Рождество Христово — двунадесятый православный праздник

Рождество Христово

Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Его установили в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели.

У западных и православных христиан смысл праздника разный

Рождество Христово

Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник. Но различаются они по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи. А вот католики почитают его даже выше Пасхи.

Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество». Поскольку православные более почитают духовное возрождение, то для них воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо самая важная дата. А вот западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением Младенца Иисуса. Для них важнее его физическое рождение.

Рождество Христово

Рождество Христово история празднования

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

Рождество Христово

Почему Рождество Христово выбрали в декабре

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря.

До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы.

Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

Дата 25 декабря одна, но наступает она в разное время

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря. Но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю. РПЦ не приняла реформу папы Григория XIII.

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

Рождество Христово

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал:

«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».

Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей:

«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Обручение Марии с Иосифом

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ:

«Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему».

И отошел от нее ангел.

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:

«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Рождение Иисуса Христа

Рождество Христово

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)

Зачем Мария и Иосиф пошли из Назарета в Вифлеем

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, так как они шли пешком по гористой местности. А когда достигли Вифлеема, то стали искать место для ночлега. Но оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

Рождение Божественного Младенца

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

Рождество Христово

Первыми пришли поклониться пастухи

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи. Их известило об этом событии явление ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел:

«Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях».

Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном. В ней они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Рождество Христово

К Спасителю мира с дарами пришли Волхвы

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда. Именно она привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии. Но именно его прихода ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира.

Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался. Он приказал призвать к себе волхвов. Выведал у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского. Его он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов:

«Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8).

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема. Там они не только поклонились новорожденному Спасителю. но и принесли Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Рождество Христово
Рождество Христово

Младенцу дали имя Иисус

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам. Поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира. Но одновременно несущий людям свет веры.

Реакция царя Иудеи Ирода на Рождество Христово

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, царь Иудеи Ирод разгневался. Он приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Вот как Евангелие рассказывает об этом. Во-первых, Иосиф получил предупреждение об опасности во сне. Во-вторых, он бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет. Там Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Видео: Закон Божий. Рождество Христово

Другие источники о подробностях рождения Христа

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках:

  • «Протоевангелии Иакова»;
  • «Евангелии псевдо-Матфея».

Согласно этим источникам Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, так как мест в гостиницах не было. Но она использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху. Но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли. При этом в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его блеск. Но немного времени спустя свет исчез и явился младенец. Он вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю:

«… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих».

Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны. Ведь только через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Рождество Христово

Строгий пост в Рождественский сочельник

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда. Это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

ВСТРЕТИМ РОЖДЕСТВО ВМЕСТЕ...

3 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Рождество Христово произошло так тихо и таинственно. Все дышит и наполнено миром в воздухе витает едва что-то уловимое, осязаемое – ожидание чего-то удивительного, необычного и чудесного. Если перенестись во времена жизни Пречистой Девы Марии и постараться воспроизвести нравы, не обычаи, а именно нравы того времени, понять как и чем жил народ израильский, внимал ли он пророкам, которые говорили от имени Бога Саваофа о рождении Великого Пророка, который упасет народ израильский; то рисуется следующая картина – народ спит. Это очень важно. Не говорится в Евангелие в какое время суток рождается Христос, но указывается, что во время Его рождения не спят лишь пастухи, которые содержали ночную стражу у своего стада. Может это ночь, может это предрассветное утро, одно ясно, что большая часть людей спит, и только избранные бодрствуют, стоят на посту, охраняя стадо от хищников и воров. Люди спят. Никто ничего необычного не ожидает, никто не думает, что может вот сейчас в городе Вифлееме рождается обещанный пророками Спаситель – Христос. Каждый человек лег спать со своими планами на завтра, чтобы проснувшись осуществить сегодня задуманное накануне. Не так ли живет и нынешнее поколение, которое знает, что должно быть второе пришествие Господа Иисуса Христа уже чтобы судить мир, но ждет ли оно Его, готовится ли к встрече с Ним?

    «Снидет яко дождь на руно и яко капля каплющая на землю» (Пс. 71:6), так тихо Богочеловек рождается на грешной земле. Рождение Господа могло бы остаться не замеченным, но Бог возвестил людям о рождении долгожданного Мессии через Ангела Своего. Радостная весть для человека, который живет ожиданием и верой в обещанное Богом. Пастухи. Что особенного было в этих пастухах, что именно им была возвещена радостная весть о рождении Иисуса Христа? Может их вера в пророчества и ожидании исполнения их? Ясно одно, их сердце было способно принять весть возвещенным святым Ангелом, и как описано в Евангелие, не взирая на страх, оставили свое стадо и пошли в Вифлеем посмотреть на Младенца о котором услышали от Ангела, что Он и есть обещанный пророками Спаситель Христос (Лк. 2:8-15).

    Если рассказать человеку, что вот в такое время в таком месте Бог положит начало исполнения обетования Своего слова сказанное пророкам, не поверили бы. Ожидать – не значит верить в ожидаемое, это не одно и тоже. Можно ждать и без веры. «Бог медлит, может Он передумал, отменил то о чем говорил, а может Его просто нет и все это выдумки, бред кучки людей, которые помешаны на религиозной почве?» Не видя исполнения слова Божьего, человек расслабляется, может оно конечно и сбудется то, что Бог говорил, но когда это еще будет, уж точно не в мое время, а потому можно и нужно заняться земными делами, думать о хлебе насущном, оно как-то ближе к сердцу и надежнее всяких там пророчеств и обещаний Божьих. Удивительно как Бог творит Свои дела – незаметно, не привлекая особо к ним внимания. Внимательный увидит, поймет, что время близко. Верующий слову Бога – заметит предзнаменования указующее, что время пришло, как увидели его волхвы на небе – особую звезду Царя мира и пришли к Нему поклониться и принесли Ему дары. Ангелы поют на небе восхваляя Бога для верующих, а не для неверующих. Волхвы идут за звездой для поклонения с верой, а не с безверием. К Богу приходят те, кто верит в Него, кто Его ищет, тому Он открывается. Бог для всех, Он зовет каждого. Но рядом с Ним находятся лишь те, кто откликается на Его зов – избранные. Много званных, но мало избранных (Мф. 20:16). Кого зовут тех много, но кто войдет на брачный пир и останется там лишь немногие. Это те кто откликнулся, те кто потрудился и пришел, как волхвы, те кто не побоялся оставить земное и пойти на зов, как пастухи. Те, кто поверил Богу поверил в Его обетования, Его слову, учению и хоть страшат перемены, но веруют, откликаются на голос Его и идут за Ним. Идут в землю обетованную, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыханий, где просторы обширные, с бесчисленными обителями, где течет мед и млеко. Богу нашему слава вовеки веков. Аминь.

  • Ирина:

    С праздником Рождеством Христовым!

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Родился в мир Богочеловек, Господь наш Иисус Христос. Бог вочеловечился и принес в грешный мир Свой мир. Мир в котором нет вражды, войны, неустроения, беспокойства, обиды, злобы. Мирно лежит Младенец в яслях, мирностью наполняется хлев со скотом, мир опустился на землю. Славят Ангелы рождение Христа и пастухи в трепете внимают им. Где то водимые звездой на Востоке, волхвы с дарами путешествуют, чтобы поклониться Израильскому Царю. Узнает и царь Ирод о рождении Царя мира, Христа. Придут пастухи, чтобы посмотреть на Чудо, которое возвестили Ангелы, придут и волхвы для поклонения с дарами. И только царь Ирод останется не с чем. Божий мир не встречается со злобой, Он удаляется, бежит и не догонишь, ибо не знаешь, куда и где скроется Бог мира от твоих очей. Когда сердце мирное, тогда и Бог там почивает, как в яслях рожденный Младенец Иисус Христос. Но если в сердце есть обида, злоба…, то войдет ли в такое сердце Бог мира? Не изгонит ли злоба Его прочь? Не поднимет ли против Него брань?

    Каждый раз причащаясь Тело и Крови Христа, человек принимает в себя не хлеб и вино, а Бога мира. Не одного Сына Божия – Христа, но всю Пресвятую Троицу, ибо Они – Едины и неразделимы. Господь говорит: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам” (Ин. 14:27). Когда Бог соединяется с твоим сердцем, тогда ты понимаешь, какой мир Он дает и каков Его мир!…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *