Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы — это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.

Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства. Тогда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея».

Древняя лестница, ведущая на площадь перед храмом
Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.

Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна молились об избавлении от бесплодия. Кроме того, они дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Собрав родственников и знакомых, родители одели Пречистую Марию в лучшие одежды. Далее с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев).

Введение Пресвятой Богородицы во храм
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан. 1534-1538

Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов. Молитвы священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами:

«Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь — радость и веселие мира».

Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав:

«Господь возвеличит имя Твое во всех родах. Ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя».

Введение девочки в «Святая Святых»

По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых. Туда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью. Он приносил жертву за себя и за «грехи неведения» всего Израиля. Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.

Житие Марии во храме

Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц. Заповедник невинных дев существовал при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место не только для чтения, рукоделья, но и отдохновения. А вот в святилище же входила только для молитвы.

Отрочество Богоматери
«Отрочество Богоматери». Франсиско Сурбаран. 1660

Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве. А вот с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг. Но уже с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей.

Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу. Более того, восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни — воплощенного Отчего Слова.

При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу. Прежде всего, Она хочет сохранить девство на всю жизнь. Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия. Но так же не могли заставить выйти замуж.

Обручение Марии с Иосифом

В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу. Они просили Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал:

«Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства».

Первосвященник Захария поступил так как было велено. Во-первых, он собрал посохи. Во-вторых, со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы», поставил во Святая Святых. И в один из дней он вошел в Святая Святых. Там он увидел, что посох плотника Иосифа, который был дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел. И главное, на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой старца Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». После сего и произошло обручение.

Видео: Введение во храм Пресвятой Богородицы

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за замечательную и интересную статью.

    “ХВАЛА БОГОМАТЕРИ”

    Тайна тайн непостижимая,
    Глубь глубин необозримая,
    Высота невосходимая,
    Радость радости земной,
    Торжество непобедимое.
    Ангельски дориносимая
    Над родимою землей
    Купина Неопалимая.
    Херувимов всех Честнейшая,
    Без сравнения Славнейшая,
    Огнезрачных Серафим,
    Очистилище чистейшее.
    Госпожа Всенепорочная
    Без истленья Бога родшая,
    Незакатная звезда.
    Радуйся, о Благодатная,
    Ты молитвы влага росная
    Живоносная вода.
    Ангелами охраняемый,
    Цвет земли неувядаемый,
    Персть сияньем растворенная,
    Глина девством прокаленная –
    Плоть рожденная сиять,
    Тварь до Бога вознесенная,
    Диском солнца облаченная
    На серпе луны взнесенная,
    Приснодевственная Мать.
    Ты покров природы тварной,
    Свет во мраке, пламень зарный
    Путеводного столба!

    *Максимилиан Волошин 1919г.*

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *