Неделя о Страшном суде (мясопустная) в 2023 г. начнется 19 февраля

Неделя о Страшном Суде

Предпоследнее воскресенье перед началом Великого поста называется Неделя о Страшном суде (мясопустная). В 2023 году этот день выпадает на 19 февраля. На нем по церковному Уставу разрешается последний раз перед постом употреблять в пищу мясо. На нём же вспоминается приближающийся Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание о том, что все человечество будут судить.

Что означает неделя о Страшном суде

Неделя о Страшном Суде

Он знаменует окончание человеческой истории, которую мы имеем на протяжении библейского повествования. Люди во все времена пытаются узнать, когда же наступит этот Страшный суд. Многие пророки, предсказатели старались выдать желаемое за действительное. Они называли конкретные сроки, времена. Утверждали, что всё обязательно сбудется. Но наступали эти дни, и их прогнозы не сбывались. Потому что людям это знать не дано. Ибо Сам Спаситель заканчивая притчу о десяти девах в той же 25 главе Евангелия от Матфея сказал:

…потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Духовный упадок приближает Страшный суд


Единственно в чём можно быть уверенными, это в том, что Второе Пришествие Господа нужно ждать не при духовном расцвете человечества, а, наоборот, во время его духовной деградации.
В Евангелие от Иоанна Иисус Христос о своём Страшном суде говорит так:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Это нужно понимать так: перед приходом последнего суда все покойники оживут. Добрые люди воскреснут для вечной жизни в Царствии небесном, а злые — для вечных мук и осуждения в аду. Сцену Страшного Суда Христос обрисовал следующим образом:

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы»

О двух Пришествиях Христа

Мы помним из Нового Завета, что в первое Пришествие Спасителя на землю Он был таким же человеком, как и мы все. Его появление было смиренным, скромным, незаметным. Закончил Он земную жизнь уничижением — позорным распятием на Кресте. Тем самым Христос пришёл не для суда, а чтобы спасти мир. Второе Пришествие будет разительно отличаться от Первого. Во второй раз Он явиться именно для Последнего Суда.

Жизнь на земле мало похожа на жизнь после Страшного суда

Большинство людей ничего не знают о Страшном Суде. Они не ждут Второго Пришествие Христа, не готовятся к нему. Хотя время это неумолимо приближается, Господь уже «близ, при дверех».

Неделя о Страшном Суде

Люди не верят в вечные муки, а если верят, думают, что не всё будет так страшно, как написано в Евангелие. Отчего так происходит? Оттого, что наша жизнь в миру лишь отдалённо напоминает жизнь в Царствии Божие, и уж тем более не похожа на ужасные муки грешников в аду. Святитель Николай (Велимирович) сказал:

«Жизнь на земле – сколь бы возвышенна она ни была – все же растворена мукою, ибо здесь нет полноты жизни; как и мука на земле – сколь бы велика она ни была – все же растворена жизнью. Но на Страшном Суде отделится жизнь от муки, и жизнь будет жизнью, а мука будет мукою. И та, и другая пребудет вечно, каждая – сама по себе. Какова сия вечность – этого наш человеческий ум вместить не может. Тому, кто одну минуту будет услаждаться созерцанием лица Божия, покажется сие наслаждение тысячелетним. И тому, кто одну минуту будет мучиться с бесами во аде, покажется сие мучение тысячелетним».

Тайна Страшного Суда

Неделя о Страшном Суде

Судить Господь людей будут просто. Он не будет интересоваться ни верой, ни чтением молитв, соблюдением постов, посещением храмов. Он будет спрашивать о том, какими мы были людьми по отношению к другим людям.

Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Суть Страшного Суда — это воскресение всех людей из мёртвых. И это коснётся каждого. Ни одному человеку не удастся этого избежать.

Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью – накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного – это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Читая отрывок из Евангелие о часе, когда Господь наш Иисус Христос придет во славе Своей не спасать мир, а уже судить его, Господь изображает суд через образ Пастыря, который отделяет овец от козлов. Даже в наше время человеку не вовлеченного в животноводство понятен образ, ибо знает, что овечка послушное и кроткое создание, а козел животное своенравное, своевольное и упрямое. Иными словами овечка – неконфликтное, мирное, а коза, козел – драчливый, конфликтный, уважающий и понимающий только силу. Мирность против немирности, послушность против самости, дружелюбие против агрессии, незлобивость против злопамятства, простота против хитрости, смирение против гордости, не привередливость против капризности… Одно поставляется прямо противоположному. И Господь говорит добродетельному человеку, человеку доброму: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от создания мира» (Мф. 25:34). Скажет и человеку злому: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Что удивляет, что и добродетельным и злым людям он говорит за что каждая сторона получает награду и отвержение, озвучивая только дела совершенные для Него. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14:21). Господь не требует от человека чего-то сверхъестественного, не спрашивает, боролся ли он за одно и за другое, не вменяет ему в грех, если он не изменил мир к лучшему, Господь вообще не говорит о глобальных вещах, мировых неустройствах, не спрашивает и не требует у человека отчета и ответа: «как он смог такое допустить, и что сделал, чтобы исправить ситуацию?». Нет. Господь говорит о простых вещах, доступных для исполнения: накормить, напоить, посетить, одеть, то есть не пройти мимо, не остаться равнодушным к чужой беде, помочь человеку. Господь не говорит: «привлек ли ты общественное внимание к проблеме человека?», Он испрашивает у человека то, что тот может сделать сам, без посторонней помощи, ибо это находится в его власти и оно ему под силу. Удивляются словам Господа и первые и вторые, и слышат ответ: сделав или не сделав для одного малого сего вы сделали или не сделали это для Меня. Может козлы и творили добрые дела, но делали их не ради Господа Иисуса Христа, а ради себя; богатея не в Бога, а в себя, для прославления, авторитетности имени своего – и такие дела прОклятые. Не важно творимые они одним человеком или всем народом, или в лице государственной власти, делая добро ради себя, неискренно, лицемерно помогая ближнему, Бог такие дела проклинает и отвергает. Благословляются и проклинаются не сами дела милосердия, а то с каким сердцем ты их творил. Милость превозносится над судом (Иак. 2:3). Суд и будет заключаться именно в сотворении милости к человеку через сердце, а оно возможно только, если исполнять заповеди Божьи, а чтобы исполнять заповеди, нужно поверить в Сына Божия Иисуса Христа, Богочеловека, поверить Его слову, а где вера, там и дела творятся веры. Живая вера в сердце, а мертвая на устах. Ибо от доброго сокровища (сердца) выносится доброе, а из злого – злое (Мф. 12:35). Судятся не внешние дела, а судится сердце, а внешние дела лишь свидетельствуют о сердце человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *