30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина. В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей.
Они прошли свой земной путь примерно в одно время. Василий Великий — архиепископ Кесарии, ученый. Он — основатель монашеских обителей, помощник страждущих. Иоанн Златоуст — устроитель благолепного Богослужения. Автор знаменитой Литургии Иоанна Златоустого (нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан). Григориий Богослов — вселенский учитель. Он славился способностью проникать мыслью до самых глубоких тайн веры. А также выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью.
Житие в эпоху рождения нового мира
Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь. Во-первых, в ней все еще действовали языческие храмы. Во-вторых, учили языческие учителя. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков. И тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия! А рядом с ней — религия гедонизма — плотского наслаждения без границ. Это была такая эпоха, которая во многом схожая с современной.
Вклад Трёх Святителей в религию
Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям не только религию самоотвержения, аскезы, но и высокой нравственности. Им принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века. А также толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников. Они устанавливали церковные праздники, активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.
Почитание Трех Святителей
Авторитет Святых был настолько глубоким в народе, что среди христиан произошло разделение. Они группировались на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов. Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения. А также и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного. Чуть ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества. Он был не только расположен к помилованию грешников, но и скоро допускал их к покаянию.
Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества. А также и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние. Но в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом. Именно поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.
Почитатели же святого Григория Богослова имели другое мнение. Они утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости. Не только как ранее живших, но так и современных ему.
О равенстве Святителей перед Богом
Церковное предание гласит. Чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому. Представ перед выдающемся песнописцем того времени, они заявили о своем равенстве пред Господом. Поэтому повелели установить общий день празднования их памяти.
После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих. Прежде всего, он повелел установить новый праздник на 30 января. Все трое Святителей вспоминались именно в этом месяце. Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.
Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере. Ведь у каждого из нас возможно наличие своих особых даров, талантов, способностей. Во-первых, эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви. Во-вторых, они не могут быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.
Великие и Святые
Великие святители прославились своей святостью. А ещё глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью. А также трудами на благо церковного мира и единства. Все трое велики, и велики по-разному.
Святой Василий Великий
Он оставил множество богословских трудов. В их числе беседы:
- на Шестоднев;
- о псалмах;
- на различные богословские темы;
- книги в защиту православного учения о Святой Троице;
- аскетические трактаты;
- правила монашеские;
- устав подвижнический;
- книги о Крещении, о Святом Духе;
- проповеди и 366 писем разным лицам.
За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим. Он прославляется не только, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», но и как «учитель догматов», «палата учености».
Григорий Богослов
Этот проповедник более всех созерцатель, молитвенник. Его взгляд обращён на небеса. Он — автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью». Проповеди Григория Богослова стали на долгое время образцовым чтением в византийских риторских школах.
Иоанн Златоустый
Третьего Великого Святителя Церковь называет «Златоустом». В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Из имеющихся свидетельств известно: в церкви раздавались аплодисменты темпераментных греков. Они не только не выдерживали, но и аплодировали красоте и силе слова Иоанна.
Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение. Потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир.
В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения. Собор вселенских учителей и святителей — это праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.