Крещение Господне или Богоявление празднуется 19 января

Крещение Господне, Богоявление

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел не только Дух Святой в облике голубя, но и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: 

Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! 

Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы. Они делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Но также праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником. в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. А вот соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: 

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». 

Но Христос уверил его, что 

«надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Крещение Господне, Богоявление

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник не только служил молебен, но и три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник  в Москве Густав Корб:

Праздник Крещение Господне, Богоявление в XVII веке

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству.

…На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи.

Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония. Во-первых, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода.

После троекратного каждения ее митрополит освящал ее не только троекратным погружением горящей свечи, но и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

19 января 2021: Крещение Господне, Богоявление

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Крещение Господне
Ночное богослужение в честь праздника Крещение Господне в храме Николая Чудотворца, Тюльган

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. Но вот освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Так как время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, то их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

19 января 2021: Крещение Господне, Богоявление

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечерие Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Во-первых, пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно. Во-вторых, варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак не только промыть, но и запарить горячей водой на 2-3 часа. Далее слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья. Кроме того, подсыпать покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу. И, наконец, добавить 1/2 стакана кипячёной воды. Потом всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

2 комментария

  • Ирина:

    А в какого человек во Христа крестится и именуется христианином? Христианин слово одно, как и имя Иисус Христос, но вот религий исповедования Христа как Христа – пруд пруди. И у всех свой Христос и только у них истина и правда. А какой Христос пришел на Иордан креститься от пророка, предтечи и Крестителя Иоанна?

    Читая Евангелие о крещении Господа нашего Иисуса Христа рисуется образ простого Человека как другие, как все. Господь тихо подходит к реке Иордану, Он молчалив, спокоен. Господь не идет в шумной толпе с кем-то бурно разговаривая на богословские темы, громко смеясь, споря и доказывая что-то привлекая к Себе внимание. Он приходит с молчанием. Господь тих. Наш Бог – тихий Бог. Наш Бог – мирный Бог. Наш Бог – безмолвен. Господь среди людей и Его никто не узнает, как Мессию. Как наш Бог любит быть незамеченным. Христос уже здесь на земле, обетование Отца Небесного данные израильскому народу уже исполняются, Он среди Своего народа и народ ни сном ни духом не ведает, что великие дела Богом совершаются на земле. Наш Господь Иисус Христос не суперчеловек, хотя Он совершенен, Он простой человек, как ты, как я или какой другой. Это очень важно. Бог не принимает какой-то особенный образ человека с уникальными способностями, талантами, дарами, не выдающаяся личность, которая одной своей внешностью и харизмой сразу обращает на себя внимание людей, где бы он не находился. Он – самый обычный, заурядный человек. Простой во всех отношениях. Господь идет среди народа верующего и ожидающего Его пришествие. Люди шли толпами к Иоанну Крестителю креститься от него в водах Иордана исповедуя грехи своя, ожидая Того о Котором говорит пророк Иоанн, хотя и помышляют в сердцах своих, что Иоанн и есть Христос.

    Глядя на пророка по Евангельскому описанию, предстает аскет, ангел, а не человек. Никто так не жил из пророков, как живет пророк Иоанн. И если Предтеча перед Христом таков – ангельский образ, то каков Сам Христос, который должен придти? Рисовался народу образ Христа еще более великого, чем они видели в образе Иоанна Крестителя, а Господь Иисус Христос пришел совсем в другом образе – всего лишь простой Человек. И обликом, и одеждой, и житием. Наш Бог непредсказуем. Нельзя нарисовать Его образ в моем понимании видения о Нем как о Боге и выдать свое как за истину. Бог является в таком образе в котором ты Его не ожидаешь увидеть. Наш Бог берет смиренное и уничиженное, для общества непривлекательное и малоприятное. Не потому что наш Бог не велик, но Бог намеренно отвергает «великое и знатное» в человечестве, ибо оно уже находится в своей земной славе, а потому в Небесное облекаться ей нет нужды. Слава Небесная не слава земная, и в Небесное не просто облечься, но для этого нужно особое устроение души – смирение и призрение славы земной – великость и признательность.

    Бог среди народа грешного. Среди кающихся грешников. Наш Бог там, где человек раскаивается в своих преступлениях, беззакониях, признает свою вину и имеет твердое желание изменить свою жизнь стать новым человеком. Наш Бог среди таких желающих новой жизни и обновления души людей. Он не среди праведников, людей не имеющих нужды в покаянии. Это не значит, что они без греха, но таковые люди убеждены, что великих грехов они не совершили и их жизнь, и их совесть и их душа ближе к Богу и угодна Ему, чем какая живущая блудницей, хотя и кающаяся в грехах своих. Но Бог с кающимся человеком. Христос никого не обличил на Иордане, не осудил, не уничижил, не прогнал прочь, Он всех кающихся людей принял и взял все человеческие грехи на Свою душу, чтобы потом распять Свое Тело на Кресте убив вражду между человеком и Богом через Свои страдания, разодрав рукописание грех наших – простив нас, и примирить человека и Бога Отца – отдав Свою жизнь за жизнь нового человека с новым образом живущего уже для Бога и добра, и умершего для диавола и греха.

    «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Бога можно увидеть только тому у кого очищено сердце от страстей, греха. Из всего народа, который был на реке Иордан, только Иоанн Креститель увидел в лице обычного человека Иисуса Христа грядущего Сына и Агнца Божия, берущего на Себя грех мира (Ин. 1:29). Только Иоанну Крестителю было открыто троичность Бога и он услышал глас от Отца Небесного свидетельствовавшего, что Сей есть Сын Его возлюбленный в Котором Его благоволение и Того слушайте. И пророк, предтеча и Креститель Иоанн свидетельствовал народу то, что ему было открыто Богом Отцом и то, что он услышал от Него.

    Образ Господа Иисуса Христа не в описании внешности, фигуры, роста. Он находится во внутреннем человеке, скрыто от глаз других. Как Отец в Сыне Своем и Сын в Отце, Они едины, так и человек крестясь во имя Иисуса Христа Сына Божия соединяется через Таинство Крещения с Богом и Отцом Небесным. Как на Сына Божия спустился Дух Святой в виде голубя, так и в Таинстве Миропомазания Отец Небесный дает Духа Святого крещаемому во имя Сына Его. «Никто не приходит к Отцу как только через Меня», – говорит Господь (Ин. 14:6). Никто не может войти в Царствие Божие не крестившись в образ Сына Божия. Нельзя пролезть через разные потайные ходы в Царство Небесное. Нельзя приблизить к себе Царство Небесное по своему самомнению и самоуверенности о себе. Царство Небесное приближается лишь покаянием. А покаяние есть решительное изменения своего греховного образа: и жизни, и мысли, и воли, и желаний, и чувств. Бог идет навстречу к человеку, когда человек хочет перемен в себе, хочет стать новым, добродетельным человеком, хочет, чтобы Бог исполнил обещанные обетования, хочет быть с Богом. Бог Сам приклоняет Небо к земле, нисходит в долу земли, призывая блудного человека к покаянию, идя к нему навстречу с прощением, возводя его в Свое Небесное Царство, восстанавливая падшего в сыновстве, делая сонаследником и правителем в Царствии Своем во вся веки. Богу нашему слава вовеки веков. Аминь.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    И вот пришел час явления израильскому народу и всему миру Мессии – Богочеловека – Иисуса Христа. Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира и приносит Себя в добровольную Жертву для прощения грехов. И начинается дело с первого шага – крещения в водах Иордана. Господь входит в ту купель, где народ исповедовал грехи свои перед, посланным Богом Отцом, Предтечей Иоанном. Омовение души от проказы греха начинается с Крещения в воде. Но тогда омывалось только тело, тогда как душа готовилась через исповедь покаяния обновится в новом крещении, которое происходит через Иисуса Христа. И для такого крещения нужна – вера! Как язычник Нееман очистился от проказы в водах Иордана окунувшись в них семь раз (4 Цар. 5:10), так и душа очищается, рождается заново, когда погружается в святую воду крещась во имя Отца, Сына и Святого Духа.

    В тайной беседе учителя израильского Никодима и Господом Иисусом Христом есть такие слова Господа: “Истино, истино говорю тебе, кто не родится свыше не может увидеть Царствия Божия… Истино, истино говорю тебе, кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3:3,5).

    Войдя в купель исповедования, в эту грязную воду Иордана, Господь берет на Себя грязь (грехи человека) и волей Отца Своего и Своей волей разрешает и прощает их. Состав воды изменяется из нечистой в чистую. И безвинный берет на Себя вину виновых и очищает и прощает их принося Себя в жертву, отдавая добровольно Свою жизнь ради жизни других. Не одного человека, а множества. И приносится только одна жертва для Бога – Его собственная земная жизнь. И это любовь! И Христос – Агнец Божий. Господь Иисус Христос – это ДВЕРЬ через которую человек входит Царствие Триединого Бога и пребывает с Ним во веки.

    Господь говорит: “Я есмь дверь, кто войдет Мною тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Я есмь пастырь добрый… Никто не приходит к Отцу как только через Меня. И верующий в Меня на суд не приходит; верующий в Меня имеет жизнь вечную” (Ин. 10:9; Ин. 10:11; Ин. 14:6; Ин. 5:24; Ин. 6:47).

    Веришь ли человек, что Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий? Веришь ли человек, что есть иная вечная жизнь и в ней существуют две обители: рай и ад? Веришь ли человек, что Вторая Ипостась вочеловечилась, чтобы ты – его творение пребывало с Ним во веки, освобождая тебя от иго служения диаволу – лжеца, ненавистника и убийцы? Веришь ли, что будет Всеобщий Суд и воздаяние каждому по делам его?

    Всё начинается с веры! Поверишь облечешься во Христа, крестишься в Его имя, ходить путями Его станешь исполняя слово Его, через Него и с Ним войдешь Царствие Божие и на Всеобщий суд уже не придешь. Но всё это возможно, если ты веришь! Всё с чего то начинается. И новая жизнь начинается с веры!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *