Пассия служба страстям Христовым в храме Николая Чудотворца

Пассия служба по страстям Христовым

Пассия служба по страстям Христовым в Тюльгане
Пассию службу совершает иерей Сергий Оксаныч

Сегодня богослужение в Великий Пост нельзя себе представить без красивой, запоминающейся, хотя и не уставной вечерней с молебном и чтением акафиста. Пассия служба по страстям Христовым (на латинском обозначает «страдание»). Это особый богослужебный чин, совершаемый в Великий Пост в воскресение вечером. На Пассии читаются главы из Евангелия, которые рассказывают о страданиях Христа.

Пассия служба по страстям Христовым история

Эта православная служба составлена последней среди всех Великопостных богослужений. Автор — митрополит Киевский Петр (Могила), живший 1596-1647 гг. Смысл Пассии — сопереживание со Христом во время мучений. Вспоминается предательство Иудой, суд, Его распятие и смерть на Кресте.

Традиционно, эта служба соединяется с великой вечерней. Пассия служится 4 раза в годовом цикле богослужений во второе, третье, четвертое и пятое воскресения (или пятницы) Великого Поста. Число Пассий соответствует четырём евангелистам. На каждой Пассии в 2020 году читаются евангельские отрывки о страданиях Христа:

  1. 26 и 27 главы от Матфея 15 марта.
  2. 14 и 15 главы от Марка 22 марта.
  3. 22 и 23 главы от Луки 29 марта.
  4. 18 и 19 главы от Иоанна 5 апреля.

Акафист Страстям Христовым написал архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). Он автор многих подобных литературных творений, получивших широкое распространение в середине XIX столетия. Основой для этого акафиста был взят аналог из сборника униатских западно-украинских сочинений.

Пассия служба в Великий Пост

Чин пассии по страстям Христовым не содержит ни одного католического церковного пения. Также в нём нет текстов, которые противоречили бы православной догматике. Все песнопения брались из Постной Триоди, из богослужений Великой Пятницы. Текст акафиста Страстям Господним в середине XIX века составил архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов). Хотя в основе хвалебных стихов лежит униатский акафист, но он был основательно переработан. Акафист Страстям Господним полностью отвечает как православной догматике, так и благочестию.

Пассия служба в храме Николая Чудотворца, Тюльган
Распятие выносится на средину храма

Святитель Иннокентий тщательно отредактировал и ряд других хвалебных богословских текстов. Акафисты Воскресению Христову, Гробу Господню, Святой Троице, Покрову Пресвятой Богородицы. Архиепископ Иннокентий дал указание применять их в храмах епархии. Он вспоминал: «… действие сих акафистов на народ было чрезвычайно сильное и благородное…». В православной Церкви пассия служба по страстям Христовым — это богослужебный чин. Данное обстоятельство коренным образом отличает её от драматургии Крестных страданий Христа в западном Христианстве.

Пассия служба по страстям Христовым совершается так. Во-первых, посреди храма устанавливают большое Распятие. Во-вторых, когда поются стихиры, Царские врата открываются и из алтаря иерей, в сопровождении других священнослужителей, выносит Святое Евангелие. В-третьих, оно кладётся на аналой, стоящим перед Крестом. Далее священник читает акафист, а затем главы из Священного Писания о Страстях Христовых. Потом читаются молитвы, после которых духовенство и прихожане прикладываются ко Кресту.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью!

    Был ли Христос? Реальная ли эта Личность?

    Если смотреть на жизнь человека, то она не протекает спокойно и безмятежно. Всего в ней хватает. Радость сменяется печалью, счастье – несчастьем, безмятежность – скорбями… Если бы в человеческой жизни не было Бога, то какая эта была жизнь? Если бы не было заповедей, закона Божия, то какая была бы жизнь? Если бы не было вечности, духовного мира, то зачем человеку рождаться и жить? С Бога начинается и обретается смысл бытия; от Него получаешь ответы на все вопросы. Без Бога земная жизнь не жизнь, она бессмысленна. Ибо зачем рождаться, если ты умрешь? Зачем закон и совесть, если нет вечности и всё ограничивается только этим временным пространством? Зачем скорби, несчастья, несправедивость…, если нет награды? Зачем терпеть неудобства, дискомфорт, если там ничего нет?
    Невольно обрадуешься, что Бог есть и через Него всё объясняется. Он – источник жизни!
    Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Слава Тебе, Отче, за Сына Твоего Единародного! Слава Тебе, Душе Святый, за просвещение и утешение! Слава Тебе, Сыне Божий, Господи Иисусе Христе, за святое благовестие – Евангелие, за Твои добродетели, учение, страдания, крестную смерть и Воскресение! Слава Тебе, что Ты омывешь человека в бани покаяние, воскресаешь его мертвую душу, даришь жизнь…
    Можно много писать, можно много говорить, но вера оживает тогда, когда ты обретаешь и открываешь Бога опытно. Да и сама жизнь не была бы жизнью, если бы она была сплошной теорией. Это все равно, как читать познавательную книгу и обретенные знания остается без воплощения. Если есть зло, значит есть добро. Если есть свет, значит есть тьма. Если есть земная жизнь, значит есть и вечная. Если есть душа, значит после смерти тела она где-то должна найти себе пристанище. Если есть грех, значит есть и святость. Если есть преступление, значит есть наказание. Если есть раскаивание, значит есть прощение. Каждое действие, каждое явление имеет последствие, имеет содержание, имеет и противопоставление. Христос родился, жил, распялся, умер и Воскрес! Богочеловек прожил по меркам человеческого бытия – короткую жизнь. Но плодами Его трудовой жизни пользуются, с лихвой, каждый живущий человек на земле. Его заслуги так велики, что их хватает и в земной жизни, и переходят в вечность. Был ли Христос, реальная ли Он личность? Если бы не было Такого Человека, то и память, и слава, и учение, давно бы истребилось с лица земли. Но если живет Его слово, если память о Нем в род и род, значит Он не вымысел людей, не плод человеческой фантазии, но истина и правда, над которой не властно время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *