В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается день Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа. Яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы». Как противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Святой Дух — источник всякой жизни
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Но посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, »кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.
Святой Афанасий говорит:
«Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит’‘.
Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына.
Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26).
Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения. Поэтому многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями. Во-первых, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Во-вторых, жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа. Ведь к ним относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Но также как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им. Он также обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение. То есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну. Так как постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца. Оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.
Благодать Святого Духа
В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке. И при этом сообщая ему доселе неведомое познание Бога. Во-первых, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Во-вторых, божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа. Но поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, то обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы. Поэтому пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына. То есть – Божественного Ума и Божественного Слова! Или всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).
Фреска. Святой Дух на престоле. Рильский монастырь
Служба в день Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица). Но затем продолжается в Духов день. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Перевод:
Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.
Царю – Царь; Утешителю – Утешитель; Душе истины – Дух истины, Дух правды; Иже – Который; Сый – сущий, находящийся; вся исполняяй – все наполняющий; сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю – Податель жизни; прииди и вселися – приди и вселись; в ны – в нас; от всякия скверны – от всякой нечистоты, то-есть от всяких грехов; Блаже – благой, добрый.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.
Святой Дух царь и дух истины
Мы называем в молитве Духа Святаго Царем Небесным. Поскольку Он, истинный Бог, то равный Богу Отцу и Богу Сыну. Но Он также невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Точна так, как Он утешил и апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо.
Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.
Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Но также Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.
Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Но если Дух Святый обладает такими дивными свойствами. Во-первых, везде находится, все наполняет Своею благодатию. Во-вторых, всем дает жизнь. Поэтому-то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме. Очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания. И, наконец, спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
1 комментарий
Благодарю за статью.
Верный. С этого начинается преображение души от греха к святости, от падения к восстанию, от восстания к подъему на духовную высоту. Святой Дух помогает шествовать по пути добродетели. Но всё начинается с верности.
Когда задумываешься о том, как родилась Церковь, то удивляешься. Обычные люди, которые именуются апостолами, свидетели Христовы, не только во время земной жизни Спасителя, но и по воскресении Его, когда Он являлся на протяжении сорока дней, говоря о Царствии Божием, вкушая с ними пищу, прибывая с ними, укрепляя их в вере и на предстоящее поприще благовествование Евангелие, эти простые люди, кто-то грамотный, а более немощные и немудрые века сего, укрепившись силою свыше Духом Святым пошли без страха благовествовать по всему миру о воскресении Господа Иисуса Христа и через то, спасение всему роду человеческому. И не имеет более значение иудей он или язычник, спасение для всех, для каждого человека, для того, кто хочет новую жизнь с новым именем и с новым образом. Не тем образом, который от тела, изменив прическу, приоделся, приукрасился, но образ души, которая сотворена по образу Божию и по Его подобию, поднимаясь по духовной лествице, возрастая из душевно-плотского в духовного человека, совлекая греховное и облачаясь в святое.
Наш Бог – Бог мира. Наш Бог ни с кем не воюет, не припирается, не соперничает. Это с Ним воюют, с Ним припираются, с Ним соперничают, Ему перечат, и начало непокорства положил диавол. Наш Бог мира, Бог благоустройства, Бог жизни, Бог доброты и бесконечной любви. Триединый Бог. Святой Дух – третья Ипостась Триединого Бога. Мирный Дух, тихий Дух, кроткий Дух. Дух истины, Дух правды, Дух вдохновляющий. Дух утешающий, Дух просвещающий, Дух животворящий. Зачем я всё это пишу? Чтобы понять действие Святого Духа, надо Его охарактеризовать как личность. А личностные качества это не физиология лица и не манера поведения, если говорить о человеке, но это содержимое сердца самого человека, его глубина и широта души. Вот это и есть личность. Личность, когда человек при выборе предать или остаться верным, выбирает второе, а не первое и принимает последствия своего выбора, терпеливо, безропотно перенося тяжкое, скорбное и несправедливое, прощая обидчика, покрывая его своей любовью. Это высота и это личность! А когда человек выбирает худое и порицаемое обществом, то и такое поведение характеризует человека как личность, но уже с другими красками, восприятием и нравственностью. И это низменность души – подлость.
Человек идущий за Господом Иисусом Христом не может не наставляться Духом Святым, не может не иметь Его в сердце своем, не может не слышать голос Его. Дух Святой учит истине, Он показует, где ложь, а где правда. Он вдохновляет к деланию заповедей Божьих, Он укрепляет, утешает, наполняет сердце миром, когда вокруг брань, отчуждение, холодность. Без Духа Святого не возможно познать Бога, получить дары, достигнуть Царствия Божия. Пока на апостолов не сошел Дух Святой в горлице во время молитвы, они сидели взаперти ради страха перед Иудеями. Они были малодушны и трусливы. Как бы это не было неприятно писать, но без Духа Святого человек труслив. Но сошел Дух Святой на них, и укрепилось сердце их, возгорелось пламенем к Богу и уже с дерзновением проповедовали народу о тайне спасении человечества, которое совершилось через Господа Иисуса Христа. Без Божьего Духа человек немощен и слаб.
Что я могу написать о Духе мира? Сколько бы хвалебных слов не писалось, все равно этого будет недостаточно. Сколько бы не находила сравнения все они меркнут. Через Бога Отца человек слышит призыв к вечности, через Сына Его – Христа, через Слово Его человек очищается и рождается для новой жизни, через Духа Святого человек обожествляется, одухотворяется и становится небожителем. Бог один, Бог един и Бог и человек становятся едиными, в союзе любви и братства, и совершаются ими славные, великие и дивные дела.