, поступаешь самочинно? Зачем сплетничаешь, осуждаешь и при этом долго молишься? Почему много рассуждаешь о добродетели, а сам злословишь ближнего, конфликтуешь с ним, обсуждаешь с другим выставляя и высмеивая грехи его, слабости и немощи? Почему вместо, чтобы помочь и защитить другого, не брезгуешь себя огородить от неприятности, подставляя “виновного”, а потом оправдываться мол сам виноват, не надо было делать или говорить того и того то? Почему зная, что лгать зло – лжешь без зазрения совести, а потом находишь для себя оправдание, мол по другому нельзя было…, заставили, обстоятельства, из двух зол выбираешь наименьшую…? Почему с ближним ты один: мил и приветлив, а за спиной его не стыдишься обсуждать, осуждать, обливать грязью и поддерживаешь злословяющих его? Так что ты больше возлюбил: грех или добродетель, заповедь или самочинность, Бога или дьявола?

    Не все от Бога и даже человек, который ходит в церковь и живет по её уставу не говорит о том, что он верующий и Божий служитель и раб. И сатана может стать ангелом света, но дела его обличают его и выдают его сущность. Сколько бы не ходил человек в церковь, сколько бы не существовал в ней соблюдая тщательно всё предписанное, исполняя безукоризнено внешне, такой человек останется без изменений, возлюбивший тьму более, чем свет; грех больше, чем добродетель. А потому, когда наступят дни испытаний легко соблазняется и отпадает. Ему тяжело слушаться и он не послушен. Одни послушно исполняют повеленное Церковью и властями, а другие вопль поднимают и самочинность устроивают. И вот они плоды… Не надо говорить, что у каждого человека своя вера… Нет такого понятия как СВОЯ ВЕРА! Есть Бог, есть Его заповеди и Он Сам пример для нас верующих в Него. Где Господь поступил самочинно и своевольно? Где Он нарушил волю Отца и волю властей, священников и народа? Где?! покажите мне такое место в Евангелие, где Господь перечит и творит самочинность, своеволие? Такого места нигде не найдете в Евангелие, ни в посланиях апостолов!

    Человек возлюбивший грех, за грех костями ляжет, лучше смерть, чем исправление и послушание добродетели. Вот и выходит, где бы не жил человек, как бы не жил и во чтобы и в к(К)ого бы не верил он всегда делает выбор и в своем выборе утверждается. Нравственность она одна и другой быть её не может. Не нужно человеческую мораль путать с нравственностью. Ибо нравственность она устанавливается Богом и от Бога исходит, и эта нравственность в заповедях Его. Любишь добро, любишь телесную и душевную чистоту, значит и заповеди полюбишь и добродетели и жить станешь по Евангелию. А если более возлюбил нечистоту, тогда оправдание себе за каждый грех, зло, предумывать станешь. И это свободный выбор! Но и жизнь земная и вечная тоже будет по свободному сделанному выбору…

    “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мк. 17:21). Нет другого пути победить грех, освободится от бесовской зависимости, как только молитвой и постом.

    Умудри нас Господь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *