Православный формализм как дорога к фарисейству

Анатомия формализма

Чем опасен православный формализм в духовной жизни? Как он проявляется? Что общего у многих современных верующих с фарисеями, которых обличал Христос? Протоиерей Сергий Дворянов, благочинный Бахмутского округа, Горловская и Славянская епархия, Украинская Православная Церковь ответил на эти вопросы, размышляя над темой формального отношения к вере.

Православный формализм верующих

Православный формализм в свечах
Просто зажигать свечи — это православный формализм

Каждый священник, который внимательно наблюдает за своими прихожанами, обычно видит степень воцерковлённости человека. Она проявляется в отношении к богослужениям, постам, праздникам, церковной и домашней молитве, исповеди, таинствам. Всегда заметно, когда христианин искренне и глубоко проникается верой, стремится обрести новые познания в этой сфере, а когда формально молится и ходит в храм. К сожалению, последних на наших приходах много, если не сказать большинство.

Формализм по отношению к Богу и Церкви

Люди часто говорят: «Хожу в храм редко, но хотелось бы чаще». Так они оправдывают себя, потому что при ближайшем рассмотрении выясняется, что такие христиане ходят в церковь только по большим праздникам и по потребности — это могут быть крестины, житейские нужды. Отношение обычно такое: храм есть — и хорошо, меня крестили в своё время — ну и слава Богу! Но духовная жизнь у такого человека не развивается. Так проявляется православный формализм по отношению и к Богу, нашему Творцу, и к Церкви как общине верующих людей.

Немного в моей жизни встречалось людей, которые не относились бы к Церкви потребительски. Однажды я спросил у прихожанки, почему она ходит в храм. Женщина ответила просто: «Потому, что есть Бог. Потому, что я молюсь Ему». У неё не было потребительских причин для того, чтобы приходить в церковь. А ведь сколько таких, кто говорит: «Я ходил в храм, поставил там свечку»! Вся церковная жизнь этих людей сосредоточена вокруг свечки. Это и есть выполнение каких-то правил, формальностей без внутреннего содержания.

Посещение служб без внутреннего содержания — фарисейство

Просто стоять на литургии, не понимая службы, её смысла и построения, очень тяжело. Человек, который пришёл в храм только потому, что «так надо», не понимает, что происходит в основные моменты службы. Когда он начинает разбираться, почему дьякон выходит, почему священник произносит тот или иной возглас, о чём Евангелие прочитали, приходит осознание происходящего. Посещение служб обретает совершенно иной смысл, духовная жизнь получает другую степень, внешнее наполняется внутренним содержанием. К сожалению, часто бывает, что люди это содержание упускают. Они думают, что внешней формы достаточно: прийти в храм, постоять, помолиться, дома перекреститься — и всё. Это некоторое фарисейство.

Церковная лавка — источник формализма

Сейчас вниманию верующих предлагается много того, чего не было прежде. Например, каких только молитвословов не встретишь на полках книжных лавок! Обычные, на всякую потребу, для болящих, для родителей, для защиты от бесовских сил, и так далее. Раньше была одна книжка — молитвослов, где были собраны молитвы, положенные для чтения мирянами. Сейчас всё иначе: чтобы у Бога одно попросить, читайте эту молитву, другое — вот эту.

Церковная лавка
Церковная лавка в храмах и монастырях

Получается как в случае с расслабленным: когда Господь спросил его, хочет ли он стать здоровым, тот ответил: «Да, Господи, но нет человека, который бы меня опустил в купель первым». Господь не о том его спрашивал, Он задавал вопрос о сути, человек же сосредоточился на внешнем. Мы тоже часто обращаем внимание только на внешнее: такую молитву прочитать или иную, к тому святому обратиться или этому. Это тоже православный формализм.

православный формализм пастырей

Многое зависит от священника: как он относится к пастырской деятельности, показывает ли прихожанам на личном примере, какой должна быть духовная жизнь. Искренняя молитва, стремление к ней, деятельное настроение будут проецироваться на прихожан. Это непросто. Служение может быть разным: кто-то совершает службу формально, кто-то — искренне, с душой. Для этого требуется серьёзная подготовка, напряжённая духовная жизнь. Это трудно, но в таком отношении к служению — ключ ко спасению.

Служение Богу должно быть искренним

Часто нецерковные люди говорят: да что там сложного, постоял на службе, помолился. Но за кажущейся внешней простотой стоит тяжёлый труд веры, молитвы, чтения Священного Писания, подготовки к службе. Если священник в это вникает, то его жизнь гораздо глубже, чем кажется поверхностному наблюдателю. Такой труд приносит серьёзную духовную нагрузку, но в то же время — и помощь Божию, которую Господь даёт, чтобы пастырь донёс слово Божие людям.

Как бороться?

Напряжённая духовная жизнь — это наше оружие и лучшее средство для победы над формализмом. Если человек осознанно духовно трудится, пропускает молитву через своё сердце, меняет свою жизнь, о формализме говорить не приходится.

Чему учит Евангелие?

Во всех ярких евангельских случаях помощи Христовой людям поведение этих людей или их ответы были неординарными. Вспомним сотника, который просил исцелить своего слугу. Господь говорит: «Пойдём, я исцелю его», — на что тот отвечал:

«Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: „пойди“, и идет; и другому: „приди“, и приходит; и слуге моему: „сделай то“, и делает» (Мф. 8:8-9).

Господь удивился такой вере и столь мудрому ответу.

Как правильно выстраивать жизнь во Христе

Мы, христиане, должны постоянно находиться в поиске того, что, как говорил преподобный Серафим Саровский, будет нас обогащать. Духовная жизнь многогранна. Она не может заключаться только в молитве или в посте. Человек в чём-то всё равно будет преуспевать больше. Нужно найти свою изюминку: какая добродетель ближе, что лучше получается? Как я могу стать ближе к Богу? Это очень важно: понять, в чём воля Божия по отношению к тебе, чего Господь от тебя хочет. Задавать себе такие вопросы необходимо, тогда в духовной жизни будет движение навстречу Господу. Если же формально и холодно относиться к нашей жизни во Христе, то что хорошего может получиться?

Как Господь разоблачал фарисеев

Евангелие рассказывает нам, что Господь творил чудеса в субботу, чему противились фарисеи. Когда Он исцелил расслабленного и повелел: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8), — это вызвало возмущение у иудеев, которые говорили, что непозволительно нарушать закон. Святые отцы учат нас тому, что Господь Своей благодатью расширяет человеческое сознание, а грех и правила сужают его. Этот больной не мог ничего, кроме как находиться на своей постели. После исцеления он стал повелителем своей жизни: взял своё ложе и пошёл, став свободным в своих действиях и поступках. Господь даёт человеку широту знания и свободу, поднимает его над материальным.

Православный формализм
Кто такие книжники, фарисеи и лицемеры?

Осуждающие сосредоточились на том, что Христос преступил букву закона, нарушил соблюдение субботнего покоя. Но Господь добродетелен, Его закон был не против добродетели, а против зла. Когда человек творит доброе, он не противоречит закону Божьему. Сам Господь есть любовь, и, проявляя её по отношению к ближним, мы пребываем с Ним.

Опасности формального отношения к вере

Случаются ситуации, когда человек упускает суть отношений с Богом, теряет живое общение с Ним. Можно прочитать множество акафистов или большое молитвенное правило, но это ничего не изменит в нашей душе. Что такое молитва? Суть её — это возношение ума и сердца к Богу.

Христианину надо стремиться воспринять и осмыслить такое обращение к Нему, какое нам предлагают канонические тексты молитв. Надо эти тексты умом, как зеркалом, отразить на небо. Такому духовному упражнению нужно учиться очень долго, поскольку оно требует большого напряжения, работы ума и сердца, чего, как правило, человек долго не выдерживает.

Важность общей молитвы

Наш Патриарх говорил: почему общественная молитва важна? — потому что в момент, когда один молящийся рассеялся, другой сосредоточен, и молитва не прекращается. Человеку сложно удерживать внимание больше десяти минут: ум рассеивается. Тем более, когда надо Господу помолиться — для этого нужен большой духовный опыт. Поэтому, когда верующий старается исполнить большое правило, нужно смотреть, насколько он вознёс душу и сердце к Богу. Всё ли время, что он молился, это было воплощено? Или он был сконцентрирован на молитве несколько минут, а дальше началась рассеянность ума? Этот момент очень важен.

Формальное вычитывание молитв может привести к гордыне и прелести

Живое общение с Богом открывает сердце и душу, человек получает от Бога благодать, даже если молился мало и своими словами. Такое обращение (своими словами) не только допустимо, но и должно присутствовать — так советуют святые. Если же молящийся уходит в формальное вычитывание, он может впасть не только в гордыню, но и в прелесть, а это самая тяжёлая духовная болезнь. Человек считает, что делает всё правильно, но на самом деле у него происходит не духовный рост, а падение.

Зачем нужен духовник

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов:

«Явный грешник, впавший в смертные грехи… способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворён собою».

Опытный духовник это видит. Такого человека нужно вовремя остановить. Если он послушает своего наставника, то станет ближе к Богу, если же станет самовольничать и продолжать, его ждёт духовное крушение. Это очень опасный путь, поэтому в духовной жизни очень важно иметь духовника и прислушиваться к его советам.

Откровенный разговор со священником — важная составляющая духовной жизни

Православная духовная жизнь строгая и требует больших усилий. Современным христианам в этой сфере нужны адекватное рассуждение и старание. Надо открыто говорить священнику, что у вас получается, что нет, что легко исполнить, что трудно. Важно совместно найти золотую середину, чтобы духовные усилия были не формальными, но искренними, и приносили пользу, а не вводили в прельщённое состояние.

Духовный формализм в семье

В семейной жизни тоже нужно избегать формализма. Например, приходит мама и говорит: «Я не вычитала правило!» — а у неё двое или трое детей. Я в таких случаях советую стать с детками перед иконами и прочитать вдумчиво молитвы «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», если дети постарше — «Верую».

Как избежать формализма в семейной духовной жизни

Помолиться с ними своими словами. Это принесёт пользу и для родительской души, и для детской. Если же мама станет читать молитвенное правило, дети в это время будут бегать сами по себе, а муж — телевизор смотреть, что это даст? А вот всей семьёй, вместе с папой и детьми, почитать молитвы — краткие, но с усердием — какая будет польза для всей семьи! Таким образом родители помогут и детям избежать формализма в духовной жизни.

Жить в Боге, вот лучший способ борьбы с формализмом

Человек не может в одно мгновение стать святым. Даже если он всё правильно по форме сделал — всё вычитал, исповедался, причастился — он не стал достойным Божией благодати. Нужно жить в Боге. Постепенное возрастание в вере, желание продолжать духовный рост — это очень важно. То же и с детьми: нагрузка должна быть соответственной возрасту ребёнка.

Что касается взрослых, то нам прежде всего нужно постоянство. Пусть где-то не доработаем, не до конца подготовимся — ничего. Мы никогда не будем достойны благодати Божией. Однако осознание недостоинства будет пред Богом проявлением нашего смирение. Если с таким чувством человек идёт в храм или приступает к таинствам, это принесёт ему пользу. Тогда у него будет пространство для совершенствования в духовной жизни.

Когда уместен формализм

Вот если бы мы хотя бы формально исполняли заповеди Божьи! Здесь православный формализм был бы неплох и свидетельствовал о силе нашей веры. Человек знает: вот то, чего нельзя делать, и я не буду этого делать ни в коем случае. У нас же заповеди существуют как будто для всех, но только не для нас. Люди выживают, жалуются на законы, неправедность власть имущих. Но вот такой человек стал начальником, и делает то же самое! Где же вера тогда? Где наше христианство? Мы ведь все крещёные. Поэтому замечательно, если в плане исполнения заповедей христиане будут формалистами.

Мы всегда находим, чем оправдать себя, в этом проявляется наше фарисейство. Мыслить нужно иначе. Поскольку я — христианин,то не могу величие Божие оскорбить своими грехами, нарушением Его заповедей. Конечно, для того, чтобы это исполнить, нужно иметь глубокую веру и смирение. Без них ждать такого отношения к Богу не приходится. Потому будем стараться хотя бы с тем достоянием, что у нас есть — людьми, что приходят в храмы, — правильно духовно развиваться. Избегать формализма, духовной прелести, превозношения и наполнять свою жизнь правильным смыслом.

Протоиерей Сергий Дворянов
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Есть такой отрывок в Евангелие: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12-13). Только ли речь идет о видимом храме, о том месте где собираются верующие – церкви, или Господь указывает через видимое на большее, невидимое – сердце человека? Верующий знает, что Господь Бог в не рукотворных храмах живет (Деян. 17:24). Так вступая на стезю служения Бога с каким сердцем человек приступает к своему Господу, Владыке и Спасителю?

    Церковная жизнь разделена на две части: первая, видимая – обрядовая, а вторая невидимая – духовная. Как и сам человек состоит из грубой части – тела, это видимая часть и скрытая часть – душа, невидимая, но неоспоримо существуемая. Глупо отрицать наличие души своей, как глупо отрицать наличие разумности и умственных способностей человека, его интеллекта, как глупо отрицать такого невидимого голоса, как совесть, если она мучает и беспокоит без всякого того содействия со стороны самого человека. Хотелось бы чтобы её не было, чтобы жить свободно и вольготно, но увы и ах, звенит и говорит совесть – этот звоночек-голос и никакого от него покоя нет. Человек тоже делится на две категории: первая та, которая живет вроде бы по закону и соблюдающей его внешне, но не по совести, только при наличии зоркого присмотра со стороны власти, а потому стоит этой самой власти отвернуться и расслабиться, потерять как говорится бдительность, то норовит такой человек нарушить там правила и законы, жить по своему желанию и хочучке не слушаясь своей совести. И есть вторая категория, та которая живет по совести своей и поступает по ней, а потому закон соблюдает как положено без всякого там надзора со стороны власти. Первым легко живется, ибо привыкают жить лукаво и лживо, а вторым живется трудно, тягостно и скорбно, ибо слушая свою совесть приходится жить хоть и праведно, но стесненно. Где кого больше? Думать говорить не стоит. Временами и лукавый человек может усовестливаться и поступить честно, и совестливый может поступить бесчестно.

    Итак внешнее и внутреннее. Церковная жизнь и как и сама человеческая жизнь имеет две формы: видимая – прописанная правилами, законами и этикой и невидимая – живущая по закону совести, заповедям Господним – и это тоже форма. Человек, который живет по внешней обрядовой форме в церкви зовется – фарисеем, который тщательно исполняет внешнее предписание, старческие указания, делает всё и живет по букве, но духовную форму – совесть свою и заповедь Божию задвигает далеко во глубину своего сердца. А потому внешней своей деятельностью заглушает свою совесть, и по лицу такой человек выглядит благочестиво, праведно, речи его высокопарны с нотками высокоумия и самодовольства, знания книжные, по букве. Перед тобой учитель, законник, книжник, – который строго живет, в глазах людей (то есть напоказ) по букве и учит и требует, чтобы и другой так жил, но за глаза и перстом своим не двинет для исполнения того, чему учит и требует от других; для него – учителя – закон не писан! Человек привыкший жить по совести в учителя и наставники не лезет, делает свою работу тихо, незаметно, признательности и любви у других не ищет; хоть и выглядит такой человек невзрачно, неприметно, потому что не выпячивает себя, но имеет в себе не вид благочестия, а его силу!

    Фарисеев, людей формализма, в Церкви не мало, и все потому что внешнее делание приносит похвалу и славу. От формализма и сам в своих глазах праведником становишься и мудростью книжной пропитываешься, вот только сердце все более черствеет и нетерпимым, неуступчивым и необоримым становится и самомнение и самосознание твоего личностного «Я» до небывалых высот вырастает. И грязь любит блестеть. И гордость любит казаться смиренной. Лукавство живет в каждом человеке оно легко приспосабливается к любым условиям, ибо привыкло жить лживо, двояко, лицемерно с лицеприятием, корыстно, ища во всем своё, богатея в себя. И лицемерный будет услужлив и доброжелателен покуда для него есть от этого выгода, а когда нет?… изменится и лицо, и голос, и поведение его, покажет во всей красе свое истинное содержание, не скроет его, но даст во всей полноте прочувствовать и Кто он и Что он есть!

    Вернемся к началу, к тому отрывку из Евангелия от Матфея, где Господь Иисус Христос опрокидывает столы и выгоняет торгующих. Приходя человек к Богу с чем приходит? А живя с Ним с чем живет? Какими ценностями и сокровищами наполнено сердце человека? Ведь Бог не в рукотворенных храмах живет. Бог входя в человека через Таинство Причастия не с желудком его соединяется, а с сердцем. Так чем наполнено сердце человека? Делами, хлопотами, житейскими заботами, беспокойством о неспокойном мире в человеческом мире, о правлении властей и недовольстве их правлением… – не это ли торговля – базар, где толкотня, шум, и сплетни разного рода, осуждения…? А ведь сердце человека – это дом Божий и домом молитвы нарекается, там храм, там служения и не обрядовые, там живет голос Божий – совесть человека. Человек привыкший жить по совести он сам выметает и выкидывает все не нужное, богопротивное из своего сердца, сам разгонит скупщиков, меновщиков – торгашей разного рода. Он слышит слова Господа, что не можете служить двум Господам, ибо «об одном радеть станете, а другого забросите» (Мф. 6:24). Как слышит, что если «не превзойдете праведности фарисеев и книжников, то не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 5:20). Как слышит слова Спасителя: «чему учат фарисеи слушайте, но по делам их не поступайте, ибо учат и говорят, но сами дел таких не творят» (Мф. 23:3). Формальный человек, формальный христианин – это лукавый человек, та самая грязь которая любит блестеть и имеет ту самую гордость которая любит казаться смиренной. У него всё любит: как бы оно есть, да не то что надо бы и как нужно – фальшивка одним словом!

    Умудри нас Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *