Обретение мощей Серафима Саровского, канонизированного РПЦ

Обретение мощей Серафима Саровского

На церемонии переноса мощей Преподобного Серафима Саровского. Архив

1 августа (19 июля по старому стилю) православная церковь празднует обретение мощей Серафима Саровского. Это событие произошло в 1903 году. То есть спустя 70 лет после смерти одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви.

Житие Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, до монашеского пострига — Прохор Исидорович Мошнин, родился 1 августа (19 июля по старому стилю) июля 1754 года в купеческой семье. Его родители были жителями Курска. Отец Исидор брал подряды на строительство зданий. А в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ.

Детство Прохора Мошнина

В детстве Прохору чудесным образом удалось избежать смерти после падения с колокольни собора. Храм начинал строить отец, а после его смерти — мать Прохора Агафья. Еще одно чудо было явлено в детстве. Он, будучи тяжело больным, исцелился от иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

Жизнь, посвященная Богу

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Его мать не препятствовала этому желанию. Она благословила его на иноческий путь медным крестом, который он всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение святым Киево‑Печерской лавры. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор в лавре, благословил его идти в Саровскую пустынь.

В конце ноября 1778 года он пришел в Саровский монастырь. Тогда в нём настоятелем был старец Пахомий. Он назначил ему в духовники старца Иосифа. Прохор проходил многие послушания в монастыре. Во-первых, был келейником старца. Во-вторых, трудился в хлебне, просфорне и столярне. В-третьих, нес обязанности пономаря (чтеца).

В августе 1786 года принял постриг с именем Серафим, что означает “пламенный”. Вскоре он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

Подвиг в пустыне

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства. Прежде всего, срубив себе келью в лесу на реке Саровке. Позже святой Серафим усугубил свой подвиг. Он тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне. При этом постоянно обращался к Богу “Боже, милостив буди мне, грешному”. Он пережил нападение разбойников, которые нанесли святому топором глубокие раны. Вскоре разбойники были пойманы, но преподобный их простил. По выздоровлении преподобный Серафим на три года взял на себя подвиг безмолвия.

Весной 1810 года он возвратился в обитель. Там он не только ушел в затвор — никуда не выходя и никого у себя не принимая, но и непрестанно находился в молитве.

Повеление Пресвятой Богородицы

В конце 1825 года святому явилась Пресвятая Богородица. Дева Мария велела святому выйти из затвора. И сразу преподобный Серафим начал принимать посетителей, приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления он сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Современники Серафима Саровского особо отмечали его особенность. Прежде всего, святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о Дивеевской женской обители.

15 (2 по старому стилю) января 1833 года преподобный Серафим Саровский скончался в своей келии. Случилось это во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Божией Матери.

Обретение мощей Серафима Саровского

В 1895 году в Святейший Синод представили произведенное особой комиссией расследование. В нём говорилось о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 года, окончено было в августе 1894 года. Оно производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири.

В 1903 году, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского была вскрыта могила Саровского чудотворца. Далее прокопали кирпичный свод склепа, в котором дубовый гроб был совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод подготовил решение о канонизации иеромонаха Серафима.

1 августа (19 июля по старому стилю), в день рождения святого, произошли важные события. Во-первых, торжественно открыли его мощи. Во-вторых, их поместили в приготовленную раку. С того времени эта дата празднуется как день обретение мощей Серафима Саровского.

В этот день состоялась канонизация преподобного Серафима Саровского. На торжества канонизации чудотворца в Саровскую пустынь съехалось огромное число паломников. По разным данным, от 50 до 300 тысяч паломников. Присутствовал и российский император Николай II и его семьи.

С этого времени преподобный Серафим прославляется православной церковью в лике святых угодников Божиих. Во-первых, святой старец почитается верующими как один из величайших подвижников Русской православной церкви. Прежде всего за то, что еще при жизни получивший от Господа Иисуса Христа дар чудотворений и исцелений. Но и после кончины не оставляющий всех просящих у него помощи.

После закрытия Саровской обители в 1920‑х годах мощи святого изъяли, их след затерялся. Но в январе 1991 года они были обнаружены в Казанском соборе Ленинграда (Санкт‑Петербурга). И тогда же оттуда их торжественно передали в Свято‑Троицкий Серафимо‑Дивеевский монастырь.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Глядя на изображение святого угодника Божьего или припадая к его святым мощам, невольно задашься вопросом, а каким он был? Прочитав житие святого, о его телесных подвигах, складывается впечатление, что именно благодаря этим подвигам человек достиг святости. Начни подражать его подвигу и тебя ждет может и не такая высота духовных добродетелей, но не ниже его, в любом случае преуспеяние и дары обеспечены. Но так ли это?

    Те, кто подвизается служить Господу Иисусу Христу и живут христианской жизнью, знают, что истинная жизнь в Боге, она не на виду, а внутри – во глубине твоего сердца. Даже, если утесняется телесное, за этим стоит другая цель, невидимая, значит идет борьба духовная и для достижения результата плоть надо усмирить. И потому, когда читаешь о телесных подвигах, можно лишь догадываться, какую невидимую брань вел Божий угодник с сатаной. Святость – это лестница ведущая от земли к небесам. Святость – это преображение души из грязи в князи. Святость – это труд. Как не просто подниматься по лестнице вверх, как не просто стать из холопа – князем, ибо для достижения цели, нужного результата, необходимо усилие, необходим труд. И если в мирской жизни можно перепрыгивать несколько ступеней взбежав на вверх, можно и князем стать через козни и интриги, используя нечестный путь, то в духовной жизни все эти лукавые приемы не действуют. Святость – молитвой и работой над собой достигается. Где Бог – Творец становится соработником человека и помогает его искаженный грехом, убогий образ преобразить в первозданную красоту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *