Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества

Преподобный Серафим Вырицкий

Василий Николаевич Муравьев родился 31.03.1866 года в Ярославской губернии, деревня Вахромеево. При крещении получил имя Василий, в честь преподобного Василия Нового, исповедника. Церковью он прославлен, как преподобный Серафим Вырицкий.

Родители святого Серафима были крестьянами. Николай Иванович и Хиония Алимпьевна истинно верили в Бога, поэтому и сына воспитывали в вере и благочестии. С ранних лет в мальчике укреплялась христианская душа, которая дала плоды в зрелые годы. Первыми книгами, которые он прочел, стали Евангелие и Псалтирь.

Жизнь отца Серафима в миру

В юности Василий зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие, Мария Египетская… Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость.

Уже тогда, открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Для ближних это намерение до поры оставалось тайной.

Когда позволяло время, Муравьевы всей семьей совершали паломнические поездки по святым местам — храмам и монастырям. С особой радостью посещали они Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Там в Гефсиманском скиту подвизался знаменитый старец иеромонах Варнава (Меркулов).

Это был мудрый учитель и великий молитвенник. К нему устремлялись верующие со всей России. «Без Бога ни до порога!» — любил назидать народной мудростью своих посетителей отец Варнава. Эти слова приняла душа отрока за правило жизни.

Так, как бы незаметно, заложил Премудрый Господь в сердце Василия с малых лет семена подлинной христианской нравственности и духовности. Они упали на благую почву…

Смерть отца

Отец Василия скончался на сороковом году жизни от чахотки, и он остался с больной матерью. Среди соседей нашелся добрый человек, работавший приказчиком в Санкт-Петербурге. Он обещал «вывести Василия в люди». Вместе с ним Василий направился в столицу на заработки. Мать со слезами благословила сына на поездку иконой Пресвятой Богородицы, и десятилетний Василий покинул родные края.

Петербург, начало самостоятельной жизни

Большой город Петербург… После размеренного крестьянского быта нелегко было Василию привыкнуть к водовороту столичной жизни. Однако врожденные способности, дарованные от Господа, помогли ему. С помощью своего благодетеля отрок получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора.

С первых же шагов Василий заслужил полное доверие хозяина. Он проявлял усердие, исполнительность и старательность. В дальнейшем владелец конторы, где работал отрок, стал поручать ему все более сложные дела. Их Василий, с Божией помощью, всегда выполнял с усердием и в срок. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери. Себе оставлял лишь малую часть на самые неотложные нужды.

Ступени карьеры

Хозяин Василия был человеком благочестивым и всячески приветствовал его богоугодную жизнь. Когда Василию исполнилось 16 лет, он назначил юношу на должность приказчика. А еще через год Василий Николаевич стал старшим приказчиком. В будущем же владелец конторы возлагал на него надежды как на компаньона. Это был удивительный и редчайший случай. Ибо для того чтобы дослужиться до старшего приказчика, обычно требовалось не менее 10 лет.

В 26 лет Василий решает открыть собственное дело. Он находит время получить прекрасное образование: в 1897 году он заканчивает Высшие коммерческие курсы. Через несколько лет купец 2-й гильдии Муравьев становится одним из крупнейших мехоторговцев столицы. Значительную часть товара он поставляет в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию. Временами сам посещает аукционы в европейских столицах.

Семейная жизнь

В 1890 году Василий Николаевич обвенчался с Ольгой Ивановной (1872 года рождения). Она происходила из крестьянской семьи села Черемушки, так что они были знакомы с детства. Ольга с отроческих лет мечтала о монашеской жизни. Однажды она упросила родственников взять ее на богомолье в Иверской женский монастырь. В обители Ольга имела беседу со схимонахиней Пелагеей, определившую всю ее будущую жизнь. Старица благословила Ольгу жить в миру, выйти замуж за благочестивого мужчину. И только после долгих лет семейной жизни, по обоюдному согласию, принять монашеский постриг.

Семья Муравьевых
Семья Муравьевых. Варшава. Около 1905 года

Рождение детей

В 1895 г. в их семье родился сын Николай. Он был расстрелян в 1941 году «за антисоветскую пропаганду и связь с французской разведкой». А затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако девочка отошла ко Господу еще младенцем. После ее кончины по обоюдному согласию и благословению о. Варнавы Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости. В 1903 г. они побывали на торжествах прославления Серафима Саровского и привезли несколько икон преподобного. Одна из их числа хранилась в келье старца до последних дней его жизни.

Благочестивая жизнь в миру

В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай. После литургии в дни двунадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаньями. Потом зазывались с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь. Сначала он рассказывал историю и смысл наступившего праздника. А затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих. За то, что они посетили его дом. Потом щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Муравьев убежденно говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже…»

В 1905 году Василий Николаевич Муравьев стал действительным членом Ярославского благотворительного общества — одного из крупнейших в России. Его участниками были многие деятели Русской Православной Церкви. Среди них отец Иоанн Кронштадтский и будущий патриарх московский и всея Руси Тихон. По традиции в отчетах общества, как и во многих благотворительных реестрах того времени, пожертвования нередко записывались без указания имен благотворителей. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

События 1917-1920 годов

Пришел грозный 1917 год. Многие знакомые Муравьевых из числа состоятельных людей в то время перевели свои капиталы за границу. Они покинули Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решил иначе. Однажды он увидел сидящего на мостовой крестьянина в рубище. Он громко повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!». Оказалось, что семья его — в деревне, больна тифом и совершенно без средств. Василий Николаевич поехал с ним на рынок. Там он купил пару лошадей, телегу, нагрузил её продуктами. Привязал к ней корову, вожжи дал в руки крестьянину.

Когда тот стал отказываться, то услышал в ответ: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». Когда в тот же день Василий Николаевич вызвал к себе домой парикмахера, то все никак не мог сесть в кресло, а продолжал взволнованно ходить по комнате, повторяя: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!» вдруг парикмахер упал на колени: «барин, откуда ты узнал про меня, окаянного?» – и признался, что хотел убить его и ограбить. Василий Николаевич простил его, но велел больше на глаза не попадаться. Вскоре после этого случая Василий Николаевич раздал большую часть своего состояния по церквам и монастырям.

Как-то в квартиру к нему забрался вор, собрал самое ценное, связал в узел и вышел. Но узел внезапно развязался, и вещи рассыпались под ноги как раз возвращавшемуся хозяину. Тот помог обомлевшему вору собрать их и отпустил. Он говорил потом: «Похититель остался без греха, ведь теперь он не украл, а ему подарили».

Годы монашества в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре

13 сентября 1920 года В. Н. Муравьев подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии. Он получил согласие и первое монастырское послушание — послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. По тому времени это было целое состояние!

Пострижение в монахи под именем Варнава

В ноябре 1920 года бывшие супруги Муравьевы были пострижены в монашество с именами Варнава и Христина. Вскоре отца Варнаву рукоположили во иеродиакона. После чего дали одно из наиболее сложных в обители послушаний — заведовать кладбищенской конторой. Страну охватило пламя междоусобной брани. Красные убивали белых, белые убивали красных. На кладбищах плач стоял непрестанный. В храмах Александро-Невской лавры отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Провожать почивших, утешать родных и близких погибших… Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим.

Посвящение в сан иеромонаха

В следующем году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варнава был посвящен в сан иеромонаха. и нёс послушание священника. Служение о. Варнавы всегда отличалось неподдельной искренностью. Как вспоминают очевидцы, за литургией лицо его озарялось духовной радостью. И неслучайно на богослужения с его участием всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий. Начиная от простолюдина и кончая утонченным интеллигентом. Знал их духовные нужды и затруднения. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому о. Варнаве.

Принятие схимы под именем Серафим

Схимник Серафим
Схимник Серафим

В 1927 г. принял схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Вскоре он был избран братией духовником Лавры. Пред схимой 40 дней не вкушал пищи. Знаменателен один из снов старца, относящийся к тому времени. Он видел что блуждает по лесу — и вдруг встретил Серафима Саровского. То было провозвестие пути.

Около 3-х лет пребывал о. Серафим на поприще духовника Лавры. Многое было открыто старцу, а его духовные подвиги были ведомы только Богу. Люди со всех сторон России приезжали в Лавру получить его благословение, разрешить жизненные вопросы. Старец уже обладал даром прозорливости. Он предсказал архиепископу Алексию (Симанскому), что тот станет Патриархом всея Руси. Что в России будет страшная война (Отечественная) и что после неё народ станет приходить к Богу и начнут открываться храмы. Многим в ту пору советовал батюшка обращаться к молитве Иисусовой: «Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

Схимник Серафим духовник Александро-Невской Лавры
Схимник Серафим — служение Богу и людям

Болезнь

Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Известен случай, когда старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался. На стенах часто выступал иней. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать. Здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели. Врачи ставят диагноз: межреберная невралгия, ревматизм и закупорка вен нижних конечностей.

Годы старческого подвига преподобного Серафима в поселке Вырица

Митрополит Серафим Чичагов, в миру имевший профессию врача, узнав о заключении медиков, немедленно благословляет переезд в Вырицу. (Под Петербургом это один из немногих климатических курортов). Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима. В миру жена — Ольга Ивановна Муравьева. Так с ними поехала их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием. После переезда в Вырицу к врачам он уже не обращался, говоря: «Буди на все воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою..

Неоднократно в келье старца проводились обыски. Обычно приезжали ночью. Был случай, когда во время очередного визита НКВД. лежащий на постели больной старец Серафим подозвал к себе одного чекиста. Он взял его за руку и, погладив её, положил свою правую руку ему на голову, сказав: «Да простятся грехи твои, раб Божий». И сила любви победила. Лицо грозного визитёра смягчилось. Он и его товарищи скоро удалились, испытывая к о.Серафиму почти дружеские чувства.

Преподобный Серафим Вырицкий

Вскоре в Вырицу устремляется непрерывный людской поток ищущих совета, утешения, облегчения телесных страданий. Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье. Но в ответ подвижник твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!». Для множества страждущих отец Серафим был благодетелем. Он помогал духовно и практическими советами, устройством на работу. А также давал деньги через добрых людей. Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду.

До последних дней своей земной жизни батюшка Серафим поддерживал, как мог, любимое детище св. прав. Иоанна Кронштадтского — Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии. Вырицкого старца знали и любили насельницы обители. Многие из них именно по его благословению приняли монашество. Батюшку неоднократно приглашали туда на жительство и даже приготовили для него там прекрасный домик.

Подвиг аскета

Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва, и еще раз — пост, бдение и молитва…

В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи. А иногда бывало ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. В некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой. В иные — не съедал и одной картофелины, а иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. Пища на самом деле была для подвижника как бы лекарством. При этом в своих непрестанных трудах на пользу ближних он проявлял завидную бодрость и неутомимость.

Моление на камне

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году.

Преподобный Серафим Вырицкий моление на камне
Серафим Вырицкий молится на камне

Как раз тогда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно. Тысячу ночей стоял он на камне пред иконой Серафима Саровского и молился, подражая своему небесному покровителю. Ему шёл уже 76-й год. К месту молитвы его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а старец вставал своими больными коленками на камень и простирал руки к небу…

Пророчества во время войны 1941-1945 года

Когда началась война, старец уверенно говорил жителям, что не следует уезжать. Он утверждал, что Вырица сохранится и ни один человек не погибнет. Так и вышло. В это время о. Серафим особенно пламенно молился о спасении душ людских. Как-то к нему ворвались немцы. Он сказал им по-немецки: «О, убийцы пришли! А в кого вы будете стрелять? Видите, у меня на груди крест со Спасителем. В Христа будете стрелять, а ещё говорите, что верующие». Каждому ещё сказал у кого, сколько детей дома, в Германии, осталось. И добавил: «А коменданту передайте: что он посеял в России, то и пожнёт дома». Солдаты не тронули старца.

Замечательно, что немцы заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из… православных. Известно, что Румыния была союзницей Германии. Но вот о том, что вырицкая команда будет состоять из румын, уроженцев восточной ее части, где исповедуется Православие, да еще говорящих по-русски, вряд ли кто мог предположить. Осенью 1941 года по многочисленным просьбам жителей Вырицы храм был открыт. В нем начались регулярные богослужения.

Преподобный Серафим Вырицкий икона
Икона преподобного Серафима Вырицкого

Истосковавшиеся по церковной жизни люди заполнили храм (он был закрыт богоборцами в 1938 году. Правда, слава Богу, не разорен). Поначалу прихожане косились на солдат в немецкой форме. Но видя, как последние молятся и соблюдают чин службы, постепенно привыкли. Невозможное людям возможно Богу! Это был единственный православный храм, который действовал во фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта!

Другие пророчества

О Церкви

  • Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времён.

О мире

  • Иерусалим станет столицей Израиля. А со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира.
  • Спасение миру — от России, а Петербург станет духовным центром страны.
  • Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым: число на их стороне, но не только это — у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство.
  • Война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста.

О России

  • Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши.
  • Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.
  • Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист.
  • Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих.
  • Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь.
  • Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель.
  • Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную её часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

Служение людям после войны

После войны в доме на Майском проспекте о. Серафим принимал огромное количество людей. Он теперь редко вставал с постели, но поток приходящих не уменьшался. К нему шли и ленинградцы, пережившие ужасы блокады. Особенно много люди спрашивали о судьбе пропавших без вести родных. Старец отвечал, прозревая судьбу исчезнувших: «Молись как за живого» или «Молись о упокоении». Многие из тех, кто бывал у старца дома, вспоминают, что возле дома, где он жил, чувствовался необыкновенный аромат. Даже воздух был особенным.

В 1945 году Господь призвал от земных трудов схимонахиню Серафиму (в миру Ольгу Ивановну Муравьеву, супругу батюшки). Почти шесть десятилетий она была для отца Серафима преданной спутницей жизни. Ее кончину подвижник пережил с ощущением, что разлука недолга и скоро им предстоит встретиться в вечной жизни.

Кончина

Незадолго до кончины, весной 1949 года отец Серафим спал не просыпаясь 12 суток подряд. Когда батюшка проснулся, то сказал своей келейнице, матушке Серафиме: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашёл и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от православия».

Явление Пресвятой Богородицы

Явление Пресвятой Богородицы Серфиму Вырицкому
Пресвятая Богородица является преподобному Серафиму Вырицкому

Перед кончиной отцу Серафиму явилась Сама Пресвятая Богородица. Было это ночью. Старец знал, Кто его навестит, и сказал женщинам, ухаживавшим за ним: «Сегодня принять никого не смогу, зажгите все лампады — будем молиться».

С благоговением были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Серафиму Саровскому. После того как отец Серафим причастился Святых Христовых Тайн, он благословил читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи отец Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир» отошел к вечным обителям. Это произошло в день празднования воскрешения праведного Лазаря, 3 апреля 1949 года.

Прощание с преподобным Серафимом

Три дня шел ко гробу праведника нескончаемый людской поток. Все отмечали, что его руки были удивительно мягкими и, теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела.

Отпевание преподобного Серафима Вырицкого совершалось накануне праздника Благовещения и отличалось редкой торжественностью. Пели три хора: вырицких Казанской и Петропавловской церквей и хор духовных академии и семинарии. Там по благословению митрополита Григория в день погребения были отменены занятия. Во время похорон впереди гроба несли образ преподобного Серафима Саровского из кельи батюшки. Именно так и предсказал вырицкий подвижник еще в довоенные годы. Похоронен угодник Божий в Вырице, на маленьком кладбище у Казанского храма, рядом с супругой. В 2000 году над могилой прп. Серафима была воздвигнута деревянная часовня.

Часовня над могилой Серафима Вырицкого
Часовня над могилой старца
Рака над могилой Серафима Вырицкого
Внутри часовни

Духовная связь Серафима Вырицкого с Серафимом Саровским

Современники сравнивали глаза отца Серафима — по силе их проникновенности — с глазами преподобного Серафима Саровского на его прижизненных портретах…Саровский чудотворец, с которым вырицкого старца соединяла глубочайшая молитвенная связь, был для него любимым наставником. В отце Серафиме Вырицком будто воскрес великий саровский подвижник. Оба они разливали вокруг себя мир и тишину. До конца дней своих вырицкий старец с величайшим благоговением и радостью хранил в сердце святой образ преподобного Серафима.

Святой образ преподобного Серафима Вырицкого
Святой образ старца Серафима Вырицкого

Видео: СВЯТЫЕ. Чудотворец Серафим Вырицкий

2 комментария

  • Ирина:

    Эпизод из жизни преподобного, бедствующего крестьянина, не только о милости к страждущему, милосердию и щедрости барина. Его смысл лежит совсем в другом: уповании и вверение себя в руки Божии, на Его промысел о тебе. Ведь если бы мужик не сидел и не плакал на обочине, повторяя вслух слова: «Не как ты хочешь, а как Бог даст», то не увидел бы его барин, не заинтересовался что с ним, и не получил бы мужик за свои скорби помощь от Бога, Которую он явил через барина, через его милостивое и милосердное сердце. Если бы мужик бегал и сам пытался решить свои проблемы, то точно с барином бы не пересекся. Как важно нам не проявлять действие, а остановится. Что самое тяжелое в доверии, это полностью отказаться от своей самости, то есть могу, смогу, сделаю и всё получится! Смириться это значит принять свою немощь, принять свою несостоятельность, что ты не всё можешь (даже если хочешь), не всё сможешь (даже если есть силы и возможности), не всё сделаешь (даже если будешь прикладывать титанические усилия) и не всё получится, ибо результат не в твоих руках находится. Доверие. Вот мужик смирился перед Богом, признал свою немощь и получил разрешение своей проблемы. Получил больше, чем ожидал, и уж точно не просил. Господь видит наши нужды, и знает, на пользу будет то в чем нуждаемся. Я не могу оценить ситуацию здраво, посмотреть на свою нужду трезво, беспристрастно, ибо желание мое ослепляет меня. Хочу, дай мне это, а остальное и слышать не желаю. Увы, человек, существо ограниченное во всем и в видении, и в суждениях, и в оценке того что видит и слышит.
    Вот не говорил бы барин дома те слова, что мужик на обочине в слезах повторял: «Не как ты хочешь, а как Бог даст», и убили бы его ради овладения богатством его. Одно слово, которое рождает покорность, смирение Его воли, и открывается то, что было сокрыто, меняется твое будущее. Как важно, что мы говорим. Как важно говорить, а не молчать. Как важно доверие, покорность и смирение перед Богом. Можно проявлять самость во всех ситуациях, скорбях, проволочках, препятствиях, которые встречаются на твоем пути, но что оно тебе даст? Кроме раздражения, уныния, бессилия… сопротивления очевидности, что не всё в твоих руках и не всё от тебя зависит. Не хозяин положения и жизни, как думал и был уверен, а всего лишь марионетка в руках обстоятельств, игрушка в руках «судьбы», хочет так тебя повернет, хочет эдак развернет, а что можешь ты, человек? Человек живущий с Богом в Боге, он не раб обстоятельств, он свободный от них. Ибо знает, что всё будет так, как Ему угодно, по Его воле, не как ты хочешь, а как Бог даст!

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Прп. Серафим Вырицкий учил во всем доверять Богу и во всем вверять себя и ближних Его промыслу. Его письмо духовному чаду «От Меня это было» тому подтверждение. Каждый шаг, каждое событие, скорбь ли или радость, встреча с людьми, которые так или иначе оставили след в нашей жизни, всё это от Него было. Не винить других в том, что не получилось и не сложилось, но за всё благодарить подателя всех благ – Господа Бога. Когда человек живет понимая, что каждое мгновение, который он проживает – это от Бога, тогда приходит осознание, что ничего нет в твоих руках и ты ничем не обладаешь. Он – Бог, Он – Творец, Он ведет тебя по дороге жизни к Себе в Своё Царствие. Не ты властелин и хозяин своей жизни, ибо твоя жизнь это дар Его, которую Он дал по Своей милости и благости. Благодари Его за эту милость. Сколько видели глаза твои, сколько Он дал тебе знаний, благодаря которым ты обрел опыт и мудрость. Всё от Него и всё к Нему. Как бы не жил человек добро или зло, он все равно предстанет перед своим Создателем. Хочет ли того или не хочет, верит или не верит, но придет его день и час, когда Бог, Судия потребует отчет за то, как распорядился Его даром – жизнью. Что сотворил, как поступал с ближним: добро или худо. Как думал, что говорил: добро или худо. И потому как жил то и получишь от Него или награду за добро, или воздаяние за свое зло. Что будет в твоем дне, человеку неведомо, ибо это решает твой Бог, но что избрать, как поступить решаешь ты, человек, по своей свободной воле выбирая: добро или зло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *