Таинство Причастия или Евхаристия

Таинство причастия — это главный смысл жизни Православной Церкви. Не нательный крестик, ни даже крещение не делают людей православными христианами. Ими становятся те верующие люди, которые начинают жить во Христе и участвуют в церковной жизни, в её таинствах.

Духовная жизни в Церкви невозможна без причащения Святых Тайн. Ведь единое Тело Христово состоит из приобщения Святых даров, освящения верующих силой Святого Духа, соединения христиан со Христом и друг с другом.

Таинство причастия начинается в алтаре
Иерей Сергий Оксаныч готовит Святую Чашу ко причастию

Таинство причастия — это принятие Святых Тела и Крови Христовых. Причащение можно представить как реальное таинственное действие, соединяющее православного христианина со Христом в той степени, в какой причащающийся прихожанин подготовился к этой встрече.

Что главное в Церкви? — «Чашу спасения приму, и имя Господне призову…» Вот краткая, но ёмко выраженная суть Церковной жизни! Христианство — это религия обновлённого человека, поэтому при подготовке ко причастию важно соблюдать как внешние условия (участие в вечерней службе, чтение канонов, последования, молитв, соблюдения поста), так и приуготовление внутреннего состояния верующего (прощение всех обидчиков, сокрушение о грехах и др.).

Таинство причастия

Таинство причастия на тайной вечере Христа со своими учениками
Тайная вечеря последней трапезы Христа со своими учениками

Святые Дары для Причащения приготовляются на проскомидии и переносятся на престол во время Евхаристии (по греч. благодарение) — литургии верных. Евхаристия — это воспоминание Церкви о тайной вечери и всего того, что на ней происходило более 2000 лет назад. В православном катехизисе, который составил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский говорится:

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Причастие — это реальная возможность соединения с Богом в земной жизни, поэтому принявший Святых Тайн христианин может надеяться, что он будет со Христом и в вечной жизни.

Причащение — кульминация Евхаристии

После символа Веры начинается Евхаристический канон — высшая ступень литургии. Евхаристия — это та вершина, к которой ведут все предшествующие составные части службы: проскомидия, антифоны, ектении, чтения, молитвы. Начало Евхаристического канона — это момент произнесения слов благодарения Богу за всю историю человечества. Благодарственную молитву вполголоса читает священник в алтаре. Поскольку эта молитва читается тихо на фоне протяжного пения хора, есть смысл привести её полностью:

Достойно и праведно воспевать Тебя, благословлять Тебя, восхвалять Тебя, благодарить Тебя, поклоняться Тебе на всяком месте владычества Твоего. Ибо Ты Бог неизреченный, непознаваемый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, остающийся одним и тем же, Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие и, когда мы пали, снова нас на небо восстановил нас и не отступил от нас, совершая все (для нашего спасения), пока не возвел нас на небо и не даровал нам Твое будущее Царство. За все это мы благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа: за все благодеяния Твои к нам, о которых знаем и о которых не знаем, явные и тайные. Благодарим Тебя и за эту службу, которую Ты соизволил принять от рук наших, хотя и предстоят перед Тобой тысячи Архангелов и десятки тысяч Ангелов, Херувимы и Серафимы – шестикрылые, имеющие много очей, поднимающиеся на высоту, крылатые.

Как Евхаристия — это основа главного Христианского богослужения — Божественной литургии, так и Таинство Причастия — это кульминация Благодарения Богу. Ко причастию нужно серьёзно готовиться: прочитать 3 канона ко Христу, Богоматери и Ангелу хранителю; соблюдать строгий 3-х дневный пост, обязательно исповедоваться и получить благословение на причащение. Святые Отцы учат, что хотя исповедь и епитимья могут подавать прощение грехов, но для освобождения от них нужно Божественное причащение. А вот тот кто причащается редко, у того пропадает тепло благоговения, любовь к Богу охлаждается. Практически невозможно человеку до конца искоренить свои страсти, усмирить дикую войну плоти, изгнать все немощи, если не причаститься Христовых тайн.

Таинство причастия — реальность

Первыми в алтаре причащается духовенство прихода. Затем священник выносит Святую Чашу в храм, произносит особую молитву.

Таинство причастия в храме Николая Чудотворца Тюльган
Причащение Святых Христовых Тайн в храме Николая Чудотворца

Верующие подходят молча, благоговейно, со сложенными крест на крест руками на груди. Называют своё имя, и священник кладёт в ложечке им в рот частицу Тела и немного Крови Христовой. Причастившийся христианин целует низ Чаши и отходит к столику, где ему подаются чашка с запивкой и кусочек просфоры. Это делается для того, чтобы во рту не остались частицы Святых Даров. К Чаше не допускаются прихожане в состоянии гнева, озлобленности, при наличии тяжких не исповеданных грехов или не прощённых обид. Не нужно испытывать судьбу и дерзновенно идти к Евхаристическим Дарам с плохим состоянием души. Это может закончиться для причащающегося тяжелой болезнью или смертью.

Как часто христианин может причащаться?

Наше спасение невозможно без участия в Таинстве Евхаристии, которое может быть только свободным, желанным, подготовленным. Многие прихожане, не понимая его смысла, стараются избегать причащения, или делают это крайне редко. Причин много. Кто-то считает, что частое причастие обесценит Церковное таинство, сделает его обыденным, привычным, проходным. А кто-то не может участвовать в Таинстве Евхаристии по причине осознания своей греховности или невозможности отказа от привычек мирской жизни. Другие просто не знают, как нужно готовиться ко Причастию. Но зато постоянно пребывать с Богом, общаться с Ним, желают большинство верующих. Есть множество факторов, которые нужно учитывать прихожанам при подготовке ко причастию:

  • нравственное состояние;
  • духовный опыт;
  • возраст;
  • здоровье;
  • нередко и род занятий, обуславливающих определённый образ жизни.

Не все могут вычитать правило ко причастию, соблюсти пост, поэтому нужно подойти за советом к духовнику или к батюшке. Молитвы, пост по сокращённому правилу, в первую очередь касаются болящих, беременных женщин, детей, солдат срочной службы. Требования подготовки трудно выполнять мирянам, которые часто причащаются — несколько раз в месяц — и, постоянно соблюдают все посты.  Им непрерывное постническое житие обременительно настолько, что не позволяет часто вкушать Тела и Крови Христовой. Но эта норма подходит тем христианам, для кого Таинство причастия проходит очень редко — 1-4 раза в год. Но как же  дать возможность воцерковленным людям причащаться как можно чаще? 2 и 3 февраля 2015 года в Москве прошло Архирейское совещание, которое утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». Это важнейшее практическое руководство для духовенства и мирян касается главного содержания духовной жизни и относится ко всем членам Церкви. Суть документа заключается в том, что есть немало мирян, которые готовы были причащаться каждое воскресение или чаще, но не могли поститься 4 дня в неделю.Заглянем во II раздел документа, который устанавливает сроки поста перед причастием. Цитируем:

Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.

Что же касается частого Таинства покаяния грехов перед причастием, в документе есть ответ и на этот вопрос:

В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства.

Таинство причастия — величайшее чудо на земле

Принятие Христовых тайн — это диво дивное, которое свершается в каждом храме постоянно, реально в виде величайшей благодати. Как когда-то невместимый Бог посетил земля и жил среди людей, так и теперь все богатство Божества вмещается в святую Чашу, и христиане могут вкусить святые дары при причащении.

Видео: Таинство Евхаристии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *