Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу

Неделя 6 о слепом

Неделя шестая. О слепом, 18 – 24 мая. Сегодня Святая Церковь в своем евангельском повествовании рассказывает нам о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. Он исцелил человека, рожденного слепым. 

(Ин.9:1-38. – За­ча­ло 34)

[В то вре­мя] про­хо­дя, [Иисус] уви­дел че­ло­ве­ка, сле­по­го от рож­де­ния. Уче­ни­ки Его спро­си­ли у Него: «Рав­ви! Кто со­гре­шил: он или его ро­ди­те­ли, из-за че­го он и ро­дил­ся сле­пым?» От­ве­тил Иисус: «Ни он не со­гре­шил, ни ро­ди­те­ли его, но [это для то­го], чтобы яв­ле­ны бы­ли де­ла Бо­жии на нем. Нам [Мне] сле­ду­ет тво­рить де­ла По­слав­ше­го Ме­ня, по­ка ещё день; при­хо­дит ночь, ко­гда ни­кто не мо­жет де­лать. По­ка Я в ми­ре, Я – свет ми­ру».

Неделя 6 о слепом
Христос в субботу исцеляет слепого от рождения

Ска­зав это, Он плю­нул на зем­лю, сде­лал грязь из слю­ны и по­ма­зал гря­зью гла­за сле­по­му; и ска­зал ему: «Иди, умой­ся в ку­пальне Си­ло­ам»; что зна­чит в пе­ре­во­де «По­слан­ный». Он по­шел и умыл­ся, и вер­нул­ся зря­чим.

Тут со­се­ди и ви­дев­шие его рань­ше, по­то­му что он был по­про­шай­ка, ста­ли го­во­рить: «Не тот ли это, кто здесь си­дит и про­сит ми­ло­сты­ню?» Од­ни го­во­ри­ли: «Это он», а дру­гие: «Нет, но по­хож на него». Он же го­во­рил: «Это я». То­гда спра­ши­ва­ли у него: «Как же от­кры­лись твои гла­за?»

Он от­ве­тил: «Че­ло­век, на­зы­ва­е­мый Иисус, сде­лал грязь, по­ма­зал мне гла­за и ска­зал мне: «Иди в Си­ло­ам и умой­ся». Я по­шёл и умыв­шись, про­зрел». То­гда они ска­за­ли ему: «Где Он?» Он го­во­рит: «Не знаю». По­ве­ли это­го быв­ше­го слеп­ца к фа­ри­се­ям. А бы­ла суб­бо­та, ко­гда Иисус сде­лал грязь и от­крыл ему гла­за.

Вновь спра­ши­ва­ют его так­же и фа­ри­сеи: «Как он про­зрел». Он же ска­зал им: «Грязь по­ло­жил Он мне на гла­за; и я умыл­ся, и ви­жу». То­гда неко­то­рые из фа­ри­се­ев го­во­ри­ли: «Не от Бо­га Этот Че­ло­век, по­то­му что суб­бо­ту не со­блю­да­ет». Дру­гие же го­во­ри­ли: «Как мо­жет че­ло­век греш­ный тво­рить та­кие зна­ме­ния?» И воз­ник меж­ду ни­ми раз­дор.

То­гда сно­ва го­во­рят сле­по­му: «Что́ ска­жешь о Нем ты, Он ведь от­крыл те­бе гла­за?» И тот ска­зал: «Он – про­рок».

Но иудеи не по­ве­ри­ли, что он был слеп и про­зрел, по­ка не при­зва­ли ро­ди­те­лей са­мо­го про­зрев­ше­го и не спро­си­ли их: «Ваш ли это сын, о ко­то­ром вы го­во­ри­те, что он ро­дил­ся сле­пым? Как же он те­перь ви­дит?»

Ро­ди­те­ли его ска­за­ли им в от­вет: «Мы зна­ем, что это наш сын и что он ро­дил­ся сле­пым; а как он те­перь ви­дит, не зна­ем, или кто от­крыл ему гла­за, мы не зна­ем. Его спро­си́те, он взрос­лый, сам о се­бе ска­жет». Так от­ве­ча­ли ро­ди­те­ли его, по­то­му что бо­я­лись иуде­ев; ведь иудеи уже сго­во­ри­лись: ес­ли кто ис­по­ве­да­ет (приз­на́ет) Его Мес­си­ей (Хри­стом), да бу­дет от­лу­чен от си­на­го­ги. Из-за это­го ро­ди­те­ли его и ска­за­ли: «Он взрос­лый, его спро­си́те».

Итак, при­зва­ли быв­ше­го сле­по­го вто­рич­но и ска­за­ли ему: «Воз­дай сла­ву Бо­гу; мы зна­ем, что Че­ло­век Тот – греш­ник». Он же от­ве­тил: «Греш­ник ли Он, я не знаю; од­но знаю, что я был слеп, а те­перь ви­жу».

Сно­ва спро­си­ли его: «Что он сде­лал те­бе? Как от­крыл те­бе гла­за?» Он от­ве­тил им: «Я уже ска­зал вам, и вы не услы­ша­ли. Что́ опять хо­ти­те слы­шать? Не же­ла­е­те ли и вы стать Его уче­ни­ка­ми?»

И об­ру­га­ли они его и ска­за­ли: «Это ты Его уче­ник, а мы уче­ни­ки Мо­и­сея. Мы зна­ем, что Мо­и­сею го­во­рил Бог; Это­го же мы не зна­ем, от­ку­да Он». [Про­зрев­ший] че­ло­век ска­зал им в от­вет: «Это и уди­ви­тель­но, что вы не зна­е­те, от­ку­да Он, а Он от­крыл мне гла­за. Но мы зна­ем, что греш­ных Бог не слы­шит; но слу­ша­ет то­го, кто чтит Бо­га и тво­рит Его во­лю. От ве­ка не слы­ха­но, чтобы кто от­крыл гла­за сле­по­рож­ден­но­му. Ес­ли бы не был Он от Бо­га, не мог бы тво­рить ни­че­го». Они от­ве­ти­ли и ска­за­ли ему: «В гре­хах ты весь ро­дил­ся, и ты ещё учишь нас?!» И вы­гна­ли его вон.

Услы­шал Иисус, что вы­гна­ли его вон, и, най­дя его, ска­зал: «Ты ве­ришь в Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го?» Тот от­ве­тил и ска­зал: «А кто Он, Гос­по­ди, чтобы я уве­ро­вал в Него?» Ска­зал ему Иисус: «Ты уви­дел Его, и Он го­во­рит с то­бою». Он же ска­зал: «Ве­рую, Гос­по­ди!» И по­кло­нил­ся Ему.

Два Евангельских чуда в один день

Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.

И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).

Неделя 6 по Пасхе, о слепом
Исцеление Христом слепого от рождения

Об исцелении слепорожденного рассказывает 9-я глава Евангелия от Иоанна. Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (…) Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Допрос фарисеями родителя слепого

Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!

Христос утешитель

Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Мы слепы духовными глазами

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41).

Видео: Слово в Неделю о слепом

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Человеку, который не имеет никаких физических недостатков и ограничений никогда не сможет понять того, кто их имеет. Ему не надо представлять, что есть солнце, свет, цвет… он всё это видит от рождения, оно для него естественно. А потому и здоровый человек без физических недостатков будет наполнен другими желаниями, мечтами, ставить перед собой цели, которые бы он хотел достигнуть. Но давайте станем хотя на короткое время абсолютно слепым. Слепым с самого своего рождения. НИКОГДА не видеть свет, только слышать о нем. Какое бы было самое заветное желание у нас, если бы мы были слепы от рождения? Думаю ответят одно: чтобы видеть! Но видеть не возможно тому у кого нет глаз, а значит и желание и мечта никогда не осуществится. В этой жизни мне не дано стать зрячим. НИКОГДА!

    Чтобы понять, что получил слепорожденный и что дал ему Господь, нужно стать самому на место слепого. Да, невольно возрадуешься, что я зрячий, что вижу. Так же глядя на слепорожденного люди радовались за себя, и жалели его, а потому их умы были заняты выяснением обстоятельств: кто согрешил в роду, что Бог так покарал их, дав дитя инвалида – слепорожденного.

    Чудо прозрение. Да чудо! Это все равно как вместо кульки руки выросла на глазах целая здоровая рука. И не постепенно, а сразу. Помазали пустое место грязью и слюней, сказали пойди смой эту грязь в источнике, ты пошел, смыл и у тебя здоровая рука отросла. Невероятно! Страх нападет если увидеть такое собственными глазами. Так же и глаза. Ведь слепорожденный когда пришел умыться в купели Силоам, был не один, наверняка там находилось не мало народа. И вот пришел человек с брением на глазах, вернее вместо глаз, умылся и у него глаза появились. Да не просто зеницы открылись, но получил здоровые, видящие очи.

    Господь не случайно останавливается на нем, не случайно дарует ему не просто исцеления, ибо человек не болел. Он дарует ему невозможное в этой жизни – очи, которые видят. Господь Иисус Христос не зрение ему даровал, Он дал ему очи, которые видят. Дал то, что у человека никогда не было и никогда не могло бы быть. Господь пошел против природы, Он попрал её законы, и здесь явно проявляется Божественная сущность Господа нашего Иисуса Христа, отчетливо видно Его Сыновство Бога Отца Небесного. Бог Отец дал через Своего Сына очи человеку, которые их никогда не имел и иметь не мог никак. И когда Бог дает этот дар человеку? В субботу, в то самое время, которое никому нельзя ничего делать по повелению Бога. И Бог Сам нарушает это постановление! Как такое может быть? Неужели Бог попирает Свое же слово, которое Он дал в законе? Или человек чего-то неправильно понимает в Его слове? Так кто прав? Человек, который утверждает, что Бог запрещает делать добро в субботу, потому что это есть не почтение Бога и Его данного закона? Или Бог, Который делами опровергает то, что утверждает человек?

    В своем Евангелие апостол Иоанна Богослов очень хорошо передает сопротивление человека, который держится за букву, обряды, правила и постановления старцев, то есть человеческие. Постоянные пререкания, злословия, насмешки с Ним и в адрес Господа. Говорят и убеждают в своей вере в Бога, но дела веры у них мертвы, и тем опровергают, то что утверждают, что они ВЕРЯТ. Ибо главное не хотят принять, что Бог – есть добро! Ибо дела, которые творит Господь они наполнены любовью, состраданием и добротой. Дать очи человеку, которые их не имеет по Своей любви и доброте страждующему, те, вместо радости: упреки сыплют, ропот и недовольство, одним словом злобой дышат. И злоба их обличает в неверии, жестокосердии, и что Бога они так и не познали. Вот и получается, что буква и внешние ограничения себя ради следования этой буквы – жертвы, превозносятся над её сутью – милости.

    И обличает Господь в слепоте такого человека: “на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (Ин. 9:39). Добавляя: “если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин. 9:41).

    Рожденный в слепоте телесной увидел Бога, а рожденные зрячими, так и не увидели Его… И кто слеп?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *