Ветхозаветный святой пророк Илия

Ветхозаветный святой пророк Илия

2 августа православными христианами вспоминается святой пророк Илия. На Руси этот день — один из любимейших народных праздников. Ильин день по примете означает границу лета. Святой пророк Илия входит в число наиболее прославляемых Богом мужей благочестия ветхозаветной Церкви.

Житие святого пророка Илии

Святой пророк Илия
Святой пророк Илия


Святой пророк Илия родился за 900 лет до пришествия в мир Иисуса Христа. Он видел славу Преображения Господня на горе Фавор. Но за ним предание сохранило несколько чудес. Во-первых, Илия первым в Ветхом Завете воскресил мёртвого. Во-вторых, сам был взят живым на небо, тем самым являясь прообразом грядущего Воскресения Христово. В-третьих, пророк Илия первым предсказал всеобщее разрушение владычества смерти.

Рождение, начало служения Богу


Родился он в Фесфии Галаадской, в колене Левиином, род Ааронов. Церковное предание гласит, что отцу Соваху при рождении сына виделись Ангелы Божии, окружившие младенца. Во-первых, они беседовали с ним о чём-то. Во-вторых, пеленали дитя огнем. В-третьих, вложили в его уста пламень. Об этом рассказал святитель Епифаний Кипрский.

Младенцу дали имя Илия (крепость Господня), и оно определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу. Во-первых, поселился в пустыне. Во-вторых, проводил жизнь в строгом посте, думах только о Боге и молитве. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места. Там подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве, пылая к нему, как серафим, пламенной любовью. Но и сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его. Все, что просил Илия у Бога, он получал.

Начало борьбы с язычеством

Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.
В те времена народ Израиля отошел от веры своих отцов. Люди оставили Единого Бога и начали поклоняться языческим идолам. Почитать божков их заставил нечестивый царь Иеровоам. Но особо ревностно поддерживала культ идолам жена царя Ахава, язычница Иезавель.

Вот тогда и восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник” (Сир. 48, 1). Пророк мужественно и с великой ревностью противостоит культу Ваала. В честь идола царь Ахав построил храм. А начало распространения язычества было положено вскоре после смерти царя Соломона. Тогда его царство разделялось на Израиль и Иудею. Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Такое отделение вело к забвению израильтянами Единого Бога и замене Его языческими богами.

Отпадение иудеев от Единого Бога

Уже первый из израильских царей Иеровоам построил в Дане и Вефиле два святилища, где народ мог служить своему Богу в образе золотого тельца. Возмущенные левиты покинули пределы Израильского царства, и царь “поставил священников из народа, которые не были из сынов Левииных” (3 Цар. 12, 31; 2 Пар. 11, 14). Этим в Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Преемники Иеровоама продолжали “ходить путем его и во грехах его” (3 Цар. 15, 34), усиливая идолослужение.

Мера беззакония исполнилась при царе Ахаве. Он в угоду жене-язычнице Иезавели не только построил в столице Израиля Самарин храм и жертвенник Ваалу, но и устроил дубраву в честь Астарты. Иезавель была дочерью языческого жреца и фанатичной идолопоклонницей. Она не только истребляла пророков Господних, но и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ Ваала пришел через Финикию из Вавилонии. Он включал в себя с одной стороны поклонение солнцу. Но с другой стороны, и производительным началам природы. Поэтому он отличался особенным нечестием. От слова Ваал евреи позднейшего времени произвели имя сатаны – Веельзевул. Это слово означает “бог навоза”, так как служение ему сопровождалось крайними мерзостями и распутством.

Святой пророк Илия объявляет о засухе

“Многие волхвования Иезавели” (4 Цар. 9, 22) и пророков Ваала, а также чувственность их культа развратили израильтян. В этот момент и выступил на свое служение пророк Илия. Он предстал перед царем Ахавом и объявил ему два грозных предупреждения. Во-первых, в посрамление нечестивого культа изобилия и в наказание за него не будет не только ни дождя, но даже ни росы на земле. Во-вторых, засуха прекратится только по молитве самого пророка. Слова, произнесенные пророком Илией, заключили небо. И тот час народ начал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. Но пророчество особым образом связало жизнь самого Илии с жизнью окружающего мира. Ведь в случае гибели пророка все живое погибло бы от засухи.

Господь по своему милосердию послал пророка Илию в сокровенное место у потока Хораф. Тем самым сохраняя его там от рук Иезавели, и вороны приносили пророку пищу.

Ветхозаветный святой пророк Илия

Через год поток Хораф высох без дождей, но не уменьшилась ревность пророка. Во-первых, он горел желанием истребить всех беззаконников, Во-вторых, возвратить израильтян к истинному Богопочитанию. Тогда Господь посылает пророка Илию за пределы Израиля. Он идет в Сарепту Сидонскую, к бедной вдове. Она ожидала вместе с детьми голодную смерть. Удивительная кротость вдовы, ее вера в Промысл Божий и послушание слову пророка представляют в ее лице, по толкованию блаженного Феодорита, прообраз церкви из язычников. Чтобы накормить пришедшего к ней пророка, Сарептская вдова отдает ему свой последний кусок хлеба, и пророк Илия совершает два чуда по вере ее. Во-первых, запасы хлеба и масла в доме вдовы сделались неиссякаемыми. А во-вторых, ее умерший сын был воскрешен.

Святой пророк Илия
Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Состязание жервтоприношений от Ваала и Илии

По прошествии трех с половиной лет засухи Господь послал пророка Илию к царю Ахаву для прекращения бедствия. Царь, не перестававший разыскивать Илию в Израиле и за его пределами, был удивлен приходом пророка. Но все же он выполнил его повеление собрать весь израильский народ и всех служителей Ваала. Когда израильтяне и пророки Ваала собрались на горе Кармил, ( “виноградник Божий”), пророк Илия сказал народу:

“…долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте” (3 Цар. 18, 21).

Народ молчал, сознавая неправильность своего богопочитания и свое незнание того, кто есть Господь. Тогда пророк Илия в знамении дает Израилю откровение о Боге, предвосхищающее события новозаветного времени. Он предлагает привести Господу две жертвы всесожжения – одну от себя, а другую от пророков Ваала. Жертва всесожжения в Израиле приносилась людьми, уже примиренными с Богом посредством жертв очищения. Она выражала полноту предания себя Богу и создала образ всесовершенной жертвы Христовой. Но существом предложения пророка Илии было следующее. Во-первых, отсутствие огня на жертвеннике. Во-вторых, чтобы Сам Господь огнем с неба освятил и потребил угодную Ему жертву.

Бог откликнулся на молитву Илии

Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала. Хотя они и взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. Когда подошло время вечернего жертвоприношения, святой пророк Илия воздвиг жертвенник Господень из 12 камней. То есть по числу колен Израилевых. Затем окружил его рвом, возложил жертву на дрова. И, знаменуя тайну Пресвятой Троицы, приказал трижды возливать на жертвенник воду. Ее приносили к нему четыре водоноса.

И когда вода полилась вокруг жертвенника, отовсюду окружив его, святой пророк воззвал:

“Господи Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услыши меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают все люди сии, что Ты Един Бог Израилев и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему”.

Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы.

“Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение и дрова и камни и прах и поглотил воду, которая во рве” (3 Цар. 18, 38)

И весь народ, видя происходящее, упал на лица свои и сказал: “Воистину Господь есть Бог”. Тогда пророк Илия повелел схватить всех служителей Ваала, умертвил их и бросил в поток Киссон, бегущий в Великое море. Тем самым очистил землю от скверны нечестивого культа. После чего по молитве пророка небо отверзлось и пошел обильный дождь.

Новое гонение на пророка Илию

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи. Но жена его Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил стала добиваться смерти пророка Божия. Вот тогда Илие пришлось вновь покинуть Израиль. Он пришел в пустыню и, видя, что даже великие чудеса не могут обратить народ к веое, стал просить себе у Бога смерти.

“Довольно уже, Господи, – говорил Илия, – я не лучше отцов моих!”. Но господь уготовил для Своего верного служителя “путь, еще превосходнейший” (1 Кор. 12, 31)

Бог послал Ангела Своего подкрепить Илию пищей перед предстоящей ему дорогой. Затем пророк в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив. Ведь именно на ней Господь заключил завет с Израилем. На священной горе пророк Илия остро ощущал не только оставление завета израильтянами, но и скорбел о том, что попускается беззаконие и поношение пресвятого имени Господня. Не вполне постигая Промысл Божий о спасении мира, он говорил Богу:

“Остался я один из Твоих пророков, но и моей души ищут, чтобы отнять ее”.

Тогда Господь явил пророку Илии Свое совершенство. Своему грозному пророку, желавшему погибели всех нечестивых, Господь явился наяву. Но не в буре, не в землетрясении, и не в огне. Поскольку все эти страшные знамения всемогущества Божия только предваряли явление Господне, то Он явился в веянии тихого ветра. Блаженный Феодорит говорил об этом так. Во-первых, тем самым Господь открыл пророку Илии, что Он за лучшее признал управлять родом человеческим, Во-вторых, управлять с кротостью и долготерпением. При этом Бог открыл Своему пророку знамение. Что Он сохранил в Израиле семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу, Но кроме того, повелел Илии назначить на израильское царство достойного мужа по имени Ииуя. А вот юношу Елисея помазать во пророка – преемника себе.

Восхождение на небо в огненной колеснице

Пророческое служение святого пророка Илии продолжалось еще несколько лет. Но в итоге завершилось его восхождением на Небо в огненной колеснице. Пророк Елисей, видя огненное вознесение Илии во плоти, воскликнул: “Отец мой, колесница Израиля и конница его!”

Ветхозаветный святой пророк Илия
Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

В каноне пророку Божию Илии Святая Церковь прославляет его как “воздушного воина”. Жизнь святого пророка Илии описывается в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию беседовавшим со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Лк. 9, 30). По преданию Святой Церкви, святой пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю. Но тогда он примет во время проповеди телесную смерть, уже не только как пророк, но и как мученик. Кроме того, удостоится в лике святых большей чем теперь чести и славы от праведного мздовоздателя Бога.

Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь построенная в Киеве, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами. Повозка окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Ревность. А что есть ревность? Если говорить о человеческой страсти, то это мучительное сомнение в чьей-либо верности и любви. Но это о человеческой. А что значит ревность по Богу? Святое писание учит, что это пламенное, решительное стремление к исполнение воли Божьей, к добру и обостренном негативном отношении ко злу. Ревность сопровождают такие чувства, как гнев, рвение, энергия к действию. Человек охватывается огнем, он воспламеняется, горит гневом на зло, ложь, ибо сердце его утверждено в добре и правде Божьей. Есть ревность по разуму и не по разуму. Разумная ревность – рассудительная, умеющая не только говорить, но и слушать, а не разумная, когда человек действует без рассуждения руководствуясь только своими суждениями, чувствами, такая ревность не слушает, она глуха, а значит и слепа.

    Пророк Илия имел ревность по Богу, которая сделала вызов нечестивому царю Ахавы с его супругой царицей Иезавель против идолов, поклонению лжебогам и в своем вызове он доказал, где истинный Бог. Посрамив само идолопоклонство, жрецов и собственноручно расправившись с ними, убив их. И это ревность по разуму. Из святого евангелия известно, что и Господь Иисус Христос имел ревность по Богу, когда Он опрокинул столы меновщиков и выгнал торговцев из храма. Почему разумная ревность по Богу оправдывает даже убийство? Не потому ли, что человек восстает не только против греха, против культа греха, против узаконивания греха, но и против тех, кто крепко держится за грех и исправляться не желает?! В человеческих глазах смотря через заповедь Божию очень трудно понять такую ревность и принять её, но Бог её принял и оправдал. Пророк Илия расправившись жрецами сделал дело богоугодное. Господь не смирился с торговцами и меновщиками в храме, хотя Сам бывал снисходителен к грешнику, взять хотя бы женщину, которая была взята в прелюбодеянии. Хоть и обличал фарисеев, саддукеев и законников в их лицемерии, но при этом не поднимал на них рук Своих, чтобы вразумить. Однако здесь сделал бич и выгнал, выгонял с кнутом, ремнем. Имеет значение: где, как и когда применяется ревность, а где под её лицом скрывается грех, прикрываясь мнимой праведностью, за которой стоит зависть, гордость, уязвленное самолюбие и любовь к славе, держась крепко за свой авторитет.

    И все же Новый завет изменил разумную ревность по Боге. Ревнуешь Бога, хорошо делаешь, только ревновать отныне значит страдать, претерпевать скорби и гонения. Воспламеняешься за ближнего, чтобы он отвратился от греха и жил чисто и добродетельно, хорошо делаешь, только к своей ревности ни кулаки добавляй, а молитву возноси, распиная свое тело и душу со страстями и похотями, чтобы слова вразумления согласовывались с твоим добрым житием. А кулаки, крик, бич… – придет время и для этого, и то сотворит не всякий христианин, а кому уготовано. Ибо один творить станет бесчинство, а другой сотворит по воле Божьей, ибо она откроется ему. Как в таком случае поступали апостолы Христовы, когда наказывали лицемеров и лжецов отдавая их сатане, связывали словом и предавали смерти. И это разумная ревность по Богу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *