Успенский пост — правила, продолжительность, блюда, значение

Успенский пост

Успенский пост начало и конец

Его продолжительность составляет две недели: с 14 по 27 августа. Успенский пост установлен в честь памяти Успения Богородицы и входит в один из четырёх постов Церковного года. Матерь Бога Пресвятая дева Мария, готовясь к вечной жизни, непрестанно соблюдала пост и творила молитву.

Святые Отцы учат:


Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас.
Блаженный Симеон Фессалоникийский


Конец августовского поста приходится на Праздник Успения Божией матери. Строгость Успенского поста сообразна Великому посту. В течение двух недель Церковь вспоминает и празднует события из жизни Её Сына.

Успенский пост обрамляют три праздника

14 августа — в первый день Успенского поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день в храмах освящают мёд.
19 августа — Преображение Господне (в этот день освящаются виноград и яблоки нового урожая.
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы.

Согласно церковного предания Богородице заранее было открыто время перехода в мир вечный. Поэтому она готовилась к дню смерти постом и усиленной молитвой. А особой нужды в этом не было, потому что вся её жизнь — это образец святости, жертвенности и смирения.

Православные христиане соблюдая пост, стремятся подражать житию Пресвятой Богородице, уподобиться её чистоте. В дни Успенского поста они непрерывно восхваляют Деву Марию. Очень хорошо сказал об этих днях митрополит Антоний Сурожский:

В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост — время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост — это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, — жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми…

Телесный пост слуга духовного

Если всякий пост — это «светлая печаль» (по мнению протоиерея Александра Шмемана), то Успенский пост — это печаль небесная. За две недели нужно воздержаться от многих пустых дел. Отказаться от шумных развлечений, ссор, телевизионных программ, громкой музыке и других не полезных суетных мероприятий.

На первом месте должна быть жертва Богу, Духовный пост. И только потом можно приступить к телесному воздержанию. И будет помнить о главном: Богу угоден не сам пост, а его плоды. Ходить в церковь, участвовать в Таинствах Церкви, молиться, подавать милостыню. Пост призван изменить привычное мировоззрение. Нужно ставить на первое место Бога, а уж затем потом наши желания, просьбы, мольбы.

Успенский пост — питание

Дни поста — строгие, без рыбных блюд в первые пять дней недели. С понедельника по пятницу нельзя есть продукты животного происхождения из мяса и молока, яиц. В субботу и воскресенье допускается вкушать растительное масло и вино. Рыбу можно подавать на стол только в праздник Преображения Господня.

По строгости Успенский пост аналогичен Великому и различается только продолжительностью. Там — 48 дней, здесь — всего 14. Ну и, конечно же, временем года. Ведь в предпасхальное весеннее время нет свежих овощей и фруктов, а сейчас их изобилие.
В полном объёме сейчас Успенский пост соблюдается в монастырях, мирянам разрешаются послабления. Основу постного меню составляют блюда из молодого картофеля, грибов, овощей.

Спасы в Успенский пост

14 августа — первый день поста — называется, кроме изнесения Креста Животворящего Господня, Медовым Спасом. В этот день по давней традиции освящают мёд нового урожая.

Медовый Спас
Медовый Спас — освящение мёда нового сбора

Его также можно есть как в чистом виде, так и в виде добавок к постным пряникам, коврижкам, пирогам, другим мучным изделиям.

19 августа — в праздник Преображения Господня допускается рыба, масло растительное, вино. Этот день называется Яблочным Спасом, когда в церквях освящаются яблоки и виноград урожая этого года.

Яблочный Спас
19 августа Яблочный Спас, когда освящаются яблоки и виноград нового урожая

28 августа — в праздник Успения Божьей Матери — едят только рыбу, если день приходится на среду или пятницу. Если выпадают другие дни недели — поста нет.

28 августа — когда Успенский пост окончен, освящают орехи, хлеб, ткани. Его называют Ореховым или Хлебным Спасом.

Ореховый Спас
В праздник Успения Пресвятой Богородицы освящаются орехи, хлеб, ткани

Он знаменует приближение осени. Само слово Спас связано с именем Спаситель, которым называют Иисуса Христа.

Заключение

Успенский пост посвящается Пресвятой Деве Марии. Матерь Божия лучше других внимала каждому слову Господа нашего Иисуса Христа. Она не только родила Его, но и явила образец истинной Веры. Цель Успенского поста — жить, подражаю житию Богородицы.

Видео: слово Архипастыря. Успенский пост.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    “Пост не значит изнурение, пост не значит голодовка, пост не значит лишения всего себя того, что мы любили, а только лишение себя всего того, что нас РАЗРУШИЛО” митроп. Антоний Сурожский

    “Человек более всего должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком.” Свт. Иоанн Златоуст

    Разрушает человека грех, а грех он от самости и своеволия. Грех милостивое сердце делает себялюбивым и эгоистичным. Вот и выходит, чтобы стяжать милосердие и стать снова человеком, надо искоренить из себя эгоизм и самочинность, а без молитвы, бдения и поста, как этого достигнешь? Ущемляя свое чрево в лакомстве ты воспитываешь свою волю в делание добродетели. А воспитание оно не на день и не два, и даже не на месяц, оно на всю жизнь. Так и будешь себя воспитывать отказывая себе то в одном, то в другом и насаждая и понуждая к деланию тому к чему душа не тяготеет и навыка не имеет. Сначала тяжело, а как преуспеет в трудолюбии и вкусит первый плод добродетелей от своих трудов, познает как он сладок, так и стараться станет двигаться в нужном, спасительном направлении.

  • Ирина:

    Спаси Господи, за статью.

    Зачастую пост, воспринимается как отказ от определенных продуктов. И когда исполняется запрет на вкушения, человек поститься. Но телесный пост (по-другому воздержание) это лишь инструмент. Для чего? Вот это каждый решить должен сам для себя. В этом и смысл воздержание, чтобы понять для чего я воздерживаюсь и от чего. И какую цель преследую, когда воздерживаюсь от того, что приносит не только пользу для тела, но и удовольствие от вкушение пищи. Есть и наслаждаться хлебом – это не грех. А в чем тогда грех?… Воздержись и обрети знания через свое воздержание. Может быть откроешь для себя, что есть хлеб насущный и какая его роль в ТВОЕЙ жизни, и сколько места он занимает не только в твоем чреве, но и в твоем сердце.

    Помоги нам Господи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *