Антипасха — это вместо Пасхи праздник. Вот что это означает

Антипасха, что это за праздник

Антипасха — это вместо Пасхи

Антипасха, что это означает? Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи.

Антипасха — это вместо Пасхи

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе:

«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Антипасха — это и Фомина неделя

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Христос проверяет верность Фомы

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме:

«Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27).

Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему:

«Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях. В первую очередь докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате. Во-первых, что Он воскрес именно телесно! А во-вторых, в том числе и с ранами от гвоздей.

Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него!

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда:

«В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Также Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Прежде всего, помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих!»

Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его. Православные христиане, вспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Во-первых, она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу. Во-вторых, она представит человека пред лице Божие. В-третьих, поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня. В-четвертых, славит одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Портал «Православная жизнь»

2 комментария

  • Сергей:

    Христос Воскрес!!! Спасибо вам брат Георгий за столь поучительно и в полне понятую статью!

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Ев. 11:1)

    Как зарождается вера? Где берет свое начало? Вера от слышание (Рим. 10:17). Не так ли начинает верить человек, когда слышит что-то, даже если это что-то превосходит все его ожидания и говорится о чем то непостижимом, заоблачном, нереальном? Но вера не от разума, она от сердца. Слово принимается сердцем на веру, что так оно и было, как говорится, и так оно и есть. Как праведник Ной услышал глас Бога сделать ковчег и начал строить. И строил не один год, и даже не одно столетие, и за это время строительства, может быть, кроме «построй ковчег», Бог с ним больше не заговорил, пока строительство не подошло к концу. И не ослабел верой старец, делал то, что повелел Бог, в терпении. Господь утверждает в вере Своего ученика Фому: «блаженные невидившие и уверавшие» (Ин. 20:29). Блаженные все праведники, которые не видели Христа, но ожидали его пришествие, верили в невидимое, обещанное; блаженны и те, кто уверовал в Него как в Богочеловека и в Его воскресение, невидившие Его и неслышавшие Его голоса, по слову проповедников и благовестников апостолов Христовых. Легко поверить, когда сам становишься свидетелем, и больше соблазна, когда просто слышишь о невероятном событии превосходящее всякое разумение. И почему веришь? Во времена апостолов знамения и чудеса творились, а сегодня? Чудес немного и вера уже именно от слышания простого человека, который может и никакими особенными дарами не обладает и нет ничего кроме горячей веры в Господа Иисуса Христа и искренней любви к Нему. Когда вера подтверждается только исполнение заповедей, делами милости, любви, не осуждения всех людей не взирая на лица. И такая вера блаженная, отверзающая дверь в жизнь вечную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *