Крещенский сочельник православный праздник 18 января

Крещенский Сочельник

Крещенский Сочельник

Крещенский Сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником. Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво.

Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

В Крещенский сочельник служится литургия Василия Великого

В храмах в крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого. Она продолжительнее литургии Иоанна Златоуста. В начале её торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом. Но затем она была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.

С Крещением связано много поверий и примет

Как это часто бывает на Руси, в Крещенский Сочельник языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. Бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением. В знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников. 18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом. Во-превых, над дверями и окнами. Во-вторых, над печными отверстиями.

Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния. Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. Поэтому о чем открытому небу помолишься, то и сбудется. Считается, что даже в неосвященной проруби 19 января вода становится лечебной. В праздник Богоявления освящается вся вода, во всех ее видах. Ведь за 2000 лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам. Она плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. Ее частички повсюду. Поэтому в эту «волшебную» ночь можно просто с молитвой умыться водой из-под крана — для тех кто верует, и это будет благодатно.

По народному поверью, если в ночь с 18 на 19 января на стол поставить серебряную чашу (или любую другую емкость из этого драгоценного металла) и наполните ее водой, то ровно в полночь вода начнет колыхаться, как бы повторяя момент крещения Иисуса. С этой минуты вода становится целебной и будет долгое время помогать от недугов, страхов, стрессов, если пить ее или умываться ею.

Крещенский Сочельник

О купании в проруби

Обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси. По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». Правда, к Православию такой обычай не относится.

В праздник Богоявления Господь дарит нам изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот масса людей без раздумий, без благословения, кто-то «за компанию», даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби. И, окунувшись в ледяной воде, потом целый год рассказывают о своем «подвиге».

Купание в проруби не очищает от грехов

Купание в проруби на Крещение не возбраняется, но не надо придавать этому обычаю какой-то магический смысл, думая, что человек не живя по законам Божиим, очищается от всех своих грехов только окунанием в холодной проруби. Православный же человек идет от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится тщательно.

Далеко не все священнослужители РПЦ одобряют обычай окунаться в ледяные купели в открытых водоемах на праздник Крещения. Они называют эти купания суеверием, развлечением или даже экстримом. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. 

Духовный смысл содержит таинство освящения воды

Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя. Кроме того, нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение.

А погружение в ледяную воду — всего лишь старинный народный обычай. Он, в отличие от исповеди, совершенно не обязателен для православных христиан. Главное в Крещение — посетить праздничную литургию в храме. Кроме того, по возможности причаститься Святых Христовых Таин. При этом подумать о важности этого евангельского события. И, наконец, поблагодарить Бога за Его милость к человеческому роду.

Чем опасно погружение в ледяную воду

Также время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому «крещенскими«.

Крещенский Сочельник

Но всё же надо учитывать, что купание в проруби даже на Крещение не всем полезно. Иордань — это не Овчая купель (см. Ин. 5:1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы. Во-первых, в сердце и легкие. Во-вторых, в головной мозг. В-третьих, в желудок и печень. И для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким не только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, но и может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям. Но что уж говорить о купании в проруби.

Артериальные сосуды алкоголика или пьяницы, даже если он молод, не способны правильно реагировать на длительное воздействие холода. Поэтому в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    С чего начинается благовестие евангелие? Каждый христианин ответит, что со слов: “Покайтесь!” И первый кто произносит эти слова – это пророк Иоанн Предтечи. Посланный перед Господом Иисусом Христом для приготовления народа принять посланного Отцом Небесным Сына Своего. Перед Богоявлением идет проповедь покаяния, которая происходит в водах реки Иордан, где человек заходя в воду, как в купель, говорит человеку Божию, пророку Иоанну, свои грехи. Пророк их выслушивает, но не разрешает человека от его грехов, ибо такой власти не имеет. Он лишь предвестник нового закона, который устанавливает Бог Отец через Единородного Своего Сына – Господа Иисуса Христа. Всесожжения более не угодны Богу, теперь исповедование грехов и их прощение отныне будет иным. И начало нового закона и его исполнения начинается в струях реки Иордана.

    Преддверие. То, что стоит перед дверями, но еще не вошло, а потому невидимо. Только слышится, что стоит, не грядет, а уже стоит и ждет своего часа быть явленным, стать видимым, осязаемым. Тот кто возвещает о Стоящем и вразумляет, и устрашает приходящих и слушающих его. «Глас вопиющего в пустыни» – это и есть навечерие перед Богоявлением, перед тем, как Богочеловек – Агнец Божий, будет явлен сначала израильскому народу, а потом и всему миру.

    Верить возвещаемому или нет, решает каждый сам для себя. Но как и тогда, так и сейчас, человек слышит проповедь о покаянии, и грядущем Господе Иисусе Христе, Который идет уже не спасать, а судить мир. Но как и тогда, так и сегодня есть люди верующие и скептики. И если первые исполняли слышанное слово делом, тогда как последние лишь едко ухмылялись и вступали в спор. Еще не явился Агнец Божий, а народ уже разделился на два лагеря: верующие и неверующие. И такое разделение до сегодняшнего дня, и так будет до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но именно вера – рождает человека для новой жизни. Именно вера – отворяет дверь для Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *