Успение Пресвятой Богородицы праздник, традиции, плащаница

Праздник Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии

28 августа, 2024 года. Православные отмечают один из 12 главных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Его часто сравнивают с Пасхой Христовой, хотя о жизни и смерти Девы Марии в Евангелии почти ничего не сказано.

Христос во время казни вручил свою мать апостолу Иоанну

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом.

«Богородичной Пасхой» — так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам. Ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим.

Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери:

Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27).

С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.

Матерь Божия вела замкнутую, потаенную, смиренную жизнь.Но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

Так прошли примерно десять лет. А когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Этот город выпал ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору. Именно Грецию она благословила как Свой удел.

Ветвь райского дерева


По преданию, Богородица в Иерусалиме часто ходила к Голгофе. Здесь Она когда-то своими глазами видела смерть своего Сына. И к гробнице ходила, где одной из первых удостоверилась в Его воскресении.

И вот однажды ей явился архангел Гавриил и возвестил:

Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

А в подтверждение своих слов ангел дал ей ветвь райского дерева. На погребение Богородицы в Иерусалим собрались все апостолы, кроме Фомы. И именно они несли ее тело до родовой гробницы в Гефсиманском саду.

Так вроде бы скорбное, на первый взгляд, событие стало у христиан одним из величайших праздников.

Кончина или сон

“Богородичная Пасха”, по сути, — чуть ли не главный день церковного календаря. Успением Богоматери оканчивается годовой цикл основных христианских праздников.

Церковный год завершается не только хронологически, но и содержательно. Ведь что празднуется на Успение Пресвятой Богородицы? Осуществление того, что было сделано Христом для всего человечества во время его страданий, воскресения, вознесения и ниспослания Святого Духа на апостолов. То есть такой конец человеческой жизни, который является полным и всецелым “обожением” — вхождением человека в жизнь в Боге,

— объясняет глава Учебного комитета РПЦ, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

Иными словами, Успение Пресвятой Богородицы, с точки зрения христианского вероучения, является своеобразной “моделью смерти” для каждого человека. Звучит немного шокирующе, если не знать, что произошло после того, как тело Богоматери положили в гробницу.

Тот самый апостол Фома отсутствовал на похоронах. Он прибыл в Иерусалим лишь через несколько дней. Как и в случае с воскресением Христа, он поначалу сомневался в свидетельствах других апостолов: что Сам Христос вместе с ангелами и забрал душу Своей Матери. И Фома направился на место ее погребения, но Девы Марии там не обнаружил…

Успение Пресвятой Богородицы — это тихая кончина

“В третий день после своей смерти она была воскрешена своим Божественным Сыном и взята Им на небеса “в соединении души и тела”. То есть не как остальные святые, которые пребывают в раю душой, но ожидают телесного воскресения вместе со всеми людьми уже после второго пришествия Христа”, — отмечает отец Максим.

Успение Пресвятой Богородицы
Тихая смерть Пресвятой Девы Марии

Именно поэтому праздник называется не “кончиной”, а именно “успением” Богородицы. Это славянское слово означает “сон”. Хотя со временем, уже под влиянием этого праздника, оно приобрело еще один смысл — “тихая кончина”.

Тихой у Богородицы была не только кончина, но и вся жизнь. Она, согласно преданию, была «молчаливым средоточием первоначальной Церкви». Не проповедовала, не записывала учение Сына, не управляла общиной, хотя и пользовалась большим уважением.
Есть, конечно, многочисленные упоминания о том, что Божия Матерь побывала в миссионерских путешествиях. Во-первых, в Грузии. Во-вторых, на горе Афон.

В первом тысячелетии считалось, что после воскресения Христа она жила либо в Иерусалиме, либо в Эфесе. Но обязательно в доме апостола Иоанна Богослова. Именно ему сам Христос перед смертью поручил заботиться о ней.
“По чисто психологическим причинам понятно, что город, где проходила проповедь ее Сына, где Он был распят и воскрес, был тем местом, откуда ее материнское сердце не могло надолго отлучаться”, — полагает профессор.

Но если о жизни Богородицы ничего не говорится ни в Евангелии, ни в Книге Деяний святых апостолов, откуда тогда известно о ее Успении? Оказывается, память о ней постаралась сохранить иерусалимская христианская община.
“Есть категория очень древних текстов, которые не вошли в Священное Писание — это апокрифы. И в некоторых из них содержится жизнеописание Богоматери от рождения до смерти.

Эти апокрифы восходят к самому началу христианства. И на них основано учение Церкви о Божией Матери,

— поясняет доцент кафедры библеистики богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Константин Польсков.

Единственная фраза

Богослужения в праздник Успения Пресвятой Богородицы составлены как раз на основе свидетельств первых христиан. Точно так же, как на Пасху Христову, они воспроизводят евангельские события. А праздничным вечером или вечером следующего дня совершается особый чин погребения Богоматери. Перед установленной в центре храма плащаницей — большой иконой, на которой изображена лежащая во гробе Пресвятая Дева, — поются особые песнопения о ее жизни, смерти и помощи христианам.

Плащаница на Успение Пресвятой Богородицы
Плащаница на Успение Пресвятой Богородицы в храме Николая Чудотворца

А в заступничество Богородицы православные верят особо. И храмы на Руси чаще всего посвящали именно этому празднику. Их больше, чем церквей в честь “праздника всех праздников” — Воскресения Христа.

Собственно, о том, что Божия Матерь не оставит христиан, говорится и в апокрифах. Уже после того, как апостол Фома пришел в гробницу и не обнаружил там ее тела, апостолы собрались на общую трапезу. И тогда к ним явилась Дева Мария в окружении ангелов и произнесла единственную фразу: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

2 комментария

  • Ирина:

    С праздником Успения Пресвятой Вдадычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

    Теплый пестрый платок пахнет ладаном.
    В церкви – белых цветов кружева.
    На Успенье нежданно-негаданно
    Осень тихо вступает в права.
    Небо в звездах, большое, бескрайнее
    Распростерлось над грешной землей.
    Где-то там, далеко, в Гефсимании
    Плачет ливень о Деве Святой.
    В город с грустью апостолы сходятся,
    Чтоб спуститься в ущелье Кедрон
    Принести Пресвятой Богородице
    Самый низкий, прощальный поклон.
    А заря будет нежной и розовой,
    И узнает апостол Фома:
    Матерь Света предстала пред Господом,
    И навеки повержена тьма.
    Тучи, скрывшие солнце, расступятся,
    Потому что не время для слез:
    За душой Приснодевы- Заступницы
    С неба снова нисходит Христос.
    Все деревья охвачены пламенем
    Золотисто-багряной листвы.
    Осенивши себя крестным знаменьем,
    Мы смиренно приклоним главы.
    И на нас нежным заревом розовым,
    Белым морем душистых цветов
    Дева, Матерь Предвечного Господа
    Улыбнувшись, опустит покров
    Видишь капель узорчатой россыпью
    На траве оседает роса?
    Это тихой, неслышною поступью
    Матерь Света взошла в небеса…

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    О явлении Богородицы одному отчаявшемуся паломнику, которого привратник афонского монастыря Иверон принял за пирата, притворившегося нищим, и закрыл ворота перед его носом.

    Паломник сильно огорчился и, поднявшись по тропе, ведущей от моря в Карею, окончательно выбился из сил.

    – Богородица, – шептал он со слезами, – я хотел лишь поклониться Твоей иконе и съесть хотя бы кусочек хлеба после такого долгого пути из Константинополя. Все, что было, я отдал людям, которым меньше меня повезло в жизни. А меня прогнали, словно вора…

    – Кто тебя прогнал?

    Паломник был поражен. Кто эта женщина, говорящая с ним в тишине?

    – Прошу прощения, госпожа…

    Он даже не спросил себя, что делает женщина на Афоне… Ведь византийские императоры запретили женщинам появляться там.

    – Простите, Госпожа. И Ваш младенец проснулся…

    – Кто прогнал тебя? – вновь услышал он.

    – Я пришел помолиться в Иверский монастырь, здесь внизу, а привратник прогнал меня, не дав даже куска хлеба, хотя я просил…

    – Возьми эту золотую монету, – сказала Госпожа и сняла с груди монету, – отправляйся в Иверский монастырь и постучи в ворота. Дай им эту монету, чтобы тебе позволили поесть и помолиться. Здесь Я привратница и вратарница.

    И исчезла.

    Смущенный, с еще влажными глазами, он собрался с силами и повернул назад к монастырю. Подойдя к большим закрытым воротам, он постучал. Когда дверь отворилась, паломник показал золотую монету:

    – Хочу помолиться, восстановить силы. После этого уйду. Один я. Я – христианин. Прошу вас.

    Находящийся за воротами монах узнал эту монету. Еще недавно она была на своем месте.

    – Откуда ты взял ее? – спросил он в недоумении.

    – Ее дала мне одна Госпожа, там, наверху.

    Монах распахнул ворота, впустил паломника внутрь и побежал бить в било, словно начался пожар. Во двор спустились отцы, посмотреть, что происходит. Паломник с монетой в руках рассказывал о случившемся, боясь, что его приняли за вора.

    – Говорю вам, мне дала ее Госпожа, наверху на дороге. Чтобы вы дали мне немного поесть, помолиться и уйти. Возьмите же. Госпожа сказала, что Она здесь вратарница. Монета висела у Нее на шее, и Она отдала ее мне. Я не крал ее. Она Сама дала мне ее.

    Монастырские отцы не сомневались, что паломник говорит правду. Они знали эту монету, равно как и Госпожу, которую видел испуганный паломник. Они подошли к часовне. Монах открыл дверь. Как монета могла исчезнуть из-под закрытого стекла иконы Богородицы? Они открыли его и, готовясь к великому молебному канону, со страхом положили монету на место – на шею Пресвятой Богородицы, где она остается и по сей день.

    Эта история изображена справа и слева на стенах большой галереи входа. Икона “Вратарница” не покидает Афон и даже не переносится, за исключением кануна Успения, 15 августа, когда крестный ход шествует к “агиазме” – месту, где монах Гавриил достал икону из моря почти 1000 лет назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *