Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном

Неделя о расслабленном, на первый взгляд , к Пасхе не имеет никакого отношения. Вот связь с Пасхой тем предыдущих трех недель (СветлаяАнтипасхаЖен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в четвертое воскресенье после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного?

Неделя о расслабленном — это середина между Пасхой и Пятидесятницей

Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницейю. В этот день сошел Святой Дух на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы. То есть полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все важные евангельские события до самой Троицы Церковь отмечает в своем календаре. Постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

Но вернемся к евангельской истории (Ин 5:1–16)! 38 лет, расслабленный (т. е. парализованный, обездвиженный человек) страдал от своей болезни. Христос находит его лежащим у Овчей купели в Иерусалиме. Овчая купель, или Вифезда, — это, вероятнее всего, два искусственных водоема. Их вырыли еще в VII веке до нашей эры у Овечьих ворот в Иерусалим). Через них в город приводили жертвенных животных. Но недалеко от них располагался и рынок, где можно было купить овец для жертвоприношения. Отсюда и название — овчая купель.

Христос исцеляет расслабленного в субботу

Раз в год Ангел Господень… сходил в купальню и возмущал воду. И кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал. Причем независимо от того, какою бы ни был одержим болезнью. В надежде на это чудо вокруг лежало множество больных. Среди них и этот человек. Христос, подойдя к нему, спросил: “Хочешь ли быть здоров?” Больной отвечал Ему: “Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня”. Иисус говорит ему: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Больной тут же встал, взял постель свою и пошел, совершенно исцелившись!

Неделя о расслабленном
Исцеление расслабленного при Овчей купели. Джакомо Пальма. 1592

Чудо произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности. Но особенно в той, в которой нет острой необходимости. Это предписание Закона было доведено до крайности, так что и ступить лишний шаг считалось грехом. Тем более исцеление в субботу, не могло не возмутить иудейских священников и старейшин. Придя в ярость при известии о совершенном чуде, они уже придумывали способ убить Иисуса. Погубить за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Не только исцеление, но и назидание

Судьба исцеленного Христом в этот день человека нам доподлинно неизвестна. Вот все, что говорит о нем евангелист Иоанн. Позднее Христос встретил его в храме. Подошёл к нему и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

В текстах богослужения Недели о расслабленном наши души сравниваются с расслабленным. И причина болезни одна — грех, и исцеление только одно — Христос. В переводе на русский кондак праздника звучит так:

Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Еще одна параллель: если Ангел лишь раз в год сходил в Овчую купель, давая возможность только одному человеку исцелиться, то сошедший на землю Христос через воды крещения дарует исцеление души и тела любому, кто захочет сделать шаг навстречу Ему.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    В истории о расслабленном человеке, безымянным, повествуется, что он тридцать восемь лет находится в своей болезни и за это время не встретился человек, который захотел помочь ему, спустится первым в купель, когда Ангел Господень возмущает воду в купели. Что удивляет? Многое. И продолжительность по времени болезни, и неослабленной веры и упования человека на Бога и на выздоровление, и на отсутствие осуждение других людей, и на терпение и смирение болящего человека. Господь Иисус Христос прямо говорит выздоровевшему человеку, что расслаблен он был за свои грехи, а потому не греши больше, чтобы с тобой чего хуже не случилось того, что было (Ин. 5:1-15).

    Болезнь есть лекарство для болящей души, через болящее тело сердце больного может или ожесточиться или умягчиться, то есть через свои телесные страдания, человек может научиться сострадать другому, миловать ближнего вне зависимости как последний поступает по отношению к самому болящему. Именно это видно и в расслабленном человеке, который находился в болезни тридцать восемь лет, пока Сам Господь не подал ему освобождение от недуга. За все время своей болезни, человек не только не потерял веру в выздоровление, но и не ожесточился на человека за то, что тот не хотел ему помочь. Не осудил, но возложил все свое упование только на Бога и Бог не посрамил веру его, Он послал Сына Своего, чтобы Тот даровал этому человеку избавление от болезни. Вера приносит только добрый плод. Неверие злой – ядовитый. Ожесточение и ропот – это яд, который отравляется сердце человека и вредит душе, озлобленная душа не милует, она проклинает. Ожесточенное сердце сосредоточено только на своей боли, оно эгоистично, а потому к чужой боли невосприимчиво. Не греши более, наставляет Господь наш Иисус Христос, сохрани то, что приобрел во время своей болезни – это добродетели, как твердую веру, милость, терпение и смирение, и ты, человек, останешься здравым до конца дней своих, с тобой ничего хуже из того, что было не попустится Богом, и станешь наследником Царствия Божия.

    Богу нашему слава вовеки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *