Великая среда Страстной седмицы в толкованиях и проповедях

Великая среда страстной седмицы

Великая среда страстной седмицы день особый. Ведь на нем прославляется жена-«грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуду.

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.
Святитель Иоанн Златоуст

Великая среда страстной седмицы

Ночь на среду Господь провел в Вифании. В это время, в совете первосвященников, книжников и старейшин уже было решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его. Там в доме Симона прокаженного, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя. И тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Омовение ног Христа вдовой
Вдова омывает ноги Христу

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, Он простил грехи жене грешнице. Церковь по совершении часов оканчивает чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже». Ее она в продолжение Великого Поста читала ежедневно. Во время повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствуя пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших.

В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров. На ней Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). Кроме того, Великая среда Страстной седмицы прекращает и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. Мф. 26, 6-16

Толкование святого евангелиста Матфея

В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, но как к такому лицу, которое выше человека. Иначе не отерла бы своими власами ног Его. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Что думали ученики о помазании елеем?

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы. Он порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд, милость и веру. Вспомним, как на горе разсуждал с ними о милостыне. И они из всего этого выводили заключение и разсуждали друг с другом так. Если Христос не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем более не допустит помазание елеем.

Почему Иисус допустил к себе блудницу?

Но так думали ученики. Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

О вдове с миром будут помнить вечно

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются. Неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города. Те которые соорудили стены, одержали победы на войнах. И те которые воздвигли трофеи, покорили многие народы. Хотя они и поставили статуи и издали законы — их всех не помнят. А вот о том, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей — все воспевают во вселенной.

Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась! И персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов все помнят! Они повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами… Не только принимает, но и одновременно упрекает тех, которые обвиняют ее…

Сребролюбие — величайшее зло

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду. А сказанное заключало в себе не выразимую силу. Если жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, то он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем.

Великая среда Страстной седмицы назидает так. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды — услыште и берегитесь этой страсти. Ведь тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну. А все от того, что не был свободен от этой болезни. Тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему. Вы, которые удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения.

Почему Иуда сделался предателем, находясь среди учеников Христа?

Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел постоянного места, где главу преклонить. С тем, который ежедневно был научаем делами и словами Его. Христос говорил, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд. И при всем том Иуда не вразумился. Как же ты надеешься избежать этой болезни, когда не делаешь простых вещей. Во-первых, не употребляешь сильного врачевания. Во-вторых, не прилагаешь сильного старания. Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его.

Сребролюбие не дается при рождении

Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи. А эта похоть происходит от одного нерадения. От недостаточного радения рождается, от него возрастает. И когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают не только единоплеменников, но и друзей, братьев, сродников, словом – всех. Но с ними вместе не знают и самих себя. Но тогда, не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем.

Сребролюбие — результат беспечности и нерадения

Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Прежде всего, Бог, призывая к Себе людей, не налагает на них необходимости. Кроме того, не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели. Но увещевает, подает советы, — все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми. Но, если все же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким? То поразмыслив поймешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Прежде всего, отого, что был беспечен. От беспечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда. И не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми. Чтобы насладиться вечными благами которых! Да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Которому слава во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

Богословие Великой Среды

Великая вреда Страстной седмицы

Эти два евангельских события и становятся центром и содержанием богослужения этого дня. 

«И утренний Трипеснец, и стихиры посвящены этим двум образам. Простерла блудница власы к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным. Одна, чтобы принять прощение, другой — сребреники… Но наибольшего молитвенного напряжения и покаянного чувства церковная песнь достигает в стихире инокини Кассии. Господи, яже во многия грехи впавшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющее! (В. Зандер)

9-й час

На 9 Часе поется трогательный тропарь перед пророчеством Иезекииля:

Днесь лукавое собрася сонмище, и на Тя тщетная поучишася. Днесь от согласия удавление Иуда обручает. Каиафа же неволею исповедует: яко един за всех восприемлеши смерть волею, Избавителю наш Христе Боже, слава Тебе.
(Русский перевод: В сей день собрался коварный синедрион и против Тебя замыслил тщетное. В сей день за сговор с ними с петлей Иуда обручается. Каиафа же невольно исповедует, что Ты один за всех страдание принимаешь добровольно. Искупитель наш, Христе Боже, слава Тебе!)

А вслед за тропарем чтение самого пророка. Опять поражаешься этим удивительным параллелям между пророком, жившим за много столетий до Рождества Христова и Самим Христом:

Сказал Господь ко мне: “Сын человеческий! Пошлю Я тебя к сынам Израилевым, огорчающим Меня, которые огорчили Меня; Они сами и отцы их отвергли Меня до сегодняшнего дня, и сынами с упрямым лицом и с жестоким сердцем [сделались]. Я пошлю тебя к ним, и ты скажешь: “Так говорит Господь!” И вот, услышат ли они, или убоятся ли, – ибо они дом огорчающий – однако, познают, что ты – пророк посреди них. И ты, сын человеческий, не убойся их и не ужаснись пред лицом их; ибо они будут язвить и наступать на тебя – и посреди скорпионов ты обитаешь…

Вечерня

На Вечерне мы вновь возвращаемся к теме омытия ног Иисусовых миром и к теме предательства Иудой его Учителя. Приведем несколько стихир в русском переводе:

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: “Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!”

Драгоценное миро блудница не только смешала со слезами, но и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело – небрежение, великое – покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

Литургия Преждеосвященных Даров

Великая среда Страстной седмицы отличается особенностями богослужений. После Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители выходят на солею. Перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. С этого момента земные поклоны в храме до самого дня Пятидесятницы (праздник Святой Троицы) опускаются. Исключение – поклоны перед Плащаницей, полотном, на котором изображен почивший Христос.

Поцелуй Иуды
Иуда целует Христа

Вечером в Среду во многих храмах совершается общая исповедь. В ночь со среды на Четверг Спаситель совершил с учениками последний ужин, на котором установил таинство Евхаристии. Завтрашнее утро будет посвящено этому событию. Во всех православных храмах мира будет служится Литургия Святого Четверга.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Перед добровольными крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа, приходит в дом женщина с драгоценным нардовым миром, где находится Господь, и возливает его на главу Господа. И ученики возмутились такой трате. Но сами ли возмутились по своему сердцу или услышали от кого-то возмущающий дух, которое раздражило их сердце? Иуда Искариотский, как пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов, один из избранных учеников Божественного Учителя, возмутился такому неверному растрачиванию денег.

    Два человека поставляются друг другу, две воли, два сердца: вера, которая несет приношение Господу самое драгоценное и дорогое, что есть у души, слезы и смирение; и неверие, которое идет и продает Бесценное за тленное. Одно сердце увидело вечность, исцеление прокаженной души, прощение грехов, дар новой жизни и пошла продала имение свое и купила миро и возлила на главу Господа своего могущего спасти её и разрешить от вечных уз. Другое сердце любящее торговлю и прибыток, идет и продает обретенную Жемчужину, как бесценную, малозначащую безделушку. Одно сердце отрекается от мира и грядет к миру Божью, оставляя свою прежнюю жизнь позади, не оглядываясь и не сожалея о ней. Другое сердце обращено на благо земное и все заботы его о нем, об этом попечение. Одно сердце возлюбило Бога и искренне пошло за Ним. Другое сердце имело в руках великие дарования, которые дал ему Бог, чудеса, которые творились его руками, бросило все это в грязь, откинуло как не нужное, ради приобретения тленного богатства. Добродетель и грех. Грех указывает на отсутствие добродетели, на отсутствие любви, милосердия. Грех не видит света, ибо в грехе нет света. Грех не любит добродетель, ибо её область это зло. Зло – это отсутствие добра и в ней нет милости, любви и тепла. Это вечный холод, вечный мрак, вечная непокорность, вечная война, вечная нелюбовь. Неверие не знает страха перед Богом, ибо Бога не познала, ибо Бога отвергает и устанавливает свою волю.

    Женщина и мужчина. Через жену пришло падение мужчине, но жена исправляет свое преслушание, каяться в своем преступлении – смиренно она идет к Мессии, Иисусу Христу, неся самое дорогое что есть на человеческом базаре – нардовое миро и свое любящее, верное сердце.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Предательство. Как часто мы задумываемся над этим словом, его значением?

    Предательство, вероломство – это обман в доверии. Отношения между людьми строятся на доверии. Без доверия и отношения не назовешь дружескими, но будут лицемерными, лукавыми. Человек, который предает, может ли быть добрым? Чтобы решиться на такой шаг, предать, надо иметь особое внутреннее расположение к обману в доверии. Ибо сначала человек прикладывает силы, чтобы завоевать доверие, а потом получив свое, обманывает – предает. Может ли предатель исправится? Покаяние есть для всех, для любого человека. И положа на сердце руку признаемся честно сами себе: а разве я не предавал никого никогда не разу в своей жизни? Думаю, если хорошо покапаться в своей душе и памяти, тщательно исследуя свою совесть, обязательно найдется такой неблаговидный поступок, когда обманул доверие другого. И сделал это намеренно, осознано. Можно много оправдывать себя, доказывать свою невиновность, но совесть говорит обратно – виновен. И покаяние, искреннее раскаяние в содеянном, это и есть то драгоценное миро, которая принесла грешная женщина и возлела на главу Господа приготовив тело Его к погребению. За это, за нашу переменчивость образа мыслей, которая сокрушает сердце, приводя его к покаянию и пошел добровольно Господь на распятия, отдал Себя на насильственную смерть. Покаяние, искреннее раскаяние в греховных, нечистых, жестоких поступках, человек склоняет своего Бога и Творца на милость к нему. И как любищий Отец, Бог, открывает Свои объятия для блудного, скверного человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *