Святая Троица (Пятидесятница) история праздника

Святая Троица (Пятидесятница)

Святая Троица (Пятидесятница) — величайший христианский праздник. Он празднуется в 50-й день Пасхи. Воскресенье 7 недели по Пасхе знаменует память сошествия Святого Духа на апостолов. Православная Церковь относит его к великим двунадесятым праздникам.

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Его установили в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай. Торжество праздновалось в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов. Первый урожай приносился в жертву в храме.

Христос возвещает ученикам о предстоящем сошествии Святого Духа

К Своему возвращению к Отцу Небесному Христос начал готовиться заранее. Еще до распятия Он проводит прощальный разговор с апостолами. Во время его Господь говорит о предстоящем сошествии Святого Духа. Христос объясняет ученикам, что Дух Святой Утешитель вскоре сойдёт на них. Сойдет для того, чтобы закончить дело по спасению людей.

«Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, – Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан., 14:16-17).

Этот день назвали Святой Троицей. Именно Сошествие Святого Духа на апостолов открыло свершительную деятельность третьего лица Пресвятой Троицы. После этого учение Христа о Триедином Боге стало предельно ясным и полным. Бог Отец — Творец мира. Бог Сын — Искупитель людей от порабощения дьяволу. И наконец, Бог Дух Святой — Освятитель мира через создание Церкви и всемирной проповеди веры. Именно Сошествие Святого Духа на апостолов стало началом Христианской Церкви.

Сошествие Духа Святого на апостолов

Именно в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все двенадцать апостолов собрались вместе. Они готовились к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо. Ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». С ними были некоторые жены-мироносицы и другие верующие (около 120-ти человек).

Сионская горница
Сионская горница, где Дух Святой сошел на апостолов

Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им

«Обетование Отца». И они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49).

Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

Дух Святой сходит на людей

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли.

Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил. И, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком. Умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях! И в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).

Святая Троица (Пятидесятница)
Сошествие Святого Духа на учеников Христа

Апостолы заговорили на разных языках

И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.

Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу:

«Не все ли они галилеяне (т.е. евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?»

Проповедь Петра

А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу:

«Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».

Святая Троица (Пятидесятница)
Проповедь Апостола Петра

Кратка и проста была эта проповедь. Но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал:

«Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа».

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. Число их было около 3 000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой. Этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Святая Троица — история праздника

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи пророк Моисей дал своему народу Божий закон. Одновременно основал ветхозаветное священство. Отсчет ведётся со времени исхода еврейского народа из Египта. И дня получение скрижалей на горе Синай. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Святая Троица икона Рублева
Святая Троица

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой. Именно на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя — Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

Основание Новозаветной Церкви

Сионская горница — это место, где Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Именно она стала первым христианским храмом. А день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием. А также о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо — в ее святых таинствах, через преемников-апостолов — пастырей Церкви — епископов и священников.

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем. А второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.

Праздник Святой Троицы в православном храме
Праздник Святой Троицы в храме

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами. И самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа. А во-вторых, — должным посвящением Ему начатков весны.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    День Пресвятой Троицы. Пятидесятница. Мы так много читаем о нашем Боге, говорим о Нем, живем с Ним, молимся Ему, поклоняемся и служим. Воцерковленный человек ни о ком не говорит и думает так много, как о Боге. Но мало кто может сказать какой есть Бог. Скажут, что Он благий, добрый, что Он есть любовь и добавят, что Бог непостежим для человеческого ума. Но ведь Бог для верующего человека это не только икона, но и пример для подражания, стремление быть как Бог в Которого он верит. Неужели Пресвятая Троица недоступна для человека в понимании и познании Его? И всё же какой Он, Бог?

    Говорить буду о Боге не богословским языком, но человеческим грубым, чтобы было понятно о чем говорю. Давайте представим, что есть Царь Отец и у него есть два сына: один рожденный, а другой исходящий. Кто больше отец или дети его? Конечно отец! Ибо не было бы отца, то и детей тоже не было бы. Он виновник рожденного сына и сына исходящаго. Как и Господь говорит, что Отец более Его (Ин. 14:28). Отец – источник благости. Он рождает и от Него исходит. Тогда почему они равны? Но разве дети отца не являются ли его наследниками и не правят ли они наравне с отцом? Не становятся ли они равными отцу в управлении государством? Да они равны. Как и в семье, хоть родители и больше своих детей, но дети равны своим родителям во всем доме, как сонаследники управление домом, делами. Каков отец, таковы и его дети. Ибо не может худое дерево приносить добрые, полезные плоды, как и доброе дерево не может приносить ядовитые плоды. Если по своей сущности отец добрый, милующий, то и слово рожденное от него будет наполнено добротой, милостью и дух будет исходить наполненный милосердием, любовью. Если отец источник жизни, то и слово и дух его будет наполнено жизнью, и жизнь станут распростронять, и сеять, и наполнять вокруг. Слово Отца живит и Дух животворит. А значит вся Троица она одной сущности, единосущна, и нет в ней противоречия. Если Бог Отец, то и дети Его рожденный Сын и исходящий Дух, тоже Бог. И всем чем обладает Отец, всеми качествами обладают и Его дети. И если Бог Отец, то кто Его дети, разве Они не Бог? Если источник Их существования это – Отец? Как земные царские дети наследуют титул, власть от своего отца и считаются по праву закона именоваться царевечами, а в будущем царем. Они равны, Они едины, Они нераздельны, Они не смешиваются, но Каждая ипостась самостоятельная личность, Которая имеет Свою свободную волю, Свое мнение. И это самое удивительное в нашем Боге! Что три самостоятельные личности действует едино! У Них нет распрей, никто не настаивает на Своем, что должно именно вот так быть и никак иначе. Между Ними нет соперничества, зависти, козней, вражды. Они единомысленны, единодушны между Ними царит мир и любовь. Наш Бог идеал! Он пример как мы должны жить между собою. Как принимаются решения? Сообща, едино, положа совет. Решили вместе и сотворили то, что решили. И решение добро и дела Их благи и несет благо для всех. Какое смирение и послушание царит между Ними. Сын послушен Отцу и Духу, и Дух послушен Отцу и Сыну. Послало Слово Сын Дух Святой и Он пошел не противореча исполняя повеленное. Может ли такой Бог сотворить что-то худое, злое, непотребное? Это невозможно!…

    Мой Бог, это не Бог властелин, который стремится поработить, принудить кого-то исполнить то, что Он повеливает. Если Он так стал бы поступать, то это уже не Бог, ибо для показания Своего превосходства Ему нужно было бы употребить силу, а это говорит о Его несовершенстве, слабости. В этом и сила и абсолютная власть Бога, что Он творит Свою волю не нарушая волю других творений, но устрояя всё во благо, обращая в добро, не взирая как при этом поступают другие. И это Бог! Мой Бог источник света, святости, чистоты, девственности, целомудрия. Он олицетворяет все это в Себе и все что Он сотворил и творит подобно Ему. Каков Творец, таково и Его творение. А если и отверг кто-то Его благость и доброту, то сделал это по своей воле, изменив свою сущность на прямо противоположную своего Создателя. И это свободный выбор Его творения. Но Бог не сотворил и не творит зло, оно Ему чуждо, противоестественно. Пресвятая Триипостасная Троица разумна, исполнена мудрости, а потому и слова и дела Его справедливы, истины, праведны. Мой Бог совершенен! Если и судит мой Бог, то суд Его праведен и милосердно, ибо Он Праведник и Милосерд. Мой Бог не казнит, Он милует. Он наказывает, научает – долготерпит, ждет моего обращения и исправления. И это мой Бог! Какую хвалу воздать моему Богу? Любое хвалебное слово будет недостаточным, чтобы воздать Его благость не только ко мне, но и ко всем творениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *