Праздник Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье

Праздник Вход Господень в Иерусалим

Переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье — Церковь установила в честь Евангельского события. Оно описано у всех евангелистов: Матфея, Луки, Марка, Иоанна. Празднуется за неделю до Пасхи.

Праздник Вход Господень в Иерусалим история

Вход Господень в Иерусалим — с этого события начинается последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Это один из Великих православных праздников, который открывает Страстную неделю.

Въезд на осле — символе мира

Икона Вход Господень в Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим

После воскрешения Лазаря, Спаситель направился в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху. Толпы людей уверовало в Него после этого чуда. Народ с торжеством, достойным царей, сопровождал Иисуса Христа на праздник. Господь не первый раз был в Иерусалиме. Но до этого посещения Он запрещал рассказывать ученикам о том, что Он и есть всеми ожидаемый Мессия. Ведь Господь знал, что это Его последнее (в земной жизни) вступление в священный город Иерусалим. Поэтому Иисус Христос пришёл в него, как Царь Иудейский. Подобно Своему предку, царю Давиду, который делал это также на осле — символе мира.

Евреи ждали Мессию

В этот день жители священного города ликовали, увидев Его, бросали Ему под ноги пальмовые ветви. Кроме того они кричали: «Осанна!», что означает —  «Хвала!».

Иудея в то время была под властью Рима и евреи знали от пророков о том, что скоро придет тот, кто не только освободит их от 90-летнего римского гнета, но и станет царем Израиля.  Иисус Христос действительно пришел освободить человечество, но не от гнета. Во-первых, от грехов, ненависти и неправды. Во-вторых, чтобы человек смог обрести вечную жизнь в Царствии Небесном. Люди сначала приняли Его с великими почестями, а вскоре стали требовать казни Иисуса: «Распни Его!».

Христос не судья, а спаситель мира

 Когда в этот день Иисус верхом на молодой ослице въезжал в Иерусалим, то все люди вышли встречать Его. Господь воссел на осла для того, чтобы исполнилось пророчество Захарии:

«Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле». 

Таким образом, Иисус показывал свое смирение и кротость (ехал не на лошади, а скромно на осленке). Это было Первое пришествие Христа. Шел Он кротко, потому, что в это пришествие явился спасти мир, а не судить его.

На входе в священный город Его путь народ устилал своими одеждами и пальмовыми ветвями. Это означало высшую степень почитания, которая оказывалась только правителям и царям. Чужестранцы и те, кто ничего не слышали об Иисусе, спрашивали: «Кто это?». Им все отвечали : » Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского… Это Он воскресил из мертвых Лазаря».

Изгнание торговцев из храма

В этот же день Иисус Христос выгнал из иерусалимского храма “всех продающих и меняющих”. Но кроме того, Спаситель сказал:

“ дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников”.

Этим своим поступком он запретил использовать храмы для дел, которые не связаны с почитанием Бога. Изгнав из храма продающих быков и голубей, Он тем самым обозначил отказ от убийства животных. Теперь в Новом Завете отменяется кровавое жертвоприношение. Главное в этом действии — сейчас Богу нужна не жертва, а только искренняя молитва.

Такое поведение вызвало сильное недовольство иудейских первосвященников. Они уже поняли, что скоро вообще могут потерять власть над народом. Поэтому они задумали помешать Иисусу Христу.
Синедрион (верховный совет Иерусалима) состоял не только из первосвященников, но и законников, а также и старейшин. Он объявил Иисуса Христа опасным для общества человеком:

«все мы из-за Него погибнем … Придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом… лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 48-50)

Праздник Вход Господень в Иерусалим

Вербное воскресение

Праздник Вход Господень в Иерусалим, в переводе с еврейского языка, называется Неделей (воскресением) Ваий (ветвей).
Но у нас, в северной стране, этот праздник называют еще Вербным воскресеньем. Во-первых, в наших краях, вместо пальмовых ветвей люди приносят для освящения в храм веточки вербы. Во-вторых, верба первой распускается после долгой зимы.

Освящение вербы

Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу на вечерней службе. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют веточки святой водой.  Кроме того, освящение вербы проводится и в праздничный день после субботней литургии. Поскольку на ней воспеваются как воскрешение Лазаря, так и торжественное вхождение Иисуса Христа в Иерусалим.

Вербное воскресенье
Освященные вербы

С веточками и зажженными свечами верующие, подобно древним жителям Иерусалима, которые вышли встречать Господа, стоят при чтении праздничного канона. Свечи в руках верующих символизируют светлость праздника Воскресения Господа и воскресения для вечной жизни. Освященные веточки вербы дома ставят в вазочку и хранят до  следующего Вербного воскресенья.

За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя

В этот день верующим, которые соблюдали Великий пост, разрешается, есть рыбу и пить вино.
За Вербным воскресеньем начинается Великая седмица (Страстная неделя), после которой наступает праздник Воскресения Господа — Пасха.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за интересную статью.

    Воскрешение четверодневного Лазаря и победное восшествие Господом в Иерусалим; кажется вот она победа и слава, но никто еще не подозревает и даже мысли не возникает, что пройдет ночь и уже на следующей день слава обернется позором и «Осанна в Вышних!» станет «Распни, распни Его!».

    Перед восхождением в Иерусалим, Господь Иисус Христос воскрешает умершего Лазаря, который уже четыре дня во гробе и смердит, как говорит сестра умершего Марфа. Прежде, чем совершить чудо воскрешения Господь обращается к Своему Отцу: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11:42). Чудо совершается во имя Отца и утверждения, что Иисус Христос от Отца исшел, что Отец Его послал. Часто говорим, что Христос был послушен и послушен до крестной смерти. Но в чем послушание проявлялось? Не в том ли, что Господь принимал то, что как говорят, посылала Ему судьба? Но Иисус Христос не указывает на эту мистическую судьбу и не обращается к ней, но прямо говорит в Чьих руках всё мироздание находится и жизнь и смерть человека. «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11:41) – не Я Своими силами творю воскрешение четверодневного мертвеца, который уже смердит, но Ты, Отче, по Своей благости и милости творишь волю Свою через Меня, да познают, что Ты послал Меня, что Я – Христос, Сын Твой, и Мы едины! Для человека чудо, когда Бог исполняет волю его, для Бога чудо, когда человек исполняет Его волю, такому чудо удивляются и Ангелы. Такому волеизъявлению Господь искренно удивляется, ибо человек добровольно покоряет свою волю Божьей, поверив, что Христос – Спаситель и Отец Небесный Его послал и Он Его Единородный Сын, принимая слово Его сердцем, решительно вставая на путь послушания и исправления – и это вера.

    Человек живущий по своей воле непостоянен, его легко смутить, сбить с толку, обмануть; но не человека, который вверил себя в руки Божьи под Его водительство. Господь знал это и говорит об этом ученикам Своим, что Его ждет. Господь не говорит ученикам о славе человеческой, но готовит апостолов к Его позору и смерти, и укрепляет веру, через надежду словами: «в третий день воскресну!» Господь ум учеников возводит к горней, к славе Божьей, Он говорит, что позор на земле, принесет Ему славу в Царствии Его Отца и Отец прославит Его на земле, через Его воскрешение, да узнают люди, что Бог Отец Небесный послал Его, Он Спаситель, и нет иного спасения человеку, как через Иисуса Христа, Сына Божия и Человеческого. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Мя, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет. Веришь сему?» (Ин. 11:25-26). Веришь ли этому человек? И если трудно тебе поверить, что Христос есть Сын Божий, верь Ему по делам Его, которые Он творил и творит. А если хочешь быть там, где и Он возлюби послушание, стань послушным Ему, как Он Отцу. Принимай всё и доброе и худое, как от руки Божьей и помни, что не было бы ничего в твоей жизни, и никто не имел бы власти над тобой, если бы не было дано свыше от истинного Триединого Бога. Помни о земной славе! как твое сегодня «осанна..!» уже через несколько часов обернется твоим «распни его!».

    Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Вот если сейчас Господь пришел бы в мир, то как бы мы Его встретили? Кто-то скажет с ликованием, встретили бы так как и подобает встречать своего Владыку. Так думали и евреи на протяжении столетий ожидая исполнения пророчеств о Христе, Спасителе. И когда исполнилось время, поступили совсем иначе. Почему? Потому что ожидали одного – Царя, а увидели – раба. Упаковка оказалась другая. Разве не смотрим и мы на упаковку, на внешность дел человека? И не судим ли мы именно внешнее, то, что видим, ибо невидимое для нас недоступно? Если Господь, Христос, то обязательно в порфир и багряницу должен одеваться, и окружен слугами, должен быть успешным, богатым, со связями. А Кого увидели? Плотника, обычного работника, простолюдина, бедного, без связей, власти, успеха. Да, творил чудеса. Да, говорил и действовал со властью. Но ведь Он – Царь, Вождь, а значит должен, просто обязан, повести Свой народ и отвоевать Свое Царство! А Он что? А Он всё о Царствии Небесном толкует, о покаянии говорит, о возмездии за грехи напоминает. НЕТ! Такой Христос нам не нужен! Не серьезно всё это! Упаковка не та! А если посмотреть как сами поступаем? Какие вещи упаковываем в яркую и в невзрачную упаковку? То, что представляет ценность, вряд ли ты упакуешь в яркую упаковку. Почему? Чтобы не привлекать внимание к тому, что находится внутри, да оно и не требует дорогой упаковки, ибо вещь сама по себе дорогая. А вот безделушку, пустышку, ты упакуешь ярко и привлекательно, чтобы через упаковку предать ей значимость, ценность. Вот и получается, чем невзрачнее упаковка человека, тем больше ценности он представляет, как человек. Смирение, кротость, послушность, они в глазах мира ничто, сор, та самая невзрачность упаковки. А вот напыщенность, похвальба, лесть – так желанны для мира, та самая яркость внешности, чтобы скрыть мерзость внутреннего. Но как писал У. Шекспир в пьесе “Король Лир”: “звенит лишь то, что пусто изнутри, ведь то что полно, звенеть не станет”…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *