Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш. (Тропарь праздника) Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник.

Рождество Пресвятой Богородицы

Празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру. Ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие. Оно тяготело на преступном и окаянном роде человеческом. Кроме того, низвел на него благословение Божие. И, наконец, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Рождество Пресвятой Богородицы

Скорбь престарелых родителей Иокима и Анны

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы. Во-первых, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи. Во-вторых, много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого. В-третьих, терпели оскорбления от соплеменников. И в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно не только очищались духом, но и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу. Но таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Переход от скорби к славе

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих. Ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помы­шления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих. Ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих. Но и Сам Господь попускает им идти тесным путем. Поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Радость от рождества Пресвятой Богородицы

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Только через рождество Пресвятой Богородицы Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом. Несмотря на то, что безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни. Во-первых, отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному! Во-вторых, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается не только воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим, но и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу! Ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека!

Божья Матерь наша Предстательница и Спасительница

Матерь Божия всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная. Ибо Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством. Но Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. А ещё Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне. Более того, Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее. И, наконец, Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои бесчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви бесчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Источник

2 комментария

  • Ирина:

    «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. (Евр. 11:1-2). Вера без дел мертва (Иак. 2:26)»

    Все в жизни человека реализуется через веру. Будь то хорошее или плохое. Вера смотрит на невидимое. Вера подтверждается делами. Вера испытывается в скорбях. Но при твердости веры получаешь то, что ожидалось в терпении. Вера – двигатель жизни человека.

    Родители Пресвятой Девы Марии, Богородицы – Иоаким и Анна. Какой плод принесла их вера испытанная в скорби! Без креста, без этой тесноты, боли, может ли что-то родится хорошее и доброе? И вера без испытания и искушения, может ли оценить то, что получила и воздать за это благодарение? Вера сопряжена крестом и преодолевает препятствия молитвой к Богу. Чем сильнее желание, тем крепче становится упование на Бога, тем горячее будет к Нему молитва. Если действительно желаешь, то будешь ожидать в терпении желаемого, ибо силен Бог дать просимое не взирая ни на какие обстоятельства. Тот, который сотворил человека из праха земли, разве не может дать ребенка тем, кто бесплоден? Тот, кто сотворил небо и землю и все яже в них по слову Своему, разве не может бесплодную пустыню преобразить в плодородную землю? Тот, который вывел людей Своих из рабства египетского и питал на протяжении сорока лет в пустыни, разве не может напитать алчущую и жаждущую душу иметь дитя и освободить от рабства уныния? Бог может всё! Это знали Иоаким и Анна, родители Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. И верили, что Бог может исполнить их желание – даровать дитя. Потому и просили Бога о даровании ребенка непрестанно, немолчно, неотступно стуча в двери Его милосердия и щедрот.

    Смотрю на родителей Владычицы Небесной, Чеснейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим – Иоакима и Анну и не перестаю удивляться. Вера соединенная с молитвой рождает величайший плод. Божия Матерь еще до Своего рождения была окутана молитвой, как пеленами, и после рождения Она как из тканной одеждой была одета в молитву. Родители – это непрестанная молитва о своем дитя и до его рождении и по рождестве. Вымоленная, очищенная, Пречистая Дева Мария была дарована не только Своим родителям, но и всему роду человеческому. Та самая лествица, по которой спустился Бог, вторая Ипостась – Сын Божий, и вошел в мир людей, взяв плоть от Пречистой Своей Матери Девы Марии и вочеловечился, соединив в Себе человеческое и Божественное естество, став Богочеловеком – Иисус Христос, и не было в Нем греха. Та самая дверь, через которую, верой, человек открывает и входит в Божий мир, где обретает пажить и покой душе своей (Ин. 9:10, Мф. 11:29). Вера пронесенная сквозь скорби унижения, поношения и злословия общества, подкрепленная молитвой, и оставшаяся верной Богу, получила чистый благоуханный плод – великую радость – Молитвенницу, Заступницу, Спорочницу, Ходатаицу дарованная всему роду человеческому, Которую от ныне ублажать будут все роды во веки.

    Богу нашему слава вовеки веков. Аминь.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Почему Пресвятую Богородицу называют Пресвятой и Пречистой?
    Пресвятая Богородица плод горячей веры и непрестанной молитвы, полное упование и доверия Богу, Своих родителей святых праведных богоотец Иоакима и Анны. Всё с чего то начинается и без труда не вынешь рыбку из пруда. Вера должна быть непоколебимой, как скала, такая же величественная, высокая и надежная. Не в том плане высокая – значит высокомерная, а в том смысле, что высокая, значит воздвигнутая за счет добродетелей. Святые отцы учат, где нет послушание, там нет смирения, где нет смирения, там нет ни одной добродетели. Родители Девы Марии были послушны на добро, а потому стяжали поистине великое и глубокое смирение. И смирение проявлялось в терпении поношения, укорения, осуждения, злословия от людей из-за своего бесплодства. Само бесплодство – тяжелый крест, но тяжесть усугублялось еще поношением от сородичей. Но не озлобилось их сердце, не ожесточилось, не потеряло веру, не прокляло Бога, не укорило Его, но продолжало верно служить Ему, верить, молиться и ждать, когда Господь смилуется и подарит желанное. Их сердце и воля было направлено на делание только добра, и их жизнь была тому подтверждение. Злословя их они не злословили в ответ. Проклиная их они не проклинали в ответ. Злом на зло не отвечали, а терпели и смирялись и вот плод их трудов – рождение не только долгожданного и благословенного ребенка – девочку, но благословенную Господом Богом.

    Может ли молитва остаться бесплодной? Может ли вера и неложное упование посрамится? Может ли чудо остаться без продолжения? И ответ: Нет не может! Молитва всегда приносит плод, как и вера не посрамляется, как и чудо имеет продолжение жизни. Бог не просто исполняет просимое, но Его действие более глубокое и назидательное. Для того и не сразу исполнилось просимое, чтобы не приписали люди в последствии все себе. Для того и совершилось чудо, чтобы не только снять поношение от людей, но и посрамить злословящих, закрыть им рот и уязвить их совесть. Для того и чудо даровано, чтобы показать Свой промысл не только над теми, кому даровалось, но и над тем, кто родился. У Бога не бывает ничего просто так, необдуманно. Все промыслительно, премудро и назидательно. А если бы было по другому, был бы тогда это Бог?

    Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *