Великий понедельник Страстной седмицы

Великий понедельник Страстной седмицы

Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим. В Великий понедельник Страстной седмицы на богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу. Во-первых, распяться с Ним. Во-вторых, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним.

Великий понедельник страстной седмицы вспоминает события Ветхого и Нового Завета

Церковь таинственно созерцая, сближает события Ветхого и Нового Завета. В первый же день Страстная седмица показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя. Прежде всего, в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа. Он по зависти братьев невинно проданный и униженный, но после восстановленный Богом.

Сказание про Иосифа Прекрасного

«Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов. Во-первых, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев. Во-вторых, продается учеником за тридцать серебреников. В-третьих, заключается в мрачный и тесный ров – гроб. Но восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом. То есть над всяким грехом, и вконец побеждает его. Кроме того, владычествует над всем миром. И наконец, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».

Евангельские события в Великий Понедельник Страстной седмицы

Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы.

Великий понедельник Страстной седмицы — притча о засохшей смаковницы

Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы. Ведь без них человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское. Именно у иудеев Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона. Этот порок он обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния.

Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях. Они убили сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие. Этим самым они продолжают распинать Сына Божия своими прегрешениями.

О конце мира, предсказанном Спасителем

В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу народа Иудейского, отступившего от веры. Но также там говорится и о кончине мира, рассказанного Иисусом Христом. Во-первых, изображением великих и разнообразных бедствий. Во-вторых, признаков разрушения Иерусалима. В-третьих, кончины века. Тем самым верующие побуждаются среди зол не только к великодушию, но и беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному. Кроме того, они утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Читая в Евангелие о проклятии бесплодной смоковнице, невольно удивляешься, почему Господь её проклял, ведь как ученики сказали: “еще было не время для смокв”? В Ветхом Завете во Второзаконии человек наставляется, что при сборе чего то ни было не собирать под завязку, но оставлять другому, чтобы и другой человек мог напитаться от плодового дерева или растения (Втор. 24:19-22). И здесь, утром из Вифании Господь Иисус Христос идет в храм и видит смоковницу подходит к ней ища на ней плода, потому что взалкал, но плода нет. Народ, который знает Закон, знает и то, что необходимо оставлять плод для другого нуждающегося, голодного, но дерево стоит голое, оборванное. Что видит Господь? Он видит жестокосердие человека, отсутствие милости, жадность, алчность и эгоизм в людях, проявление равнодушия. Ведь Закон учит думать о ближним, заботится о нем, а здесь пустышка – бесплодность. И Господь проклинает дерево. Конечно дело не в дереве, но на её примере, указывается, что человек черствый, бездушный – подлежит проклятию. “Еще не время”, – говорят ученики своему Учителю, но Господь их не слышит. Не так ли часто человек оправдывает себя или другого человека, что ещё не время для добрых дел, ещё не время обратится ко Господу, прийти в храм, стать церковным человеком. Еще не время для покаяния, исполнения заповедей, изменению своего образа жизни и самого себя. “Еще не время, я не готов, нет отклика в моем сердце на призыв Бога, Церкви, душа молчит… может быть чуть позже, там в старости…” убеждает и уверен в своих словах человек. И не ведает, что уже близко проклятие и услышит голос: “Да не будет же впредь от тебя плода вовек” (Мф. 21:19) И смоковница иссохла и земная жизнь человека оборвалась.

    Умудри нас Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *