Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня

В воскресенье, 27 сентября 2020 года православные христиане празднуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это непереходящий праздник, так как дата его неизменна каждый год. Кроме того, это второй двунадесятый праздник православной Церкви в новом церковном году после Рождества Богородицы. В этот день соблюдается строгий пост.

Это единственный из 12 главных праздников, который посвящен сразу двум событиям. Во-первых, по словам Священного Предания Крест, на котором распяли Спасителя, был обнаружен в 326 году при раскопках на Голгофе в Иерусалиме. И во-вторых, это история о возвращении Животворящего Креста из Персии, где он был в плену. В VII веке величайшую реликвию возвратил в Иерусалим император Греции Ираклий.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня история праздника

Прежде всего, празд­ник, по­свя­щен­ный Кре­сту Хри­сто­ву, выра­жа­ет ли­тур­ги­че­ский (бо­го­слу­жеб­ный) ас­пект по­чи­та­ния хри­сти­а­на­ми Гол­гоф­ско­го Кре­ста как ору­дия спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня начали праздновать одновременно с событием, в честь которого его установили.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня праздничная икона в храме Николая Чудотворца
Праздничная икона в храме Николая Чудотворца

Такое обстоятельство среди церковных праздников встречается не часто. Все дело в том, после распятия Христа, Его погребения, воскресения и вознесения крест пропал. Но ведь он был страшным орудием казни Спасителя Мира. В IV веке в Византии правил император Константин, который отличался, прежде всего, ревностным служением Христу. Вот он поставил цель: обязательно найти этот крест. Для этого он отправил в Иерусалим целую делегацию, которую возглавила царица Елена — мать императора.

Елена нашла Крест Господень

Церковное предание гласит, что Елена к поискам приступила не сразу. Сначала она опросила всех лиц, что-либо знавших об месте казни, согласно преданий. И только затем начались поиски креста, на котором был распят Христос. Удача сопутствовала Елене. При раскопках нашли три креста, четыре гвоздя и табличку с надписью: «Иисус Назорей, Царь иудейский». Её приказал изготовить Понтий Пилат.

Чудеса от Креста

А вот мучиться над вопросом, на каком из трёх крестов распяли Христа, долго не пришлось. Прежде всего потому, что Крест Спасителя оказался животворящим, целительным, чудодейственным. Более того, от приложения к нему стала здоровой женщина, которая долго и тяжело болела. Также воскрес покойник, которого проносили мимо.

Строительство храма Воскресения Христова

На месте обретения святого креста император Константин дал указание воздвигнуть Храм Воскресения Христова. В нём расположилась Голгофа и гроб Господень. Огромное, величественное здание возводилось почти 10 лет. Царица Елена не дожила до освящение храма. Она отошла ко Господу в 327 году. А вот храм освятили только через 8 лет, в 335 году. Это случилось 13 (26) сентября. Но уже на другой день 14 (27) сентября стали праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Праздничные торжества

В православии сложилась традиция — отмечать праздник Воздвижение Креста Господня 9 дней. Начало 26 сентября (13 по старому стилю), окончание 4 октября (21 сентября по старому стилю). Этот период включает в себя:

  • предпразднество (канун) Воздвижение Креста, богослужения в который посвящаются наступающему событию;
  • праздник с богослужениями, посвящёнными Воздвижению Креста Господня;
  • семь дней «попразднства» после самого праздника.

27 сентября храм и духовенство облачаются в одежды красного или фиолетового цвета. Накануне на вечернем богослужении Крест выносится в центр храма, и ему поклоняются верующие. Он будет находиться на анолое до 4 октября, а затем его унесут в алтарь. На день праздника приходится строгий пост — запрещено употреблять пищу животного происхождения.

Народные традиции

На Руси в честь Крестовоздвижения проводились крестные ходы вокруг населенных пунктов, чтобы защитить их от бед. Кроме того, обходили с иконами поля, а также молились о выздоровлении больных. К Воздвижению старались приурочить не только установление крестов на храмах и вдоль дорог, но и начало строительства часовен и церквей. Хотя церковь осуждает суеверия, крестьяне всё равно раскладывали во дворах и домах маленькие самодельные кресты или перекрещенные палочки для защиты от болезней и других невзгод.

Праздник приходится не только на время окончания уборки урожая, но и приближения заморозков. Поскольку его название включает слово «движение», народ придумал такие поговорки: «На Воздвиженье хлеб с поля движется», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает» и др. В ряде областей этот день называли еще и «капустницей», так как начинались заготовки капусты на зиму.

2 комментария

  • Ирина:

    Во Второзаконии говорится, что проклинается всякий висящий на дереве (Втр. 21:23) это же повторяет апостол Павел в своем послании (Гал. 3:13). Как же так, Бог проклинает всякого, кого распнут на дереве, однако Господа Иисуса Христа вознес и дает через Него благословение?

    Хорошо знали иудейские богословы закон Божий и закон Моисеев. Хорошо знали, что славу и любовь израильского народа ко Христу можно перечеркнуть Его распятием. Это единственный способ – позорная смерть – способна пресечь Его почитание и попрать веру народа в Него, как в ожидаемую Мессию.

    «И к злодеям причтен был» , – говорит пророк Исаия, Духом Святым, о распятии Богочеловека и в святом Евангелии евангелисты апостолы повторяют пророческие слова пророка Исаи о Иисусе Христе Господе нашем (Ис. 53:12; Мк. 15:28; Лк. 22:37). Ослепленная злоба человека, которая знает прекрасно писание, знает пророчества, творит с хорошо пониманием, с ясной осознанностью преступление против Праведника уготовляя Ему позор и забвение. Для того и взят был под покровом ночью, как преступник, для народа, мол, мы нашли в нем ложь и злоумышление против душ народа. Потому и совершили суд над Ним ночью, тайно не перед лицом народа, и нашли Его виновным в сем том в чем подозревали и нашли свидетелей, которые подтвердили их предположения и подозрения. Потому и предали Его Понтию Пилату и выбрали для Него позорную смерть – распятие на кресте, ибо проклят всякий, кого распнут на древе. Но то совет и суд человеческий и иной суд Божий. На древо вешали (распинали на кресте) человека достойного такого наказания, как и признает такую казнь один из распятых разбойников со Христом: достойное бо приняли наказание по делам сотворенным, а Он ничего худого не сотворил (Лк. 23:41). Крест – проклятие, крест – позор, но Господь изменяет порядок закона. Отныне Крест – благословение, Крест – победа! Через него приходит спасение и благословение Божие. Через него освящается естество человеческое и прощается грех. Через него обожается душа и умерщвляется плотское мудрование. Через него рождается и восстает новый Человек. Крест – лестница по которой душа восходит в Царствие Небесное. Бог положил проклятие креста, ибо через висящего на древе, стал примером в назидании для других, к чему приводит греховная, беззаконная, безбожная и без страха Божия жизнь и конец таковой жизни достойна порицания и проклятия. Но то распятие человека грешного – злодея. И иное распятие Человека праведного, безвинного и безгрешного. И тогда такой Человек приемлет не позор, а славу. И безвинные страдания Его исцеляют и прощают язвы болящих и заблуждающих, которые с верой прибегают к Нему. Отныне Крест – слава и почет. Не в поругании, а в благословении. Не в призрении, а в благоговении. Не в страхе, а в силе. Не в ничтожестве, а в великом. Не в воплях, ужасе и отчаянии, а в терпении и мужестве. Христос изменил чин последованности, природу закона для человека грешного и человека праведного. Господь Иисус Христос не отменяет закон, но говорит, что для злодея крест – проклятие и достойное приемлет человек, а для верующего во Христа, крест – спасение, сила и премудрость Божия. Вознесли израильские священнослужители, единаго Бога Живаго, Христа на древе для унижения и позора Христа, но превознеслось имя Его паче всякого имени и поклоняются Ему небесные, земные и преисподние (Фил. 2:6-10) и на Его имя уповают народы (Мф. 12:21).

    Бог не отменил проклятие висящего на древе, ибо проклят Иуда Искариотский удавившейся и висящий на дереве, проклят и нераскаявшейся разбойник распятый на кресте. Крест – знамение, сила и победа для верующих, а неверующих. Крест – ограда, венец и слава для идущих за Христом, а не для живущих по своим похотям. Хотя распинаются на кресте и первые и вторые, но каждый приемлет достойное по делам своим: и для одних крест – позор и проклятие, а для других – слава и благословение.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Крест в свое время был проклятием и позором, ибо на кресте умирали люди злые, грешные, осужденные. Крестные страдания может по времени и не такие долгие, но тяжкие. Человек распятый висит без движения, медленная умирая. Висит или под палящим солнцем или под дождем, терпя холод, зной, голод, жажду. О чем думает человек вися на кресте справедливо осужденный, как сказал разбойник: «достойное принимает по делам своим» (Лк. 23:41), какие у него чувства, мысли…, сожалеет ли он о прожитых днях, о содеянном, раскаивается ли?…

    Господь тоже прошел через муки креста, через распятие с той лишь разницей, что Он единственный Человек во всём роде человеческом, Который осужден несправедливо, безвинно пострадавший, греха несовершённый. И распятие Его сопровождалось и совершилось с большей жестокостью: избиением, высмеиванием, уничижением, тело гвоздями прибитым, вместо воды желчь и оцта, вместо сочувствие злословие и злорадство…, все во сто крат в злобной неистовстве, кажется что вся преисподня и вся ненависть человеческая восстала против Иисуса Христа и выплеснула на Него всю свою злобу, ярость с небывалой жестокостью и с каким то остервенением.

    Всё пытается человек свой крест облегчить, Бога обмануть, урвать хороший кусочек здесь, наступить на свою совесть там, преступить заповедь, обмануть закон, не исполнить завет… Ложью, обманом и лукавством всё старается человек обустроить свое земное жилище, тащит в свой дом наворованное, неправедное приобретенное, обставляет его роскошью, наводит лоск и блеск, чтобы слепило другим глаза от его красоты и богатства. Даже самый маленький человек мечтает о другой жизни, подняться на одну ступеньку выше своего нынешнего положения, если сам не смог, так хоть пусть дети в люди выбьются, а за их счет и я поднимусь, птицей более важной стану. Но земной путь короткий, подойдет к концу. И с чем предстанет человек перед Богом своим Творцом и Спасителем? Крест, который нес, нес с ропотом и завистью. Что приобрел он через этот крест? Какое богатство стяжал в сердце? Умягчилось ли сердце, когда распяли его на его кресте, раскаялось ли оно, сокрушилось, смирилось…? Или злобой дышало, злорадствовало и яд источало, ожесточалось и окончательно в неблагодарности утверждалось? Смотри, человек, как несешь свой крест, данный тебе от Господа твоего. Для того и дана тебе эта тяжесть, чтобы ты научился смотреть не с завистью по сторонам, а чтобы твое сердце научилось любить, миловать и сострадать. Научилось благодарности, видеть грехи свои, искоренять зло и растить добродетели. Чтобы когда придет время – добродетели твои принесли плод свой, какие в тридцать, какие в шестьдесят, а какие и во сто крат, многократно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *