Название торжества отражает суть события — это Вознесение Господне на небо Иисуса Христа. Завершилось Его земное служение. Этот праздник отмечается всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели.
Почему Вознесение Господне произошло на 40 день? Во-первых, число «40» — не случайное. Во-вторых, во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. В-третьих, по закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. В-четвёртых, в сороковой день после Воскресения, Христос вошел в небесный храм Своего Отца.
Вошёл как Спаситель человечества. Это событие стало как бы вторым рождением Господа. Но победив смерть, Иисус вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Ведь смерть — это страшное последствие греха. А вознесение дало возможность воскреснуть в славе. Но этим самым Господь открыл каждому человеку возможность вознестись в высшую обитель света. Вознестись не только по всеобщем Воскресении, но и к самому Престолу Всевышнего.
Вознесение Господне
Человек на земле всего лишь гость, странник, который совершает свой «крестный ход» в вечность. А Господь Своим Вознесением указывает ему путь восхождения к ней.
Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян.1:2-11) Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся им и говорил о Царствии Божием. Затем в сороковой день Христос собрал апостолов в Иерусалиме. Он вывел их из города на гору Елеонскую. Там повелел им не расходиться сказав:
«вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым».
После этого Он вознесся на небо. Когда светлое облако скрыло Господа от учеников, им явились два ангела. Они сказали, что Господь снова придет на землю. Это увидят все, так же, как вы видели его восходящим на небо. Апостолы поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим.
Что символизирует праздник Вознесения?
Прежде всего, праздник Вознесения – это праздник Неба! Открытие человеку Небесного Царствия, как не только нового, но и вечного дома. Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом. О небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях. Это то небо, которое раскрыл и вернул нам Господь. Во-первых, небо – это Царство Божие! Во-вторых, это царство вечной жизни! В-третьих, царство истины, добра и красоты! Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.
Через Вознесение Господа падшее человечество Христом возводится от земли. Но не только от тления и смерти, но и к нескончаемой жизни на небе. Христос, воскреснул силой Своего Божества. Он через Вознесение удостоил человеческое естество величайшей чести и славы — седения одесную Отца.
Вознесясь на небо, Христос незримо присутствует на земле
Но вознесшись на небо, Господь не оставил землю. Своим Божественным присутствием, стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он находится на земле и вездесущим Своим Божеством, и в великом таинстве Евхаристии. Теми божественными частицами Тела и Крови Его, которыми приобщаются верные. Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением прославления Его по человечеству. Оно началось в Воскресении. А основанием Ему послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотию на земле.
Вознесение Иисуса Христа на небо открывает для всех верующих в Него путь к небу. Дорогу к вечной жизни. Ведь Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Но Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых. Этим Он представил в Своем Лице начало искупленной и возрожденной Им человеческой природы. Кроме того, Он взошел со славой к начальнику Света Отцу Своему. Но при этом Он Крестом Своим разрушил древнее осуждение человечества. И попутно устранил преграду вражды между человеком и Богом.
Праздник установили апостолы
Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим. Он относит его к разряду праздников, установленных апостолами. Точно также, как они установили праздник Пасхи и Пятидесятницы. Блаженный Августин также упоминал о повсеместном чествовании праздника. По Преданию, он приписывал торжеству апостольское установление. Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином и преподобным Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).
Православная иконография Вознесения исходит из эсхатологического смысла слов ангелов. Христос возносится таким, каким некогда вернется «во славе» вершить Страшный суд. Апостолы, объединились вокруг Девы Марии, (стоящей в центре группы с воздетыми руками). Они символизируют проводы Церковью Христа на Небеса и ожидание Его Второго пришествия.
В ряде стран праздник Вознесение Господне — выходной, нерабочий день.
3 комментария
Поздравляю всех верующих христиан России с праздником Вознесения Господня. Дай нам Бог силы преодолеть все трудности сегодняшнего времени.
Какие слова оставил нам Господь. Они ведь не только к апостолам, свидетелям Его Вознесения, обращены, но и к нам, живушим спустя 2000 лет: “Аз есть с вами во все дни до скончания века” (Мф.28:20). С нами Господь. Всемогущий, Всеведущий, Любящий, у Которого нет безсильного слова.
Разве можем мы чего-то бояться или с тревогой смотреть в будущее? Нет, будем на Него уповать и Он нас не посрамит.
Всех с праздником.
Благодарю за статью.
Вознесение Господне. Конечно Господь наш Иисус Христос после Своего Воскресения и сорокодневного явления Своим ученикам вознелся не на чувственное небо, которое видит человек, но из чувственного (видимого) вознелся на духовное (невидимое) Небо, где обитает Бог в непреступной Славе в Своем Царствии, и воссел рядом со Своим Отцом, чтобы царствовать на века.
“Я есмь путь и истина и жизнь”, – говорит Господь (Ин. 14:6). Господь – есть путь. Но куда? Вознесение как раз и говорит, куда ведет путь Господа нашего Иисуса Христа, оно ведет на Небо. Путь от земли на Небо! Это лестница, которую Господь утвердил на земле, Своим пришествием, рождением от Пречистой Девы Марии, неискусомужной Отроковицы, Матери Своей. От самого Своего рождения до распятия – это земной путь. Путь скорбей, уничижения, отвержения, изгнания, как видит человек из Евангелия. И от Воскресение до Вознесения – это небесный путь ведущий в Его Царствие.
Рождаясь за земле, человек растет и развивается не только телесно, но также и душевно. Здесь на земле тоже есть для плоти своя лестница: как детские сады, школы, другие учебные заведения после которых человек обретая знания ищет способ для их применения, чтобы уже самостоятельно содержать себя самого и приносить благо для общественности. Растя плотью, вольно или невольно, но человек растет и душевно. Он живет по установленному закону, подчиняется общественным правилам, морали, принципам и идеалам. Жизнь такого человека мало чем отличается от жизни животного. Почему? Те, тоже заботятся о своем потомстве, обучают его, передают свой опыт и знания как выжить в тех условиях в которых оно обитает. Вся жизнь животных подчинена о хлебе насущном, о земном. Также и плотского человека вся его жизнь подчинена в поиске хлеба насущного, о земном благе. Такой человек земной, перстный, но не духовный. А потому и после своей смерти его душа встретившись с духовным, должна подняться на духовное Небо по духовной лестнице, которая, как знает воцерковленный человек зовется мытарством.
Духовный рост тоже начинается на земле, и оно растет на духовной ниве. И для духа есть своя лестница, чтобы подняться на небо. Для духа школа – это Евангелие, слово Господа, Его учение и заповеди, а путь – духовная жизнь Господа: отвержение и попирание земной, плотской жизни с её ценностями, связями и привязанностями. Господь еще на земле восходит по духовной лестнице на небо. Искушаясь, терпя озлобление и человеческое и бесовское, постоянно встречая препятствия, сопротивление, препирательство, лицемерие, непонимание. Своим восшествием Он показует, что подъем не будет легким, быстрым. Показует, что ради духовного, небесного придется многим жертвовать, отказываться, кладя свою душу за небесное. Бог – это любовь! Небо – Его Царствие – это Царство любви. Но как войти в Царство любви тому, кто так и не научился любить, как Господь Бог любит? Как войти душе плотской туда, где обитает высокая нравственность, идеалы. Дух это высота. Душа это низина, то есть земля. Чтобы войти на высоту, нужно подниматься вверх, а для этого надо оторваться от земли. Стоя на земле и крепко держась за нее, душа никогда не поднимется по лестнице на вверх. Как невозможно подниматься на вверх таща с собой груз, рано или поздно сорвешься. Груз так и будет тянуть вниз не давая двигаться вперед, да и попечение души будет о грузе, который она несет, как бы чего не потерять. Душа должна быть на легке, свободной. Как и Господь говорит: “ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего” (Ин. 14:30). Чтобы душе вознестись на небо после смерти, как Господь вознесся, без препятствий, она должна освободиться от всего того, что ей может помешать вознестись, чтобы диавол и аггелы его ничего в ней не нашли своего: злобы, лжи, лукавства, лицемерия. Тогда она легко без препятственно вознесется на небо, туда где обитает Бог, где сидит Господь: где нет печали, болезней скорбей, где в блаженной радости живут души праведников. Божий мир: мир красоты, чистоты, света и святости.
“Я есмь путь и истина и живот” (Ин. 14:6). Вне Господа Иисуса Христа невозможно взойти на небо, быть в Царствии Пресвятой Троицы. Христос – есть ПУТЬ и ИСТИНА и ЖИВОТ, и только те кто шествует Его путем, поднимается по духовной лестнице, кто держится Истины, тот и обретает истинную Жизнь с Богом.