Христос и самарянка

Христос и самарянка

О чем повествует евангельская история Христос и самарянка? Раскаленная солнцем израильская пустыня… В ее глубине древний колодец Иакова. Рядом с ним, как повествует в 4-й главе своего Евангелия святой апостол Иоанн Богослов, «утрудившись от пути» – земного Своего пути, в котором Он спасает всех нас грешных – все человечество – Христос. Что Он делает? Он ждет человека. Ждет покаяния самарянки, которая в свое время станет мученицей Фотинией; ждет, когда вслед за нею выйдут сотни самарян и уверуют в истинного Бога.

Спасительные слова для всего мира

Христос и самарянка
Семирадский Г. И. Христос и самарянка. 1890

И прозвучат воистину вселенского значения слова, сказанные одной очень грешной женщине. Они станут спасительными для всего мира:

«…А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Сколько пасхального в этих словах о вечной жизни для каждого из нас! Сколько в них надежды на воскресение каждого из нас!

Наши души похожи на грешную самарянку

Ведь как душа каждого из нас похожа на эту евангельскую самарянку.

Сколько раз мы ходили на страну далече! И вера в истинного Бога, как и у самарян, была смешана с идолопоклонством в виде денег, гордыни и прочего… Разве души наши, подобно самарянке, имевшей пять мужей и живущей теперь с мужчиной, который ей не муж, не отдавались иным интересам (а иногда и чуждым богам!), кроме Христа?!

Было разное в жизни. И часто, как писал Иосиф Бродский в стихотворении «Письма римскому другу»: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины». Думаем, что понастроили небоскребов и дворцов, но в сущности, если присмотреться, – лишь руины.

Колодец с чистой водой один

И часто нам кажется, что мы находимся в стране колодцев, где один лучше и питательнее другого. Но вдруг пелена спадает с глаз… И мы видим, что находимся в мертвой пустыне, что колодцы все занесло песком и наполнило мертвой вонючей жижей.

А колодец на самом деле один! И возле него сидит Он и терпеливо ждет, когда ваша душа, словно измученная грехами и поисками живой воды самарянка, превратит свое сердце в пустой кувшин и робко подойдет к Нему и скажет:

«Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды…» (Ин. 4:15).

И Он даст…

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

2 комментария

  • Ирина:

    Самое удивительное в этой беседе, что от телесной нужды – жажды, Господь подводит человека к жаждущей его душе, отлепляя взор от земли возводя его к горнему. Вода живая. Как получить эту воду живую? И Господь указывает – с чистоты вероисповедования.

    «Не сообщаются самаряни с иудеями», – говорит самарянка. Почему? Не потому ли, что поклоняетесь Богу не так как иудеи? И Господь утверждает истину: «спасение от Иудеев». Иудеи верует право, но Бог ищет других поклонников, которые будут кланяться на любом месте в духе и истине, именно таких поклонников ищет Отец Небесный. Живая вода, которую получит истинный верующий в Бога, сделается источником воды, который потечет в жизнь вечную. Но, чтобы получить эту живую воду надо право верить в истинного Бога. Не возможно получить живую воду тому, кто не право верит. Вероисповедование важно. Важно как человек кланяется Богу, в какого Бога верит, служит и исповедует. Без этих знаний, без этой истины не возможно получить Духа Святого. «Бог свят и вы будьте святы» (Мф. 5:48). Только душе жаждущей истины и ищущей её, Бог открывается и дает Духа Своего, но человек, который живет в заблуждениях и не ищущей истины, как дать воду живую, как спасти? Открывается ищущему, дается просящему, удерживается и переходит в вечность у трудящего.

    «Кто говорит, что имеет правую веру, а между тем грешит, тот подобен лицу, не имеющему очей. А кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему её в худой сосуд» («Лествица» Слово 26:235 (Прп. Иоанн Лествичник))

    «Блаженны алчущие и жаждущие правды Божии, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Интересное событие описывает апостол и евангелист Иоанн Богослов: встречу и беседу Господа Иисуса Христа с самарянкой. Нет случайностей в Евангелие, как нет случайностей и в жизни человека. После долго пути Господь устал и принимает решение остаться и отдохнуть возле колодца Иакова, один, а своих учеников посылает купить пищи в самарийский город Сихарь. Не случайно Господь остается один, Он ждет жаждующего человека, которого посылает Отец Небесный к Своему Сыну, чтобы Он утолил его жажду. В полдень идет женщина к колодцу с водоносом, чтобы набрать воды. Вроде бы что здесь удивительного: жара, если идет к воде, значит вода закончилась в доме, а потому необходимо пополнить запасы. Идет к колодцу, потому что нужно пить, и её мучает жажда, телесная жажда, как и Господа Иисуса Христа. Вот только в колодце не самая лучшая вода, она стоячая, мертвая, а потому не вксуная. То ли набрать воды из источника, бьющуюся из недр земли, текущую, живую и вкусную. Почему же женщина идет к такому источнику, и причем одна, не в окружении других людей? Как узнаем из разговора, образ женщины далеко не из благочестивых. Стыд не дает набирать воду там, где набирают другие люди. И потому она их чуждается и таится. И всё же душа её жаждет? Чего? Истины!

    Беседа Господа с женщиной удивительная. Удивляет не только то, что Господь разрушает сложившиеся стереотипы отношений, но Он выступает миротворцем между враждующими и не сообщающихся между собой двумя племенами, но которые являются по сути братьями, одним народом. Он первый протягивает руку к отверженному и обиженному. Женщина удивляется такому жесту и поступку, но не отвергает его. Между ними завязывается разговор. Беседа Господа не с плотью человека, не с его потребностями, а с душой её желаниями и жаждой. “Я дам тебе, душа, воду живую и ты не вжаждешь больше никогда, Моя вода всегда тебя питать будет и потечет в жизнь вечную, и ты, душа, будешь со Мной, Мы будем вместе вечно в Моем Царствии”. Плоть не понимает, но душа откликается на слово Господа. “Дай мне, Господин, такую воду” – просит душа. “Приведи своего мужа”. И искренний ответ: “У меня нет мужа”. Грех. Господь видит и знает, что душа грешна, что она мучается и ей стыдно. Он не только обличает человека во грехе, Он лечит душу от греха и открывает ей Себя. “Вижу, что ты пророк”, говорит женщина. Вижу, Господи, что Ты человек Божий, ибо не мог Ты узнать о моем тайном грехе, если бы Бог Тебе не открыл его. И человек спрашивает то, о чем жаждал узнать: “Где истина, Господи, где богоугодно поклоняются Богу?” Жажда правды, но не человеческой, а Божественной. И Господь утоляет жаждующую душу человеку, Он открывает каких Бог ищет поклонников, и только так Ему можно угодить. “Знаю, когда придет Мессия – Христос, Он возвестит нам всё”, говорит женщина. “Это – Я, Который говорит с тобою”. Услышав, что Он и есть Христос, женщина забывает обо всем на свете. Единственное, что для нее стало важно, чтобы другие узнали, что Христос здесь, Он возле города, сидит подле колодца. Она идет в город и возвещает горожанам о Нем, забывая о своем стыде. Для подтверждения своих слов, она обличает себя открыто говорит, что Он сказал ей всю правду о ней, о её грехе. Но самое удивительное, что люди её слушали и послушались, они вышли навстречу Христу.

    “Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут” (Ин. 4:35-36). Господь – Пастырь, Он смотрит на людей, как любящий Отец. Вот они вышли ищущие и жаждующие Божией правды. Вышли люди верующие и ожидавшие Христа. Заблудившиеся овцы, которые услышали голос Пастыря и вышли навстречу к Нему.
    “Посмотрите, как они побелели, как готовы принять то, что Я им буду говорить, чему буду учить”, говорит Господь Своим ученикам. “И такой веры Я не нашел во всем Израиле”…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *