Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших

В первое воскресенье по Пятидесятнице Церковь прославляет всех святых. А вот в следующее воскресенье – всех русских святых. Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших». Это праздник всей Святой Руси.

Русь Святая

Известно, что когда-то Русь называли не иначе как Святой. Но немногие понимают, что святость родине дана из-за множества святых людей, просиявших на этой земле. Русь называли Cвятой, и высшим идеалом для нее всегда были праведность и святость. Далеко не во всех христианских народах удалось сохранить такой идеал.

К примеру, народы Западной Европы христианство — этот небесный идеал, давно променяли на земные, человеческие достоинства. Не святость, а порядочность, честность, воспитанность, другие человеческие добродетели — идеал для Запада уже много веков. Конечно, честный, хороший, воспитанный человек — это тоже неплохо. Но разница между таким человеком и человеком святым — это как разница между землей и небом…

История праздника на Руси

Праздник появился в середине XVI века, при митрополите Макарии. А потом Церковь 200 лет жила под синодальным управлением. Без патриарха, без Поместного Собора, о празднике напрочь забыли. Можно предположить, что когда Церковь стала государственным ведомством, главными в ней оказались совсем не святые. За весь синодальный период было канонизировано только десять святых. Причём большая часть – во время царствование последнего императора. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших было восстановлено только в 1918 г. Произошло это на волне великих трагических потрясений.

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших
Собор всех святых, в земле Российской просиявших

Центральный момент праздника — это конечно же, прославление Церковью святых людей. Тех, которые просияли своими добродетелями в нашем Отечестве. Славит Она и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни. Поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина. При этом, обращаясь к русским святым, мы верим, что «наши святые сродники» не забывают потомков. Тем более, совершающих «любовию их светлый праздник».

В ХХ веке, во времена атеистического беснования, в России просияли многие тысячи святых и праведников. Наша земля действительно освящена молитвами и жизнью святых. Она полита их слезами покаяния, потами подвигов и кровью свидетельств.

Гонения в СССР

XX век в России стал беспрецедентным в истории Церкви по масштабу воздвигнутых гонений. В Советском Союзе только у Церкви цель расходилась с официальной государственной идеологией. Ведь цель Церкви во все времена – это спасение человека для Царства Божьего. Но не построение этого царства здесь, на земле. Церковь призывает человека помнить, что он таит в себе образ Божий, божественное достоинство. Главное призвание человека – это стремление к святости.

Массовые убийства духовенства и верующих, глумление над святынями, разрушение храмов нельзя объяснить политическими причинами. Сатанинский характером власти и ее ненависть к Богу — вот главный источник гонений. Ненависть к Церкви – это и есть плохо замаскированная ненависть к Богу. Государство взяло курс на полное уничтожение Церкви. А «союз воинствующих безбожников» объявил о начале пятилетки уничтожения религии.

Предупреждения в Библии

Закономерности между историческими событиями и духовной жизнью открывает нам Библия. Ещё в Ветхом Завете, через пророков, Бог говорит своему народу. Если люди будут хранить верность Богу, то Он избавит их от бед. И наоборот, забывая Бога, народ подвергнет себя нападению врагов. И даже в стране, которая от Библейского откровения отказалась, все равно действует библейская парадигма. Вот подтверждение этого. В 1941 году подвижный праздник всех Святых, в земле Российской просиявших, пришелся на 22 июня. На первый день самой страшной в истории войны.

Трудный путь России

Эта война приостановила разрушение Церкви. Церковь же всегда разделяла судьбу страны и народа. И уже в первый день войны, когда политическое руководство страны молчало, будущий патриарх, митрополит Сергий, отслужив молебен о победе русского оружия, сказал в проповеди:

«Пусть грянет буря. Мы знаем, что она принесет не только насчастье, но и облегчение; она очистит воздух и унесет ядовитые испарения».

Руси достался трудный путь. На протяжении всей истории она вынужденно воевала против многочисленных сильных, беспощадных врагов. Они часто грозили ей полным уничтожением. От этих врагов родину не защищали ни море, ни горы, ни пустыни. Ведь Россия расположена на открытой со всех сторон широкой равнине.

С востока на нее шли полчища Батыя и Мамая, с запада — поляков, Наполеона и Гитлера. С севера — шведов, с юга — турок. И при этом трудные климатические и природные условия. Половина территории России — это вечная мерзлота, где невозможно земледелие. Оно возможно в южной части. Но эта территорией полностью открыта. Она не защищена от военных нашествий и набегов степных хищников. Поэтому люди всегда жили в России сравнительно небогато. Даже то, что удавалось накопить, часто уничтожалось, захватывалось, выжигалось дотла очередным нашествием или набегом.

Что такое жить по христиански

Да, жизнь в России не была безоблачной и легкой. Но ведь с христианской точки зрения именно такой и должна быть жизнь народа Божия. Ни один православный народ не жил безмятежной, безопасной и комфортной жизнью. Причина этого ясна: человек слаб. Если дать ему все удобства и роскошную жизнь, то он легко забывает Бога. Забывает все небесное и полностью обращается к земле, тонет в земном прахе.

Потому Господь и не давал Своим народам такой жизни. Преподобный Исаак Сирский говорит:

«тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении…»

Таким путем Господь ведет всех Своих истинных последователей. Он, став человеком, прошел в нашем мире именно таким путем — путем креста.

Но почему же Господь не попускает Своему народу обогащение и роскошь? Чтобы это понять, следует вспомнить, на какой земле мы живем. Вспомнить, что земля наша — не место развлечений и удовольствий. А это место, куда нас изгнали из Рая. Здесь место нашего наказания и исправления. Мы живем в мире тленном, падшем и поврежденном. В мире, где царствует смерть, где все ею пропитано. Мы живем на оккупированной диаволом и смертью территории. Причем живем короткое время, которое должны посвятить борьбе. Схватке за то, чтобы исполнить заповеди Божии. На земле мы живем как на войне, как на фронте. Возможно ли поэтому для христиан устраиваться здесь со всеми удобствами и роскошью?

Пресыщенная жизнь не рождает святых

Сказанное не означает, конечно, что народ Божий обречен на полную нищету и разорение. На жизнь оборванцев, бомжей и беспризорников. Нет, все необходимое для земной жизни Господь нам дает. Ибо, по Его собственным словам, Он знает, что мы имеем нужду в этом. Но Господь не допускает Своему народу чрезмерных богатств, излишеств и пресыщенной жизни. Потому что тогда народ перестает быть народом Божиим, перестает рождать святых.

Господь премудро ведет Свой народ средним путем, путем умеренной бедности. Таким путем Он вел в ветхозаветные времена народ Израиля. В стране никогда не было земного блеска, богатства, культуры, как в Египте, Греции, Риме. И этим же путем Он вел во времена Нового Завета все истинно христианские, православные народы. Он знает, что только на этом пути народ Божий рождал святых и праведников.

Неделя всех святых, в земле российской просиявших

Таким путем шла и Россия, которая никогда не переставала рождать святых. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц. А сколько святых не перечислено в этом списке? Но имена их известны лишь одному Господу Богу.

Наши русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови. Они в буквальном смысле — наши родственники. Они вышли от нас, из нашей среды. Родились вместе с нами, выросли в наших семьях, селах, городах. Взять хотя бы последних по времени святых — новомучеников и исповедников российских. Они жили совсем недавно, и у большинства из них есть еще живые родственники. Это дети, внуки, племянники и другие, более отдаленные. Наверное, редко где в наше время можно увидеть столько родственников святых, как в России. И это также говорит о том, что Отечество наше и в XXI веке остаётся православной страной и народом Божиим.

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви — один из самых торжественных дней всего церковного года.

Молитва ко всем святым земли Русския

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение.

Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии!

Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

Видео: Собор всех святых, в земле Российской просиявших

2 комментария

  • Елена:

    Прекрасная статья, спасибо.
    Великое множество угодников Божиих, просиявших в земле русской – наше несомненное упование, что Господь нас не оставляет. А их разные судьбы и приход к святости – надежда, что с Богом спастись можно на всяком месте. Нужно усердно им молится, чтобы они молились за нас. И читать жития святых. Ведь это было излюбленное чтение русского народа до революции.
    Все святии земли русской молите Бога о нас.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Все мы гордимся своими святыми и не важно на какой земле они родились: Израиль, Рим, Греция, Россия… Каждый народ гордится своими святыми предками, вот только становимся ли мы, ныне живущие причастниками их святости? Увы, для каждого человека свой путь к святости, и наличие святых прославленных родственников не делает человека святым. Святым не рождаются им становятся. Кто-то может возразить, но как же к примеру прп. Сергий Радонежский, который еще во чреве матери издал трех кратный возглас во время всенощного богослужения, когда славили Бога. Да издал, но необходима и добровольная воля человека, чтобы идти потому пути, который определил для него Господь. Бог ничего не творит против нашей воле. Если народ хочет жить весело, комфортно и роскошно, то Бог дает это своему народу, но Сам отходит от него, отступает. И тогда имея сытую жизнь человек деградируется, духовно умирает, нравственно падает. Почему Бог посылает скорби? Пока есть среди заблудшого, беспутного народа, хотя бы один Его угодник, Господь не оставит этот народ. Снова и снова будет вразумлять его, приводить в чувство через разного рода скорбей, печалей, болезней, неприятностей, неурядицей… по молитвам Своего угодника. Один праведник спасает тысячи, а если таких праведников не один…, то они спасают уже миллионы людей. Господь терпит и ждет обращения. Это те самые люди, которые сдерживают пришествие антихриста в мир, пока они есть, мир стоит, но когда будет взят из среды последний удерживающий его приход, антихрист придет в мир (2 Фес. 2:7).

    Что такого в этих святых особенного? Обычный человек-рядовой, сразу скажет, что святой он особенный и ему уж точно с ним не равняться и никак не достигнуть его духовного уровня. Он особенный – избранный! Но что особенного в них? Такой же человек, как и я. Так же родился, рос, развивался, думал, грешил, жил до какого то времени безнравственно, как и я. Возлюбил больше грех, чем добродетель, как и я. И всё же этот человек изменился и взошел на Небо по духовной лестнице доброделей и вошел в Царствие Божие. Так почему же я не могу так же войти, как он? Если в грехопадении с ним одного поля ягоды, почему же в добродетели не можем быть одинаковыми? Что же сделало их особенными, избранными? Вера?! Так она и во мне есть! Но их вера – деятельная. Поверил и стал жить по своей вере. Поверил, что Христос родился, страдал, умер и воскрес, что Он есть Сын Божий и Сын Человеческий, поверил и слову Его, и учению Его и стал жить по заповедям Его. И вот она вера! Вера приводит душу к сокрушению, именно она приводит человека в чувство, приводит к покаянию. Невозможно измениться без раскаяния, видения своих скверных поступков, мерзких мыслей, греховных желаний, безнравственных чувств. Истинное покаяние рождает искреннее желание измениться и направляет волю не только, чтобы более не совершать прежних преступлений, но и делать прямопротивоположное старому – творить добро, жить чисто, искренно и истинно. И всё это в совокупности рождает святость. Человек, который живет с Богом, в страхе и трепете ходит перед лицем Его, творит Ему богоугодное, такой человек никогда не скажет, что он праведник, что он угодил Богу, даже если будет творить чудеса. Почему? Потому что перед Богом не оправдится не один в живых (Пс. 142:2). Всяк человек виновен и грешен перед Богом, даже если ничего за собою плохого не знает, тем не оправдывается, как пишет об этом апостол Павел в своем послании (1Кор. 4:3).

    Так чем отличается человек верующий в Бога от неверующего? Только в исполнении заповедей. И если человек неверующий, но исполняющий слово и волю Божию, такой человек сам не ведует, что он ближе к Богу, чем тот, который, как говорит, что верит и фальшиво, лживо – лицемерно служит Ему. И надо помнить, что человека неверующего, но живущего по заповедям Его, Господь Бог Сам откроется ему и приведет к богопознанию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *