12 июля отмечается православный праздник апостолов Петра и Павла

Праздник апостолов Петра и Павла

Праздник апостолов Петра и Павла праздничная икона в Тюльгане

12 июля православная Церковь установил праздник апостолов Петра и Павла. Также в этот день заканчивается Петров пост. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла почитают особо, так как они после смерти и воскресения Христа первыми стали распространять Евангелие по всей земле. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год.

Апостол Петр — рыбак с каменной верой

Петр и брат его Андрей до того, как стать учениками Христа, были рыбаками. Они — уроженцы города Вифсаиды. Петр со своей семьей жил в Капернауме и звали его Симон. Господь призвал будущих апостолов тогда, когда они ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первый из всех учеников назвал Христом Учителя, то есть Мессией. Иисус назвал Симона Камнем, что переводится как Петр. Именно на Петровой вере, как камне в основании, Господь решил создать свою Церковь. И врата адовы не одолеют ее вовек!

Святой Апостол Петр — верный ученик Христа

Жизнь Петра в Евангелии описана больше, чем у других апостолов. Это связано с тем, что он постоянно находился около Господа. Петр особенно сильно был привязан к Нему, безо всяких колебаний верил в Его Божественную природу. Именно поэтому Петра Христос ввел в число самых доверенных апостолов. Он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира. Смог увидеть славу Господню во время Преображения на горе Фавор. Был около Христа в Гефсиманском саду в канун предательства Его Иудою.

Тяжкий грех и раскаяние

И всё-таки любовь и преданность Христу не уберегли Петра от страшного греха — отступничества. В момент взятия Христа под стражу первосвященниками, Петр трижды отрекается от Него. Во время Тайной Вечери Иисус предсказал ему это отречение. Проявленное молодушие в дальнейшем привело к раскаянию. Осознав тяжесть совершенного предательства Христа, Петр в сокрушении горько плакал.

Прощение и наказ Христа

Господь простил его и утвердил в апостольском звании. Явившись апостолам после Своего Воскресения Христос три раза повторил Петру: «Паси овец моих!». И Петр раскаялся. Он искупил свое предательство, став пламенным проповедником Христовой веры. И, на деле, стал основанием Церкви — сообществом христиан, верных Спасителю.


После Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов, во время первой проповеди Петра в Христа поверили вначале 5000 человек. А после окончания службы еще 3000 язычников обратились в Христову веру. В дальнейшем его путь миссионера сопровождали чудеса и исцеления. Церковное предание сохранило проповеднический подвиг Петра в Атиохии, Малой Азии, Египте и других странах на берегах Средиземного моря. За это время его дважды заточали в темницы, обрекая на смерть. Но его чудесным образом освобождали ангелы, чтобы он и дальше продолжал свои проповеди.

Мученическая казнь Петра

Петра подвергли мученической смерти в 64 (по другим источникам в 67 году).

Распятие святого апостола Петра
Караваджо. Распятие апостола Петра. (1600, Капелла Черази церкви Санта-Мария)

Он был распят. Причем по его просьбе, апостола распяли вниз головой. Он считал, что не может быть распят как Спаситель, потому что недостоин крестного способа Его смерти. Петра погребли на Ватиканском холме. Со временем над местом погребения воздвигли собор святого Петра.

Собор в честь святого Петра в Ватикане
Собор святого Петра в Ватикане

В настоящее время над могилой располагается главный алтарь собора.

Апостол Павел – как враг Христа стал Ему преданным другом

Савл, так звали Павла до обращения в Христианство, был гонителем последователей Христа. При земной жизни Спасителя с Ним не встречался. Родился будущий апостол в Малой Азии, в городе Тарс. Его родители были евреями, отец — фарисей. Жители городка несмотря на то, что были иудеями, имели права и привелегии римских граждан. Савл готовился стать раввином, так как получил хорошее образование в Иерусалиме. Когда он закончил учебу, получил должность официального гонителя христиан. Причем не только в Палестине, но и в Дамаске (Сирия).

Чудесное видение

Именно по пути в Дамаск Савл испытал чудесное видение. Будущего апостола ослепил такой яркий свет, что он упал на землю. И вдруг он услышал голос: «Савл, Савл зачем ты гонишь меня?». »Кто ты?», спросил ослепший. «Я Иисус, Которого ты преследуешь», ответил Господь. Христос повелел Савлу продолжить путь в Дамаск. Там ему будет указано, что надлежит делать дальше. Окружение Савла тоже слышало голос Христа, но света не видело.

Крещение Савла в Павла

Ослепшего Савла в Дамаске учили Вере, а на третий день крестили. Как только его погрузили в воду, Павел (это имя получил при крещении) прозрел. С этого времени будущий апостол стал ревностно проповедовать Веру во Христа. Возмущенные иудеи грозились его убить, поэтому Павлу пришлось бежать в Иерусалим. Там его приняли в христианскую общину. Через некоторое время состоялось знакомство с апостолами. Но и в Иерусалиме ему иудеи угрожали смертью, поэтому из города пришлось уйти.

Павел миссионер

Первое апостольское путешествие Павел совершил на остров Кипр. Оно продолжалось с 45 по 51 год. Вместе со спутником, святым Варнавой, он основал общины верующих во Христа в нескольких городах Малой Азии. Павел совершил апостольские путешествие и в другие страны.

Первоверховный апстол Павел
Святой апостол Павел

Обращал язычников в последователей Христа в Греции, Македании и других землях.

Смерть апостола Павла

Его не раз заточали в темницу. Последний раз это случиловь в 67 году. Его приговорили к смерти. Но не распяли, потому что он был римский гражданин, а не раб. Павлу усекли мечом голову, то есть обезглавили. Произошло это недалеко от Рима, во времена царствования императора Нерона.

Оценка заслуг святого Павла Церковью

За долгую жизнь апостол Павел написал 14 посланий, которые включены в Новый Завет. Церковь высоко оценила миссионерские и богословские заслуги Павла перед христианством. Его почитают как первопрестольного апостола, хотя он и не входил в число 12 ближайших учеников Христа.

Праздник апостолов Петра и Павла — история

Пример жития Петра и Павла — это урок того, как человек способен превозмочь свою греховность и достичь Царства Небесного.

Праздник апостолов Петра и Павла икона
Икона в честь святых апостолов Петра и Павла

Трудно представить себе, как отрекший от Христа ученик стал непоколебимым камнем Веры. А Гонитель христиан стал богословом и миссионером Церкви. Только Господу такое возможно. У историков нет общего мнения по датам смерти апостолов Петра и Павла.

А церковное предание по этому вопросу есть. Святитель Дмитрий Ростовский считает, что смерть апостолов случилась или в один день, или с разницей ровно в один год. Праздник апостолов Петра и Павла мог появиться в день перенесения их мощей в Риме — 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. И, празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла. Таким образом воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся.

Первые храмы в их честь были построены в 324 году. Это случилось при императоре Константине. В Риме и Константинополе построили первые храмы в честь Петра и Павла. Со временем и в других городах возвели церкви в их честь. С тех пор праздник Петра и Павла стал торжественным, известным, распространённым.

Видео: праздник святых апостолов Петра и Павла

 

2 комментария

  • Ирина:

    Первоверховные апостолы Петр и Павел. Что больше всего меня в них и удивляет, и восхищает, и вдохновляет? Это их решительность и смелость. Петр и Павел две разные личности и не только по социальному положению, образованию и по характеру, но и по призванию стать учеником Христа, Его апостолом. Петр во время искушения отрекается от Учителя, и то по слабости, которая от самохвальства и самонадеянности была. Павел гонитель Христа, неистовый, безжалостный, не знающий меры, и то – от не знания Христа. Но есть то, что присуще обоим этим апостолом, когда Господь позвал за Собой, они отринули всё и пошли за Ним. Ни один из них не стал советоваться с другом своим спрашивая: «а стоит или не стоит?», «и как там будет; как посмотрят на меня другие, что подумают?» Они просто, безоговорочно пошли за Господом Иисусом Христом.

    Господь еще не был известен народу, как чудотворец, целитель, проповедник, пророк. Он только встал на путь благовестия и позвал за Собой лишь немного человек, которые сделались Его учениками и апостолами. Как там будет и что будет – неизвестно. Но Петр не рассуждал, он оставил всё и последовал за Христом.

    Павел гнал Церковь Христову неистово, и кажется, что этого гонителя никто и ничто не может образумить, изменить, преобразить. Его убеждения и ненависть к назаретской ереси не знала границ, как он и сам свидетельствует о себе: «я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал её, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13-14). Но вот Господь Сам открывается Павлу (Савлу) и призывает его на проповедь благовестия, и что? Павел услышав голос Господа Иисуса Христа, кротко и смиренно сказал: «Господи! что повелишь мне делать!» (Деян. 9:6). Вот так, просто, принял слово Господа и пошел за Ним, не споря, не советуясь, не размышляя, а в простоте сердца согласился с Ним. Враг стал другом, гонитель – защититель правды Божьей, истребитель учения Христа – верным его благовестником.

    Каково было вступать на путь благовестия бывшему гонителю?.. Недоверие церкви, непонимания фарисейских единоверцев… Встать на путь гонимых и презренных, уничиженных и «заблудших», «еретиков» одним словом. И не побоялся! Каждому апостолу была присуща решительность и смелость в той или иной меры, и у каждого она своя. Умение признать свою неправоту, слабость, немощь – это удел не слабовольного человека. Падали, но и каялись и поднимались. Не сами по себе, но укрепляемые Духом Божьим. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – пишет апостол Павел в своем послании к филиппийцам (Фил. 4:13). Всё могу, когда со мною Господь, любые препятствия преодолею, любые скорби переживу, и даже смерть не пугает меня. Не потеря более смерть для меня, но приобретение лучшей жизни Небесной во Христе Иисусе (Фил. 1:21).

    Страх от страха отличается. «Что вы так боязливы маловерные?», – обличает Господь своих учеников (Мф. 8:26). Боязнь невзгод, отчуждения и непонимания людей – это малодушие, оно разрушает веру и делает человека нерешительным и трусливым. Со страхом перед земными невзгодами надо бороться, побеждая их упованием на Бога и терпением; и прилагая силы и молитву в стяжании страха Господня. И если страх от плоти разъединяет человека от Бога, то страх Божий соединяет с Ним.

    «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет её ради Меня, тот сбережет её» (Мф. 16:25).

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Каждый человек неповторим, уникален, а потому бесценен. Нет более разных двух Христовых апостолов как Петра и Павла. И отличает их не только, что они принадлежали разному кругу общества, росли в разных условиях, имели образованность, статус, положение, привилегерованность… Были абсолютно разными по характеру, возрасту и всё же есть то, что объединяет этих два разных человека – это ВЕРА!

    Из всех учеников Господа Иисуса Христа, именно Петру, Богом Отцом, было открыто Кто есть Господь, когда Господь спросил Своих учеников: “за кого почитает народ Сына Человеческого?” (Мф. 16:13). Услышав разное мнение в народе о Нем, Господь тогда спросил Своих учеников, а за кого почитают они Его и ответ Петра: “Ты – Христос, Сын Бога Живаго” (Мф. 16:16). И слышим голос Христа, Который отвечает на это: “блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах” (Мф. 16:17). Из всех учеников Христа только Петру было открыто, Кто есть Иисус Назорей. Вера! Глубокая, пламенная вера!
    Как и фарисею Савлу (Павлу) было открыто Кто есть Иисус Назорей, и открыл ему истину Сам Господь. И ведь такая же глубокая, пламенная вера в Бога, Писание, пророчества жила в сердце Савла, хотя и была его ревность по Боге не по разуму, как он сам пишет об этом в своем послании (Фил. 3:6).

    Ради Господа ученики отказались от всего, оставили всё и последовали за Тем в Которого уверовали, что Он и есть долгожданная Мессия, о Котором говорили пророки. Вера побуждает отречение, избавление всего, что мешает достигнуть желаемое. И когда читаешь, человек сразу противится этому поступку говоря: “Я так не смогу! Не готов!” А ведь за его словами стоит ложь! Ради своей мечты, желанной цели человек от много отказывается, меняет круто свою жизнь, терпит лишения… И ради чего? Мечта вертится о благе земном, хотя может быть направлена на пользу всего человечества. Но ради цели, надо отречься потому что если не отрекешься, то твое желание, так и останется всего лишь мечтой, а потому решительное действие круто изменить свою жизнь! И вера, что мечта станет реальностью помогает не пасть духом, когда постигает неудача; работать, двигаться вперед не взирая ни на что! Так и вера во Христа, Сына Божия побуждает перемены, отречение, иными словами жертвой во имя Его. Но Господь не плоть и кровь приемлет, а душу человека. Он говорит, что надо оставить все свои плотские привязанности, как родственные, так и к друзьям; оставить свои страсти, изменить желания, образ мыслей; истребить ветхого человека и облечься в нового; родиться заново и жить по-новому, хотя материальный мир и не изменится, он останется все тем же со своими соблазнами, мировозрениями, идеалами, ценностями и моральным обликом, но ТЫ, ЧЕЛОВЕК, должен стать новым и жить вопреки видимому миру. Не по своим и других похотях, а по воле Божией. Жить не по закону морали человеческой, а по закону нравственности, которые в заповедях Божиях. Не поступать двулично, лживо, лукаво, но жить по чистой совести; творить добро, нести свет Христов в мир, чтобы другие увидели Его свет в тебе и уверовали в Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого.

    Так учил Господь, так учили Его ученики, такое учение они оставили в своих трудах, проповедях, посланиях. Вся их жизнь это доказательство их веры в Мессию, и за эту веру они положили всю свою земную жизнь и больше – они положили душу свою.

    “Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” (Фил. 3:7-11).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *