Святая Троица (Пятидесятница) — величайший христианский праздник. Он празднуется в 50-й день Пасхи. Воскресенье 7 недели по Пасхе знаменует память сошествия Святого Духа на апостолов. Православная Церковь относит его к великим двунадесятым праздникам.
Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Его установили в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай. Торжество праздновалось в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов. Первый урожай приносился в жертву в храме.
Христос возвещает ученикам о предстоящем сошествии Святого Духа
К Своему возвращению к Отцу Небесному Христос начал готовиться заранее. Еще до распятия Он проводит прощальный разговор с апостолами. Во время его Господь говорит о предстоящем сошествии Святого Духа. Христос объясняет ученикам, что Дух Святой Утешитель вскоре сойдёт на них. Сойдет для того, чтобы закончить дело по спасению людей.
«Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, – Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан., 14:16-17).
Этот день назвали Святой Троицей. Так как именно Сошествие Святого Духа на апостолов открыло свершительную деятельность третьего лица Пресвятой Троицы. После этого учение Христа о Триедином Боге стало не только предельно ясным, но и полным. Бог Отец — Творец мира. Бог Сын — Искупитель людей от порабощения дьяволу. И наконец, Бог Дух Святой — Освятитель мира через создание Церкви и всемирной проповеди веры. Именно Сошествие Святого Духа на апостолов стало началом Христианской Церкви.
Сошествие Духа Святого на апостолов
Именно в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все двенадцать апостолов собрались вместе. Они готовились к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо. Ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице». С ними были некоторые жены-мироносицы и другие верующие (около 120-ти человек).
Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им
«Обетование Отца». И они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49).
Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.
Дух Святой сходит на людей
И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные», которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли.
Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил. И, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком. Умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях! И в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).
Апостолы заговорили на разных языках
И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение не только Духом Святым, но и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.
Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу:
«Не все ли они галилеяне (т.е. евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?»
Проповедь Петра
А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу:
«Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».
Кратка и проста была эта проповедь. Но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал:
«Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа».
Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же не только всенародно покаялись в своих грехах, но и крестились. Число их было около 3 000 человек.
Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой. Этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Прежде всего, Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!
Святая Троица — история праздника
Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. Например, на 50-й день после ветхозаветной Пасхи пророк Моисей дал своему народу Божий закон. Но одновременно основал ветхозаветное священство. Отсчет ведётся со времени исхода еврейского народа из Египта. И дня получение скрижалей на горе Синай. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.
Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой. Именно на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя — Духа Святого.
Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан не только благодатный закон любви, нои и утверждено новозаветное священство.
Основание Новозаветной Церкви
Сионская горница — это место, где Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Именно она стала первым христианским храмом. А день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.
Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией. Во-первых, число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Во-вторых, научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием. В-третьих, а также о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Прежде всего, Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.
Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо — в ее святых таинствах, через преемников-апостолов — пастырей Церкви — епископов и священников.
Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем. А второй, т. е. понедельник — во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.
В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами. И самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа. А во-вторых, — должным посвящением Ему начатков весны.
2 комментария
С праздником, православные! День Святой Троицы – пятидесятницы, рождение Церкви Божией на земле для жизни вечной в Царствии Небесном. Желаю быть достойными учениками Христа, оставаться верными не взирая ни на что и не мудрствовать в словах Его, чтобы не впасть прелесть.
В праздник Троицы желаю
Много радости, добра,
Море солнца пусть подарит
Эта чудная пора!
Думать только о хорошем,
Добрые дела творить…
В день дождливый и погожий
Жизнь за всё благодарить…
Светлый ангел взглядом нежным
Путь ваш будет озарять,
Добротой своей безбрежной
От беды оберегать…
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе!
Благодарю за статью.
День Пресвятой Троицы. Пятидесятница. Мы так много читаем о нашем Боге, говорим о Нем, живем с Ним, молимся Ему, поклоняемся и служим. Воцерковленный человек ни о ком не говорит и думает так много, как о Боге. Но мало кто может сказать какой есть Бог. Скажут, что Он благий, добрый, что Он есть любовь и добавят, что Бог непостежим для человеческого ума. Но ведь Бог для верующего человека это не только икона, но и пример для подражания, стремление быть как Бог в Которого он верит. Неужели Пресвятая Троица недоступна для человека в понимании и познании Его? И всё же какой Он, Бог?
Говорить буду о Боге не богословским языком, но человеческим грубым, чтобы было понятно о чем говорю. Давайте представим, что есть Царь Отец и у него есть два сына: один рожденный, а другой исходящий. Кто больше отец или дети его? Конечно отец! Ибо не было бы отца, то и детей тоже не было бы. Он виновник рожденного сына и сына исходящаго. Как и Господь говорит, что Отец более Его (Ин. 14:28). Отец – источник благости. Он рождает и от Него исходит. Тогда почему они равны? Но разве дети отца не являются ли его наследниками и не правят ли они наравне с отцом? Не становятся ли они равными отцу в управлении государством? Да они равны. Как и в семье, хоть родители и больше своих детей, но дети равны своим родителям во всем доме, как сонаследники управление домом, делами. Каков отец, таковы и его дети. Ибо не может худое дерево приносить добрые, полезные плоды, как и доброе дерево не может приносить ядовитые плоды. Если по своей сущности отец добрый, милующий, то и слово рожденное от него будет наполнено добротой, милостью и дух будет исходить наполненный милосердием, любовью. Если отец источник жизни, то и слово и дух его будет наполнено жизнью, и жизнь станут распростронять, и сеять, и наполнять вокруг. Слово Отца живит и Дух животворит. А значит вся Троица она одной сущности, единосущна, и нет в ней противоречия. Если Бог Отец, то и дети Его рожденный Сын и исходящий Дух, тоже Бог. И всем чем обладает Отец, всеми качествами обладают и Его дети. И если Бог Отец, то кто Его дети, разве Они не Бог? Если источник Их существования это – Отец? Как земные царские дети наследуют титул, власть от своего отца и считаются по праву закона именоваться царевечами, а в будущем царем. Они равны, Они едины, Они нераздельны, Они не смешиваются, но Каждая ипостась самостоятельная личность, Которая имеет Свою свободную волю, Свое мнение. И это самое удивительное в нашем Боге! Что три самостоятельные личности действует едино! У Них нет распрей, никто не настаивает на Своем, что должно именно вот так быть и никак иначе. Между Ними нет соперничества, зависти, козней, вражды. Они единомысленны, единодушны между Ними царит мир и любовь. Наш Бог идеал! Он пример как мы должны жить между собою. Как принимаются решения? Сообща, едино, положа совет. Решили вместе и сотворили то, что решили. И решение добро и дела Их благи и несет благо для всех. Какое смирение и послушание царит между Ними. Сын послушен Отцу и Духу, и Дух послушен Отцу и Сыну. Послало Слово Сын Дух Святой и Он пошел не противореча исполняя повеленное. Может ли такой Бог сотворить что-то худое, злое, непотребное? Это невозможно!…
Мой Бог, это не Бог властелин, который стремится поработить, принудить кого-то исполнить то, что Он повеливает. Если Он так стал бы поступать, то это уже не Бог, ибо для показания Своего превосходства Ему нужно было бы употребить силу, а это говорит о Его несовершенстве, слабости. В этом и сила и абсолютная власть Бога, что Он творит Свою волю не нарушая волю других творений, но устрояя всё во благо, обращая в добро, не взирая как при этом поступают другие. И это Бог! Мой Бог источник света, святости, чистоты, девственности, целомудрия. Он олицетворяет все это в Себе и все что Он сотворил и творит подобно Ему. Каков Творец, таково и Его творение. А если и отверг кто-то Его благость и доброту, то сделал это по своей воле, изменив свою сущность на прямо противоположную своего Создателя. И это свободный выбор Его творения. Но Бог не сотворил и не творит зло, оно Ему чуждо, противоестественно. Пресвятая Триипостасная Троица разумна, исполнена мудрости, а потому и слова и дела Его справедливы, истины, праведны. Мой Бог совершенен! Если и судит мой Бог, то суд Его праведен и милосердно, ибо Он Праведник и Милосерд. Мой Бог не казнит, Он милует. Он наказывает, научает – долготерпит, ждет моего обращения и исправления. И это мой Бог! Какую хвалу воздать моему Богу? Любое хвалебное слово будет недостаточным, чтобы воздать Его благость не только ко мне, но и ко всем творениям.