Неделя 6 О слепом, 10-16 июня 2024 года. Сегодня Святая Церковь в своем евангельском повествовании рассказывает нам о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос. Он исцелил человека, рожденного слепым.
Евангелие от Иоанна
Ин.9:1-12
[В то время] проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил: он или его родители, из-за чего он и родился слепым?» Ответил Иисус: «Ни он не согрешил, ни родители его, но [это для того], чтобы явлены были дела Божии на нем. Нам [Мне] следует творить дела Пославшего Меня, пока ещё день; приходит ночь, когда никто не может делать. Пока Я в мире, Я – свет миру».
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал грязь из слюны и помазал грязью глаза слепому; и сказал ему: «Иди, умойся в купальне Силоам»; что значит в переводе «Посланный». Он пошел и умылся, и вернулся зрячим.
Тут соседи и видевшие его раньше, потому что он был попрошайка, стали говорить: «Не тот ли это, кто здесь сидит и просит милостыню?» Одни говорили: «Это он», а другие: «Нет, но похож на него». Он же говорил: «Это я». Тогда спрашивали у него: «Как же открылись твои глаза?»
Он ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал грязь, помазал мне глаза и сказал мне: «Иди в Силоам и умойся». Я пошёл и умывшись, прозрел». Тогда они сказали ему: «Где Он?» Он говорит: «Не знаю». Повели этого бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал грязь и открыл ему глаза.
Ин.9:13-24.
Вновь спрашивают его также и фарисеи: «Как он прозрел». Он же сказал им: «Грязь положил Он мне на глаза; и я умылся, и вижу». Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что субботу не соблюдает». Другие же говорили: «Как может человек грешный творить такие знамения?» И возник между ними раздор.
Тогда снова говорят слепому: «Что́ скажешь о Нем ты, Он ведь открыл тебе глаза?» И тот сказал: «Он – пророк».
Но иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, пока не призвали родителей самого прозревшего и не спросили их: «Ваш ли это сын, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым; а как он теперь видит, не знаем, или кто открыл ему глаза, мы не знаем. Его спроси́те, он взрослый, сам о себе скажет». Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ведь иудеи уже сговорились: если кто исповедает (призна́ет) Его Мессией (Христом), да будет отлучен от синагоги. Из-за этого родители его и сказали: «Он взрослый, его спроси́те».
Ин.9:25-38
Итак, призвали бывшего слепого вторично и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот – грешник». Он же ответил: «Грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Снова спросили его: «Что он сделал тебе? Как открыл тебе глаза?» Он ответил им: «Я уже сказал вам, и вы не услышали. Что́ опять хотите слышать? Не желаете ли и вы стать Его учениками?»
И обругали они его и сказали: «Это ты Его ученик, а мы ученики Моисея. Мы знаем, что Моисею говорил Бог; Этого же мы не знаем, откуда Он». [Прозревший] человек сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. Но мы знаем, что грешных Бог не слышит; но слушает того, кто чтит Бога и творит Его волю. От века не слыхано, чтобы кто открыл глаза слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего». Они ответили и сказали ему: «В грехах ты весь родился, и ты ещё учишь нас?!» И выгнали его вон.
Услышал Иисус, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал: «Ты веришь в Сына Человеческого?» Тот ответил и сказал: «А кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?» Сказал ему Иисус: «Ты увидел Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему.
Два Евангельских чуда в один день
Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.
И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).
Об исцелении слепорожденного рассказывает 9-я глава Евангелия от Иоанна. Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (…) Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Допрос фарисеями родителя слепого
Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!
Христос утешитель
Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Мы слепы духовными глазами
У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:30–41).
2 комментария
Вера открывает сердечные очи, так что она видит невидимое, как видимое; и то от слышания слова Божия и оно не от человека, а Божий дар. Вот слышит человек о чудесах, которые совершаются Господом Иисусом Христом с другими болящими, страждущими, как Он отверзает очи, немыми делает говорящими, из сухих членов тела делает здравыми, прокаженных очищает, расслабленных ставит на ноги, воскрешает даже мертвых, но… все они родились отчасти и видящими, и слышащими, и ходячими…, а он слепорожден от рождения. На что ему надеяться? Но услышал, поверил, что не лгут люди и верил и ждал, что может и с ним совершит Господь чудо.
Читая Евангелие воспринимаешь творимые чудеса Господом спокойно. Почему? Не потому ли, что они были совершены более двух тысяч лет назад. Да, конечно угодники Божии повторяют то, что творил Христос, но и они жили n-количество лет назад, а вот сейчас, сейчас… Прежде чем чудо совершится, для начала надо поверить в Того через Которого чудо совершается. Бог творец чудес, а не человек. Каким бы особенным, талантливым, гениальным не был бы человек, он не может изменить природу вещей, как не может остановить и изменить направления ветра. Сначала поверь, а потом увидишь. Как и слепорожденный сначала поверил, что Мессия пришел, Тот Самый о Котором пророчествовали пророки, Тот Самый, Которого чаял народ израильский, духовными очами увидел Христа, и получил невозможное – очи телесные, которые видят четко, ясно.
«…ты веруешь ли в Сына Божия? А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал исцеленному слепорожденному: И видел Его и Он говорит с тобою. Он же сказал: Верую Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:35-38).
И видел Его – Сына Божия (будучи еще слепым) и Он говорит с тобою теперь – зрячим.
Благодарю за статью.
Человеку, который не имеет никаких физических недостатков и ограничений никогда не сможет понять того, кто их имеет. Ему не надо представлять, что есть солнце, свет, цвет… он всё это видит от рождения, оно для него естественно. А потому и здоровый человек без физических недостатков будет наполнен другими желаниями, мечтами, ставить перед собой цели, которые бы он хотел достигнуть. Но давайте станем хотя на короткое время абсолютно слепым. Слепым с самого своего рождения. НИКОГДА не видеть свет, только слышать о нем. Какое бы было самое заветное желание у нас, если бы мы были слепы от рождения? Думаю ответят одно: чтобы видеть! Но видеть не возможно тому у кого нет глаз, а значит и желание и мечта никогда не осуществится. В этой жизни мне не дано стать зрячим. НИКОГДА!
Чтобы понять, что получил слепорожденный и что дал ему Господь, нужно стать самому на место слепого. Да, невольно возрадуешься, что я зрячий, что вижу. Так же глядя на слепорожденного люди радовались за себя, и жалели его, а потому их умы были заняты выяснением обстоятельств: кто согрешил в роду, что Бог так покарал их, дав дитя инвалида – слепорожденного.
Чудо прозрение. Да чудо! Это все равно как вместо кульки руки выросла на глазах целая здоровая рука. И не постепенно, а сразу. Помазали пустое место грязью и слюней, сказали пойди смой эту грязь в источнике, ты пошел, смыл и у тебя здоровая рука отросла. Невероятно! Страх нападет если увидеть такое собственными глазами. Так же и глаза. Ведь слепорожденный когда пришел умыться в купели Силоам, был не один, наверняка там находилось не мало народа. И вот пришел человек с брением на глазах, вернее вместо глаз, умылся и у него глаза появились. Да не просто зеницы открылись, но получил здоровые, видящие очи.
Господь не случайно останавливается на нем, не случайно дарует ему не просто исцеления, ибо человек не болел. Он дарует ему невозможное в этой жизни – очи, которые видят. Господь Иисус Христос не зрение ему даровал, Он дал ему очи, которые видят. Дал то, что у человека никогда не было и никогда не могло бы быть. Господь пошел против природы, Он попрал её законы, и здесь явно проявляется Божественная сущность Господа нашего Иисуса Христа, отчетливо видно Его Сыновство Бога Отца Небесного. Бог Отец дал через Своего Сына очи человеку, которые их никогда не имел и иметь не мог никак. И когда Бог дает этот дар человеку? В субботу, в то самое время, которое никому нельзя ничего делать по повелению Бога. И Бог Сам нарушает это постановление! Как такое может быть? Неужели Бог попирает Свое же слово, которое Он дал в законе? Или человек чего-то неправильно понимает в Его слове? Так кто прав? Человек, который утверждает, что Бог запрещает делать добро в субботу, потому что это есть не почтение Бога и Его данного закона? Или Бог, Который делами опровергает то, что утверждает человек?
В своем Евангелие апостол Иоанна Богослов очень хорошо передает сопротивление человека, который держится за букву, обряды, правила и постановления старцев, то есть человеческие. Постоянные пререкания, злословия, насмешки с Ним и в адрес Господа. Говорят и убеждают в своей вере в Бога, но дела веры у них мертвы, и тем опровергают, то что утверждают, что они ВЕРЯТ. Ибо главное не хотят принять, что Бог – есть добро! Ибо дела, которые творит Господь они наполнены любовью, состраданием и добротой. Дать очи человеку, которые их не имеет по Своей любви и доброте страждующему, те, вместо радости: упреки сыплют, ропот и недовольство, одним словом злобой дышат. И злоба их обличает в неверии, жестокосердии, и что Бога они так и не познали. Вот и получается, что буква и внешние ограничения себя ради следования этой буквы – жертвы, превозносятся над её сутью – милости.
И обличает Господь в слепоте такого человека: “на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (Ин. 9:39). Добавляя: “если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас” (Ин. 9:41).
Рожденный в слепоте телесной увидел Бога, а рожденные зрячими, так и не увидели Его… И кто слеп?…