Прежде всего, апостол Иоанн Богослов был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом. Более того, он был одним из трех учеников, которых Христос особенно приблизил к Себе. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии. Она согласно преданию — была дочерью святого Иосифа Обручника. Саломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Иоанн был младшим не только братом апостола Иакова, но и рыбаком.
Свидетель евангельских историй
Во-первых, святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира. Во-вторых, он был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. В-третьих, во время Тайной Вечери апостол Иоанн возлежал рядом с Господом. И по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.
Апостол Иоанн Богослов всюду следовал за Господом в последние часы Его земной жизни. Например, он был и тогда, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы. Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя. И неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.
У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью. Там же и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа:
«Жено, се сын Твой»
и к нему:
«Се Мати твоя» (Ин.19:26-27).
Забота о Матери Христа
С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии. Более того, как верный ученик Христа служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
Проповедь Евангелия в Малой Азии
После Успения Божией Матери апостол Иоанн Богослов, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес. А так же и в другие малоазийские города для проповеди Евангелия. Он взял с собой своего ученика Прохора.
Чудесное спасение во время бури
Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, и только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря. И вдруг увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна. Его Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине.
Обращение язычников в христиан
Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
Суд в Риме
В это время начались гонения на христиан от императора Нерона. Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов был приговорен к смерти. Но Господь сохранил Своего избранника. Апостол не только выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом, но и остался живым. Затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя.
Ссылка на остров Патмос
После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова. Их апостол Иоанн Богослов просветил светом Евангелия. Он не только изгнал многочисленных бесов из идольских капищ, но и исцелил великое множество больных.
Победа над волхвом Кинопсом
НО волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн – Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские. Именно на них надеялся Кинопс, но они ему не помогли. Гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Написание Книги Откровения (Апокалипсиса)
Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору. Там наложил на себя трехдневный пост. Вдруг, во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Вот тут Прохор в страхе упал на землю. Тогда Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить.
«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр.1:8),
– возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.
Написание Евангелия от Иоанна
Наконец, после длительной ссылки, апостол Иоанн Богослов получил свободу. Он вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна. Ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу.
В трех посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости он узнал об одном юноше. Тот совратился с пути истинного и сделался предводителем шайки разбойников. Апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться. Тогда апостол побежал за ним и умолял его остановиться. При этом он обещал грех юноши взять на себя. Лишь для того, чтобы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Смерь апостола Иоанна Богослова
Святой апостол Иоанн Богослов скончался в возрасте ста с лишним лет. Поскольку он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, то долго оставался единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.
Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью учениками. Там он повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу. Потом он в нее лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Прежде всего, они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения. Они раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Чудеса на могиле святого апостола
Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах. Его верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «Сынов Грома» – вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал не только на пламенный, огненный, но и жертвенный характер христианской любви. Именно проповедником её был апостол Иоанн Богослов. Орел — символ высокого парения богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
1 комментарий
Благодарю за статью.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Господа нашего Иисуса Христа, и как знаем из Евангелия, один из любимых Его учеников. Святые отцы говорят о чистоте апостола Иоанна, его девственности, и потому он любим Господом, своим Учителем. Апостол и евангелист Иоанн один из всех учеников, который не искушается во время ареста, суда и распятия своего Учителя. Все ученики разбежались, а он последовал за Ним. Он был свидетелем молитвы о миновании чаши Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду, был свидетелем Его ареста и предательского поцелуя Иуды, был свидетелем лицемерного, лживого суда и приговора иудеями Его к смерти, был свидетелем Его биения, распятия и последних слов сказанных на кресте Господом нашим Иисусом Христом, Сыном Божиим и Сыном Человеческим. Был свидетелем Его воскресения, прощение апостола Петра Господом и восстановления его в апостольском служении.
Апостол любви, как его называют. Именно его, Господь, дал Своей любимой Матери, сына вместо Себя для утешения, и Своему любимому ученику дал Свою Матерь для заботы и попечении о Ней. “Се сын Твой” и “се Мати твоя” (Ин. 19:26). Господь пред распятием учит Своих учеников последней и главной заповеди, заповеди о любви. Человечество часто под словом любовь заменяет слово нравится. Люблю сливочное масло, люблю поэзию, люблю выпить, развлечься… Так много желаний, которые доминируют над другими, и именно по этой причине, что они доминанты, главные, а потому любимые. Господь не такой любви учит. Любить значит забыть о своих желаниях, пожертвовать тем, что для тебя дорого, ценно и важно. Чувство любви оно иное, глубокое, непостижимое, а потому нелогичное. Его нельзя проанализировать, воздвигнуть в какие-то рамки, установить границы, втиснуть в написанные правила, привязать к нему букву. Любовь она возвышается над разумом, законом, традициями, установленных правил, и потому она НЕпостижима, НЕдомыслима, НЕописана, как и Бог. Бог не поддается логики, невозможно понять Его суждения, рассуждения, измышления, ибо по всем понятиям они вне логики. Бог по любви Своей сотворил ангельский мир и материальный (вещественный) мир. По любви сотворил человека. По любви только изгнал его из рая, а не убил его. По любви принес Сам Себя в жертву ради Своего неблагодарного, падшего, озлобленного творения. Разве в этом есть логика? Апостолы шли путем любви, учили верующих любить друг друга истино, а не видимо только. Учили не только словом, но и делом во всем являя себя примером, подражая своему Учителю, Наставнику и Основоположнику Господу Иисусу Христу.
“Нет большей той любви, кто положит душу свою за други своя” (Ин. 15:13). Господь не говорит, кто положит свою жизнь за друга, но говорит: кто положит свою душу за другого, той и любит брата своего. Кто не пощадит душу свою ради спасения души другого, тот и любит, тот познал, что есть любовь, тот увидел и познал Кто есть Бог.