Великая суббота Страстной седмицы

Великая суббота Страстной седмицы

Великая суббота Страстной седмицы воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен.

Погребение Иисуса Христа

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Пилат около гроба поставил военную стражу

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении. Но они не верили сему предсказанию. Лицемеры опасались, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых. Тогда они подстраховались. Во-первых, в субботу выпросили у Пилата военную стражу. Во-вторых, приставили ее ко гробу. И в-третьих, самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42). Но тем самым доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет:

«Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Великая Суббота страстной седмицы Великого Поста.jpg

Великая суббота Страстной седмицы самый важный день Четырехдесятницы

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная). И больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворил человека.

А вот в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою. То есть покоем! Так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления). И в шестой день – пяток. Во-первых, паки возсоздавши истлевшего грехом человека. Во-вторых, обновив его живоносным крестом и смертью. В-третьих, в настоящий седьмой день Господь не только успокоился, но и уснул спасительным сном.

Снисхождение Христа во ад

Бог Слово плотию снисходит во гроб. Но затем снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою. Таким образом через смерть отделился от тела и предал себя в руки Отца. Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве.

Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их.

Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Особенности литургии в Великую субботу Страстной недели

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе. Далее, при участии народа, она обносится вокруг храма. Это символизирует воспоминание не только сошествия Иисуса Христа во ад, но и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам. Во-первых, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом. Во-вторых, что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители не только молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами, но и кладут ее на Престол. На нем она остается до праздника Вознесения Господня. Это в честь памяти сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых. Великая суббота Страстной седмицы заканчивается Божественной литургией Иоанна Златоуста.

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.

«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».

Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»

Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.

«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея:

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Мф. 28, 1-20

Чтение Апостола

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Рим. 6, 8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти. Великая суббота Страстной седмицы к этому нас приготовляет.

Жить со Христом — это исполнять Его заповеди

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Радость Христа в нас пребудет

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам многое в земной жизни. Прежде всего, это небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди. Во-первых, не хотим расстаться со своими страстями. Во-вторых, их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость. Так бороться со страстями, чтобы их до конца умертвить. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди. Это даст возможность не только обладать дарами здесь, на земле. но и плодом их. Прежде всего, это Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви. Но в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни. Там соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом. Вот там будет нескончаемое блаженство в Его Небесном Царстве. Да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Сошествие Его во ад.jpg

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Покой субботы можно описать словами псалма пророка и царя Давида: “Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” (Пс. 15:8-10).

    Как природа успокаивается после шторма, так и Израиль успокоился после страстей Господа Иисуса Христа, когда он с великим криком совершил руками язычников убийство Мессии, Спасителя и благотворителя, великого Пророка и Царя Израильского. Кажется вот и всё, был Человек и Его не стало, весь священнический сан, все недоброжелатели, враги Господа наконец-то успокоились смертью Его. Осудили, распяли, убили Праведника, Его погребли; но и этого мало, идут архиереи к Пилату и просят запечатать гроб, чтобы не пришли ученики Этого обманщика и не выкрали Тело Его и не объявили народу, что Он воскрес. И с позволения прокуратора (игемона) просьба становится делом, на камень, который завален гроб, ставится печать (Мф. 27:62-66). Вот теперь покой для всех. Материальный мир, видимый мир, человеческий – плоть успокоилась и уверена, что со смертью Богочеловека всё, что с Ним связано умерло, забудется, также погребено, как и Тело Его, и память о Нем со временем истребится. Но так думает и живет плоть, а в невидимом мире – духовном, там свои законы и жизнь там протекает иначе. Одно событие видимое и невидимое имеют разное содержания и последствия. То что очевидно для плоти “с глаз долой и сердце вон”, то еще не значит, что и духовное живет по тому же принципу.

    “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода” (Ин. 12:24). Вот действие события в духовном мире, что мертвость для плоти, то жизнь для духа. Незримо для плотских глаз совершается дело спасение человека, и достигает своей кульминационной части – разрушение ада, истребление смерти, порабощение диавола и аггелов его, освобождение праведных душ из чрева ада и восшествие с ними в новый мир, радостный, светлый, блаженный – Царствие Божие, где уже никто не похитит их из руки Бога и они всегда будут с Ним, царствовать вместе с Триедином Богом в Его Царствии. И то плод, которое приносит умирая пшеничное зерно, как в видимом растет из зерна колос, так и в невидимом происходят перемены, устанавливая от ныне свой порядок и закон. Господь говорит ученикам Своим: “Истино, истино говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет, и радость вашей никто не отнимет. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16:20, 22, 33). Покой для плоти не значит покой для сердца. И плоть на скорбь смотрит с плачем и рыданьем и уверена, что скорбь погибель для неё, она несет муку, страдание и отчаяние и смерть, и всё это от того, что не видит плода, который должен родится через эту скорбь. Что может родиться хорошее от плохого, скорбного, тяжкого? Только отчаяние, мрак, безнадежие. Не потому ли плоть радуется, когда другой скорбит и плачет от боли, утраты, что это доля не у неё, что досталась она другому? Не это ли приносит покой плоти, что миновала слезы, плохое, тесное для себя, которая несет скорбь, эта болезнь души и сердца? Но Господь открывает Своим ученикам невидимое плотскому глазу и учит, что скорбь – она к радости, ибо только так появляется добрый плод и рождается истинная радость, которая уже не прейдет и не изменится, и это и есть покой для сердца и души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *