Литургия преждеосвященных даров

Литургия преждеосвященных даров в храме Николая Чудотворца Тюльган

В будние дни во время Великого Поста евхаристический канон в церквях, храмах и монастырях не совершается. 

 Для того, чтобы верующие и в эти дни могли причаститься, Григорий Двоеслов (папа Григорий Великий) ещё в VI веке разработал чин литургии Преждеосвящённых Даров, который основывался на традициях апостольской Церкви. В те времена было принято причащать христиан, которые не смогли прийти на службу, освященными на литургии Дарами и в другие дни. Литургия Преждеосвященных Даров — это причастие без служения Божественной литургии.

Когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров

Продолжительное, красивое, великопостное богослужение совершается лишь во время Четыредесятницы Великого поста в такие даты:

  • по средам и пятницам;
  • дни Первого и Второго обретения главы святого Иоанна Крестителя;
  • праздник 40 Севастийских мучеников;
  • четверг 5-й седмицы Поста («Память о Марии Египетской»);
  • дни престольных праздников в храмах.


Верующие стремятся во время Великого Поста хотя бы один раз постоять на литургии Преждеосвященных Даров и причаститься на ней Святых Христовых Тайн. Святые Тело и Кровь Христово заготовляются на предшествующей воскресной Божественной литургии и благоговейно сохраняются на престоле алтаря храма в течение всей недели.

Литургия Преждеосвященных Даров — это награда за постнический подвиг

По сути, характеру, церковному Уставу литургия Преждеосвященных Даров относится к вечернему богослужению — вечерни. Среда и пятница — это особые дни поста, когда требуется напряжение всех духовных и физических сил. Как награда за этот подвиг, вечером верных ждало причащение Тела и Крови Христовых. Со временем от практики причащения после вечерни отказались и перенесли богослужение на утро.

Чтобы правильно понимать внутреннюю логику поста, нужно знать один из основополагающих принципов православного богослужения: совершение Евхаристии несовместимо с постом. Обстоятельство связано с тем, что причащение Христовых Тайн — это всегда праздник, радость, «горение сердца», соучастие в Тайной вечере. А пост — это время смирения, сокрушения гордыни перед Богом.

Истинный пост- удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи

(Василий Великий)

В основе поста лежит любовь к Богу и только к Нему, поэтому поститься нужно без показухи и лицемерной духовности. Евхаристия — это «доказательство» Воскресения Христа, неиссякаемый источник «опытного» познания Его возрождения из мертвых.

Но кроме радости у Таинства Причастия есть и вторая сторона. Когда идёт пост, верующим нужна поддержка, помощь, сила и утешение, потому что дьявол ещё не «сдаётся» и старается оторвать от Бога как можно больше душ. Борьба со злом требует больших затрат физических и духовных сил, и именно Тело и Кровь Христовы — это основное подспорье, «насущная еда», которая придаёт силы нашему духу в этом сражении. Великопостная литургия преждеосвященных Даров — это причастие Тела и Крови Христова, освящёнными на предшествующей воскресной литургии, сохраняющиеся в алтаре на престоле.

Два предназначения поста

Вдумчивый читатель сразу найдет противоречие и задаст вопрос: если пост не совместим с Евхаристией, то почему же в субботу и воскресение во время постов служится Божественная литургия, на которой совершается Евхаристический канон? Разве это не нарушение церковных канонов Православия? Для правильного ответа на этот вопрос нужно хорошо разбираться в правилах, которые установлены Церковью.

Во-первых, слово пост в православии имеет двоякий смысл, каждый из которых применяется в различные дни поста и при подготовке к причащению:

  • совершенный пост, который полностью исключает приём пищи и воды;
  • аскетический пост, который исключает потребление некоторых видов пищи и уменьшает общее количество еды.

Совершенный пост

Совершенный пост продолжается недолго — 1 день или даже его часть. Его предназначение — приготовление и ожидание того, что должно совершиться сразу за ним. Совершенный пост — это пост не только для членов Церкви, но для самой Церкви, который приходит к ней во время Евхаристии, потому что она одновременно ждет Христа и преображения мира сего в Царство Небесное в будущем.

На практике совершенный пост предшествует великому празднику:

  • канун Рождества, Крещения;
  • приготовление к началу Великого Поста;
  • в момент приготовления к духовному пиру во время Пасхи (последний день Страстной седмицы);
  • приготовление к Святому Причащению.

Совершенный пост всегда связан с физическим голодом, доводящим тело до крайнего предела. Важно понимать, что пост нужен самому верующему, а не Богу.

Аскетический пост

В аскетический пост заложен совершенно другой духовный смысл. Предназначение этого поста — освобождение верующего от тирании плоти, от подчинения духа телу и его изволением. Все это следствие первородного греха, грехопадения людей. Но Бог главным определил в человеке не тело, а дух, не зря наши предки придумали пословицу «не хлебом единым…живёт человек».

Главная составляющая аскетического поста — восстановление первенствующей роли духа. Это сделать нелегко, для этого нужен длительный, усиленный, молитвенный подвиг. Значение времени здесь велико, потому что потребуется много дней, чтобы с корнем вырвать и вылечить то болезненное состояние, которое люди считают для себя нормальным.

Первыми аскетический пост совершенствовали монахи, после чего он был принят Церковью для всех остальных христиан. Для облегчения борьбы с адовыми силами, Церковь выделила аскетическому посту четыре периода в годовом цикле:

  1. Великий Пост перед пасхой.
  2. Рождественский пост перед Рождеством.
  3. Петровский пост перед праздником святых апостолов Петра и Павла.
  4. Успенский пост перед Успением Божией матери.

Различие совершенного и аскетического постов помогает понять, почему в воскресные дни Великого Поста причащаться можно, а в остальные дни недели нет? Ведь совершение Евхаристии — это есть завершение совершенного поста, который является целью Таинства причащения. Поэтому Воскресение Господне, как день Царства Небесного, остаётся днём духовной радости, а не днём совершенного поста.

Но нужно понимать, что аскетический пост и в этот день нужно соблюдать, то есть пища должна быть постной, и подвиг покорения тела духу продолжаться. В монастырях, к примеру, мясных блюд никогда не едят и аскетический пост считается там обязательной составляющей христианской жизни. Но монахи Великий Пост соблюдают, поэтому Литургия Преждеосвящённых Даров для них, как и для других христиан, награда за подвиг постничества.

Надо понять, что нет противоречия в том, что Церковь настаивает на воздержании от скоромной пиши по воскресным дням Великого Поста и в то же время осуждает пост в дни Евхаристии. Ибо только следуя обоим этим правилам, исполняя все правила приготовления к Евхаристии и не ослабляя подвига “душеспасительной четыредесятницы” (сорока дней поста), мы можем действительно достигнуть духовной цели Великого Поста.

Вечернее причащение

Церковный устав предписывает в дни Великого Поста по средам и пятницам полностью воздерживаться от приёма пищи до захода солнца. Не случайно, именно эти дни недели в Великий Пост выбраны для совершения Таинства причастия. Но поскольку традиции прежних веков утрачены, Литургия Преосвященных Даров совершается ранним утром. Но само богослужение требует значительных затрат физических и духовных сил, потому что продолжительно по времени, и, в особых случаях, нужно делать земные поклоны.

Порядок службы

Литургия Преждеосвященных Даров по своему печальна, красива, торжественна и составляет духовную высоту великопостного богослужения. Великая Вечерня начинается также, как и Божественная литургия с возгласа священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Далее вечерняя служба продолжается как обычно: псалом 103, Великая Ектения и кафизма 18 из Псалтыри. Эта Кафизма состоит из псалмов 119-133, которые носят название «песни восхождения».

Когда читаются эти псалмы, священник берёт в руки Агнеца (Святые Дары), освящнный в предыдущее воскресение, и ставит его на дискос. Дискос переносится с престола на жертвенник. Далее все как обычно на литургии: вино наливается в чашу и покрывает Святые Дары. Единственное отличие: не читаются никакие молитвы священником, потому что они были прочитаны ранее в воскресеную литургию. Во второй части Великой Вечерни читаются паримии из Ветхого Завета, поются 5 стихов из вечернего 140 псалма.

Потом начинается сама Литургия Преждеосвященных Даров. Она состоит из литургии оглашенных, включающих в себя целый ряд особых молитв и прошений о готовящихся ко Крещению. После удаления оглашенных, с двух молитв начинается литургия верных. В первой молитве верующие просят Бога об очищении души, тела и чувств. Вторая молитва поется при вставании всех на колени, потому что она готовит прихожан к перенесению Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол.

Делается это на Входе, внешне похожим на Великий Вход на литургии. В духовном плане разница огромна. На литургии Дары еще не освященные и символизируют приношение Церкви, ее членов и Самого Христа в жертву для искупления и спасения верных последователей Христа. На Литургии Преждеосвященных Даров нет , ни жертвы, ни Евхаристии, ни освящения. Есть только тайна присутствия самого Иисуса Христа.

Видео: Литургия Преждеосвященных Даров

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: