История Тюльганского благочинного округа - церковь-тюльган.рф

Церкви Тюльганского района Оренбургской Епархии до 1917 года XX века.

Алмала

Церковь в честь иконы Казанской  Пресвятой Богородицы (возможно Покрова Пресвятой Богородицы). Примерно до 1840 года там была мечеть, т.к. Алмала была населена татарами. После того, как из Алмалы Тимашев выгнал татар и стал заселять  крестьянами из Ташлы и Троицкого, село вошло в Причт. Ташлинской церкви Покрова Пресвятой Богородицы до 1914 г., а с 1914 года алмалинский приход вошел в Причт  Варваринской Церкви. По сей день толком никто не знает, была ли церковь в Алмале. Что такое Причт, это село окормляли ташлинские, а потом варваринские священники и как бы причислялись к определённой церкви, пока не было своей.

Благовещенка

Церковь Во имя Павла Фивейского (египетский отшельник), православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1911году. Разрушена в 50-60 годы XX века. Престольный праздник 28 января по новому стилю.

Варваринка

Церковь Во имя Великомученицы Варвары Илиопольской, православного вероисповедания.   Деревянная,  построена в 1914 году, разрушена в 50-60 годы XX века. Престольный праздник 17 декабря по новому стилю.

Городки

Церковь Во имя Архангела Михаила, православного вероисповедания, построена в1901 году. До постройки церкви Городецкий приход входил в  Причт   Тугустемирской церкви.

Престольный праздник 19 сентября по новому стилю. После постройки своей церкви Архангела Михаила, все близлежащие деревни и хутора, а их было много по речке Юшатырки, вошли в Причт городецкой церкви, то есть были причислены к приходу церкви Архангела Михаила.

Екатеринославка

Церковь Свято-Троицкая, православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1897-99 гг. Разрушена в 50-60 годы XXвека. Престольный праздник в день Пятидесятницы (Троица). После постройки Церкви в селе Екатеринославки, все близлежащие хутора и деревеньки расположенные на речке Малой Юшатырке были причислены к Свято-Троицкому приходу.

Екатериновка

Церковь Во имя целителей Бессеребренников братьев Космы и Дамиана (возможно церковь русского вероисповедания, старообрядческая).Деревянная, построена в 1912 году, Разрушена в 50-60 годы XXвека. Престольный праздник 14 ноября по новому стилю.

Ивановка

Церковь в честь успения Пресвятой Богородицы, православного вероисповедания. Деревянная, построена  в 1914 году, Разрушена в 50-60 годы XX века. Престольный праздник 28 августа по новому стилю.

Ключи

Первая Церковь  Во имя Покрова Пресвятой Богородицы? (точно неизвестно) православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1914 году. По архивным документам значится, как церковь тихоновского толка. Это означает, что прихожане не пожелали подчиниться Высшему Церковному Управлению созданному в 1918-20 гг. новой властью, на основе собрания митрополитов всех Епархий, которые совместно решали церковные дела. Скорее всего, была закрыта и разрушена первой в нашем районе, а приход разогнан.

Вторая Церковь Во имя целителей Бессеребренников братьев Космы и Дамиана, русского вероисповедания, старообрядческая. Деревянная, построена в 1906 году, разрушена в 50-60 годы XXвека. Престольный праздник 14 ноября по новому стилю.

Николаевка

Находится за селом Троицкое. Церковь Во имя Святителя Николая Чудотворца, православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1908 году, разрушена в 50-60 годы XXвека. Престольный праздник 22 мая и 19 декабря по новому стилю.

Ново-Николаевка

Находилась между Марычевкой и Екатеринославкой. Церковь Во имя Архангела Михаила, православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1893 году. Разрушена в 50-60 годы XXвека.

Репьевка

Церковь Во имя Алексея Божьего человека, православного вероисповедания. Каменная, построена в 1835-1839 гг.

Церковь каменная в честь Алексея человека Божьего в Репьевке
Каменный храм Алексея Человека Божьего в Репьевке

В настоящее время действующая. Престольный праздник 30 марта.

Разномойка

Церковь Во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы, православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1900-1910 гг. Разрушена в 50-60 годы XXвека. Престольный праздник 4 ноября по новому стилю.

Ташла

Церковь Во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Каменная, православного вероисповедания, построена в 1800-1802 гг. Разрушена в 1954-57 гг. Престольный праздник 14 октября по новому стилю.

Троицкое

1. Центр села, Церковь трехпрестольная, православного вероисповедания. Деревянная, построена в 1883 г.

Разрушена или нет? Вроде после её переделали под райком коммунистической партии, и райисполком Троицкого района.

Первый престол Во имя иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Престольный праздник 4 ноября по новому стилю.

Второй престол Во имя Архангела Михаила. Престольный праздник 19 сентября по новому стилю.

Третий престол Во имя Святителя Николая Чудотворца. Престольный праздник 22 мая и 19 декабря по новому стилю.

2.  Хутор Андреевкий, села Троицкого Церковь Крестовоздвиженская, православного вероисповедания. 

Церковь Крестовоздвиженская в селе Троицом
Крестовоздвиженская церковь в селе Троицком была разрушена в 1961 году

Деревянная, построена в 1906 году Разрушена? Престольный праздник 27 сентября нового стиля.

3. Хутор Междуречье, села Троицкого. Церковь Во имя целителей бессеребренников братьев Космы и Дамиана, русского вероисповедания, старообрядческая. Деревянная, построена в 1906 году. Действующая в настоящее время как православная. Престольный праздник 14 ноября нового стиля.

Тугустемир

Церковь Во имя Великомученницы Екатерины Александрийской. Каменная, православного вероисповедания, построена в 1852-54 гг.

Церковь Великомученицы Варвары в Тугустимире
Храм Великомученицы Варвары, Тугустемир

В настоящее время находится на реставрации, действующая.

Престольный праздник 7 декабря по новому стилю.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Из выше прочитанного видно, что церкви, кроме Ташлы, Репьёвки и Тугузтемира в нашем районе строились почти в одно время, это связано с тем, что народ  сёл  к 1914 году стал жить богаче и крестьяне не жалели денег на постройку храмов в своих селениях. В 1905 году царь Николай II разрешил старообрядцам строить свои храмы, и уже в 1906 году в нашем районе было построено три старообрядческих храма в Троицком, Ключах и в Екатериновке. Три старообрядческих храма обслуживали малые поселения нашего района, которые состояли в основном из старообрядцев, такие как Ивановка, Матвеевка, Смирновка, Елизаветинка и часть села Троицкое, хутор Междуречье. Русская Православная Церковь, видя, что старообрядцы не дремлют, тоже стали в темпе строить свои Храмы.

Так в селе Ивановка уже в 1914 году был построен православный красивейший деревянный храм в русском стиле, в честь Успения Пресвятой Богородицы.  Как рассказывали ивановские старожилы, когда был построен православный храм, то ивановские старообрядцы продолжали ходить молиться в село Троицкое именно в старообрядческую церковь, оставаясь верными своей вере. Основная часть крестьян Ивановки были рады новому храму, так как раньше православные окармливались Репьёвской или Ташлинской церквями. Уже к 1914-16 годам были построены православные храмы во всех крупных сёлах нашего района  Городки, Благовещенка, Троицкое, Ключи, Николаевка, Разномойка. Мало того в небольших хуторах были построены небольшие Часовенки и были прикреплены к близлежащим приходам церквей, куда выезжали священники на службы и требы.

До 1935 года во всех церквях велись службы, крестили, венчали, отпевали и сельский народ это считал закономерным. Когда в 1935 году от центральной власти, вышел документ о запрете церковных служб в церквях и об их закрытие, сельчане нашего района приняли это решение неоднозначно. Так верующие православного храма в селе Ключи не признали этот документ и продолжали ходить молиться в храм, не взирая, на угрозы местного начальства. Но областная  власть в лице облисполкома создала комиссию, у которой было две задачи, первая как закрыть церкви без скандала и бунта, и вторая убедить людей, что хуже не будет, так как регистрацию новорождённых, и регистрация браков будут выполнять местные советы на законном государственном основании. Созданная комиссия выехала в сёла нашего района, чтобы решить вопрос с церквями. Совместно с местной властью, комиссия начала производить проверки храмов на пожарную безопасность, ветхость строений, уплаты налога государству, а так как Церковь была отделена от государства, то нарушений  по безопасности и финансовой отчётности, считая с 1917 года, получилось, очень много.

В результате областной комиссией было принято решение, закрыть все церкви нашего района в связи ветхостью строений и нарушения финансовой деятельности. В документах обл. исполкома, нигде не было сказано, что Храмы закрываются, потому что Бога нет, а закрывали потому что,  было жалко верующих людей, а вдруг потолок упадёт или кирпич на голову. Но из села Троицкого от старообрядческой церкви Космы и Дамиана в областной исполком от верующих пришло прошение, чтобы власть разрешила им открыть храм для служения Богу и что в храме  община произведёт на свои средства капитальный ремонт и устранит все недостатки указанные комиссией. На этом прошении стояла резолюция с подписью председателя обл. исполкома « Отказать». А эта церковь стоит, по сей день, и в ней проводятся Божественные Литургии, верующие ходят на службы.

Интересная история произошла с одной православной церковью в селе Ключи нашего района. В протоколе комиссии по закрытию церквей о этой церкви сказано: «закрыть церковь тихоновского толка», по другим сёлам нашего района в протоколах написано: «закрыть церковь православного вероисповедания (каноническая) или русского вероисповедания (старообрядческая)» и в протоколах не указано название церквей во имя кого или в честь кого построен Храм, что очень меня удивило. Так что значит «тихоновского толка»  одной из  церквей села Ключи. В 1917-18 годах после всех революционных передряг Поместный Собор Православной Российской Церкви решал вопрос о восстановлении патриаршества, и патриархом церкви был избран Тихон (Беллавин).

Новый Московский Патриарх Всея Руси Тихон (Беллавин) и большинство чад Русской Церкви посчитали, что союза с безбожной властью, принципиально быть не может, так как Русская Церковь всегда считала, что во главе церкви должен стоять монарх то есть царь. А так как монархию упразднили, то новая власть уже считается безбожной, и церковь по церковным канонам имеет право считать власть незаконной. Патриарха Тихона арестовали, обвинили в контрреволюции и саботаже новой власти, вот так и произошёл термин «тихоновцы». Под присмотром новой власти были собраны все митрополиты всех Епархий, и на этом Соборе архиереев было создано Высшее Церковное Управление во главе которого стал митрополит Сергий (Страгородский). После хорошей беседы с спец органами новой власти митрополита Сергия, принудили опубликовать во всех центральных газетах, «Декларацию Митрополита Сергия». В ней говорилось о необходимости церковных деятелей поддержать наше Советское государство, в борьбе с интригами врагов нашего народа и Правительства, после этого появился термин «сергианство». Под которым понималось лояльность к новой власти.

Патриарх Тихон (Беллавин) декларацию не подписал, и на следующим архиерейском Соборе патриаршество было упразднено, и Тихон был сослан в  один из монастырей. В отличии от патриаршей церкви, обновленцы, а так их стали называть, пользовались поддержкой новой власти и различными привилегиями, поэтому они стали единственной законной церковью. Так произошёл раскол церкви, на тихоновцев и сергианцев, одним словом одни священники примкнули к Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЗЦ), другие во главе с митрополитом Сергием (Страгородский) создали новую Церковь  которая была названа Русской Православной Церковью (РПЦ)  и она в данное время считается канонической, то есть законной.

В сентябре 1943 года Сталин, собрал всех митрополитов в Кремле, и на Архиерейском Соборе было упразднено Высшее Церковное Управление, но было восстановлено Московское Патриаршество, где Патриархом был избран Сергий (Страгородский). До сегодняшнего дня идут дискуссии среди священства.  Кто же прав  был в истории церковной жизни «тихоновцы» или «сергианцы» и раскол во мнениях, так и остался. Патриарх Сергий подчинился Сталину, но сохранил Церковь, а Патриарх Тихон не предал учение Христа безбожной власти,  был осуждён и сослан в монастырь, где не имел право общаться  с паствой, и всегда считал убив Царя и его семью такая власть  не от Бога. Так же Тихон (Беллавин) считал, что Церковь не полноценна без монарха. Вот такая краткая история Русской Православной Церкви и эта история очень больно коснулась жителей сёл нашего района. Верующие роптали как без Церкви, без Бога, мы же так можем скатиться до скотского состояния, стали писать письма в Москву правительству, просить и умолять.

Ташлинцы написали такое письмо правительству, под которым первая подпись стояла ташлинского священника о. Никиты Гирина. И по всей стране таких прошений к правительству было множество, и грянул 37 год,  церковный вопрос был закрыт раз и навсегда, и нашего ташлинского священника о. Никита (Гирин) расстреляли в Зауральной Роще города Оренбурга.

В нынешнее время вновь образовались прихода верующих, открылись храмы, появились священники, начались богослужения. Но что очень беспокоит, что многие считают, в церковь на богослужения должны ходить старики и старухи у них грехов полно скопилось за всю жизнь, вот пусть и отмаливают.   А мы молодые, у нас всё впереди, мы полные сил и надеемся на себя, а не на помощь Божию, но как сказать, иногда так припрёт, что только Господь и сможет помочь.

Православная вера в Бога, есть здравомыслие человека, «грех» слово греческое, что в переводе означает, «движение мимо цели» и чтобы, жизнь у человека не прошла бесцельной,  поэтому нужно ходить в церковь, где учат порядочности совести и честности, через церковные обряды и ритуалы. Верующий в Бога когда собирается в Церковь, настраивает себя на доброту, на любовь к ближнему, а зло, ненависть, осуждение и прочие грехи оставляет за порогом церкви. Не будет веры в Бога, уйдём в суеверие, а суеверие это чистый сатанизм.

Появятся колдуны, экстрасенсы и прочая нечисть. Священники уже сейчас видят, как молодое поколение  тихонечко скатывается к язычеству и к распущенности, и прочим вещам. Как уберечь молодежь от пропаганды вседозволенности, то есть от мнимой демократии. Многие скажут, но при советской власти мы не скатились, до скотства. На что есть два ответа первый, это остался задел от предков в воспитании семейных ценностей, второй, это новая власть первоочередным делом выпустила указ «Моральный кодекс, строителей коммунизма», который почти весь был списан из Священного Писания и попробуй в то время его не выполнить, государство строго карало за неповиновение. Как когда-то и Церковь осуждала греховные поступки мирян, вплоть до отлучения от Церкви, и считалось как измена Отчизне. Так же хочется сказать, в больницу мы идём лечить тело, в Церковь мы идём лечить душу, так вот здоровая душа всегда поможет больному телу, мало того Господь пошлёт и хорошего врача, для излечения больного тела. В этом мире не всё так просто, как многие считают.

Духовный мир очень тонок, тоньше паутины и его разрушить очень несложно, но вновь его создать нужно, много духовного труда, а этого достичь можно только через Православную Церковь. Чему учат нас священники, это не пропаганда, это истинная философия нашего бытия, спасающая от гибели человека, который был создан Богом по образу и подобию самого себя. Может ли Господь уничтожить самого себя, наверное, нет, он выберет, и спасёт тех, кто держал себя в руках божьих, и ему был верен, а самое главное тех, кто всю свою жизнь жил по совести и корректировал свой путь к цели божией, через церковь.

Я точно не знаю, кто из святых сказал: «Нет, власти человеческой, а есть власть Божия, и эта власть наша совесть», а  наша совесть  должна подключаться к Духу Святому через исповедь и Таинство Святого Причастия, во время Божественной Литургии, тем самым очищаясь от всякой скверны. Спаси Господи, Люди Твоя.

Ташла март 2018 год Емельянов.