Неделя о блудном сыне начинается с 12 февраля 2023 года

Неделя о блудном сыне

Неделя о блудном сыне

Неделя о блудном сыне отмечается в 2023 году 12 февраля. Эта неделя подготавливает верующих христиан к Великому посту, который продлится вплоть до Пасхи. За Божественной литургией каждый год в этот день читается притча о блудном сыне.

Верующие знают, что эта притча повествует о блудном сыне. Он получил свою большую часть наследства и отказался остаться в родном доме. Он не хотел помогать отцу в хозяйстве, чтобы использовать своё наследство во благо родины. Сын оскорбил отца и брата и ушёл из дома, чтобы кутить и развлекаться. Но деньги, как известно, ценность не вечная.

И когда сын растранжирил всё наследство, ему ничего не оставалось, как только вернуться к отцу. Но родитель не стал злиться на сына. А когда увидел, что тот искренне раскаивается, то заключил его в объятья. Так же и Господь всегда готов принять и простить покаявшегося грешника.

Неделя о блудном сыне

Это одна из самых великих притч в Библии, потому что она учит человека трем вещам. Во-первых, покаянию. Во-вторых, возвращению в лоно Господа. В-третьих, смирению. Счастлив тот, кто не гонится за тем, чего не имеет. Неделя о блудном сыне была создана для того, чтобы напомнить всем людям назидание. Что все они находятся во владениях Божьих, и только Господь всегда примет и простит.

Размышления о братстве

Притча о блудном сыне также повествует о тёмной стороне братских отношений. Внимание верующих в этот воскресный день всецело сосредоточено на подробностях жизни младшего сына, в котором каждый узнаёт себя.

«Неблагодарный! Обидел уходом Родителя. Все прокутил, покрыл себя позором, упал на самое дно, опустился до свиного корыта. И только теперь смиряюсь и отправляюсь домой».

Слава Богу! Отец ждёт! Тёплые объятья, обиды забыты, всеобщая радость! Забивается телец, облачение в новые одежды, хвалебное пение. Но вдали стоит старший брат, о котором мы почти не думаем и ничего не говорим. А зря.

Возвращение блудного сына
Блудный сын в объятиях отца, а старший сын не рад его возвращению

Жизнь постоянно подкидывает нам то орла, то решку. Если кто-то искренне рад нашему возвращению, то для кого-то оно хуже горькой редьки. Этот кто-то обязательно спросит:«Ты зачем вернулся?» Такое присутствует как в семьях, так и в Церкви. Братья борятся за внимание отца и матери. Библия рассказывает об этой борьбе даже в утробе матери (Зара и Фарес в чреве Фамари). Есть примеры, когда народы присваивают себе первенство в Божией семье. За примерами далеко ходить не надо. Этим грешат не только историки, но и богословы:

– Мы первые к Богу пришли, а вы потом у нас научились.

– Да если бы не наши штыки, что было бы с вашими библиотеками?

– Вы всегда были варварами, и вся ваша сила только в количестве людей.

– У нас больше святых.

– А мы поем красивее.

– А у нас храмы выше.

Для отца блудный сын сначала умер, когда ушёл, и ожил, когда вернулся. Он так и говорит в Евангелие: «Мертв был и ожил, пропадал и нашелся». А у старшего брата всё наоборот — младший жил через воспоминания, пока его не было. Но вот он пришёл, и сразу умер. Умер духовно, просто перестал быть братом.

Сильная любовь отца — вот в чем причина мрачности старшего сына. Эту любовь нельзя сравнить с человеческим чувством, она гораздо выше и чище. Старший сын мог бы попросить отца: «Если бы ты меньше любил этого прохиндея, я бы так не злился и не обижался. Если бы ты поругал, даже избил, мне бы было легче. Мог бы отправить его недельки на две к слугам и кормить объедками со своего стола. А ты прямо сразу — на тебе одежду, перстень, сапоги, тельца. Мне обидно. Вот если бы ты на него накричал, то я бы его жалел и тайком подкармливал. Неужели, чтобы ты начал обнимать, нужно начать грешить, пройдя сквозь стыд и потери? Я не понимаю и обижаюсь».

Неделя о блудном сыне учит нас по разному. Все мы по очереди бываем то младшим, то старшим сыном. Но выходить из разных ситуаций каждый старается по своему. Кто-то, на месте старшего брата, скажет отцу: «Боже мой, что я наделал…Отче, прости меня. Я рад возвращению своего блудного брата. Я хочу также его обнять!» Но другой сделает такой вывод: «Я тоже сначала пойду погуляю, а затем вернусь!». Вот только вернутся ему будет в сто раз труднее, чем его младшему брату.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Мало найдется из людей кто останется равнодушным услышав слово Бог. Разные чувствования Его имя может вызвать. В одних раздражение разожжёт, в других всколыхнется чувство забытое, но глубокое. Бог, Отец. Блудный сын… Читая притчу обращаешь внимание, что сына блудным не называет ни рассказчик притчи, ни Отец, но его родной старший брат. Тот, кто живет с Отцом с пеленок и не преступивший ни единой Его заповеди, исполнявший всегда и во всем волю Отца своего. Но именно этот благочестивый праведник называет своего родного брата блудником. Как порой исполнение в точности предписания и заповеди, человек остается порой холодным, черствым, эгоистичным. Блудный брат пришел в себя через скорби, увидел свое пагубное положение и, – раскаялся. Старший брат живя благочестиво с Отцом в послушании Ему не увидел свое сердце, а потому и к раскаянию душа его не расположена. Да и в чем ему каяться, когда по сравнению с младшим братом он не сотворил тех дел, какие тот сотворил? Зрение и слепота. Открылись очи у одного от тяготы греховной жизни и пришел в себя, излил слезы, раскаялся и пошел обратно к своему родному, любимому Отцу. Но как открыться очам другому, когда его собственная праведность возносит и ослепляет из-за чистого, непорочного жития? И судит брата своего – блудник он! Как мудр и терпелив Отец, сколь милости Он являет и к кающемуся грешнику и беспорочному праведнику. Первого прощает, обнимает и лобзает восстанавливая в сыновстве устраивая пир в честь его возвращения. Второго кротко обличает и наставляет: «тому надо радоваться, сын Мой, что брат твой пропадал и нашелся, был мертв и ожил» (Лк. 15:32). Не блудник, но пропавшая, заблудившая овечка. Не распутник, но мертвый душой от греховных страстей, оживший чрез раскаяние. И вернулся домой через покаяние. Тому и надлежит радоваться, что ожил и вернулся. Богу нашему слава вовеки веков. Аминь.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Всем хорошо известна притча о блудном сыне (Лк. 15:11-32). В проповедях, блудного сына сравнивают с каждым из нас, все это верно, но чувствую ли я себя этим сыном? Может только вначале моего воцерковления, а потом… Потом всё более и ближе мне образ старшего сына, который уже не отлучается от Отца, работает на Него и живет уже праведной жизнью. Почему так легко и быстро забывается твоя вина перед Отцом и Богом? Может потому, что меня легко восстановили в сыновстве и не дали поработать в наемниках?…

    В этой притче так отчетливо показано, что есть истинное покаяние, и какое истинное есть прощение. «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих», – с такими мыслями и словами блудный сын возвращается к своему Отцу. Много было мыслей, много было дум, но все они соединились в этих словах «я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Признание свое вины и признание своего глубочайшего падения не только нравственного, духовного, но и душевного, понимая как тяжко и глубоко он оскорбил, унизил своего отца, когда попросил причитающееся ему долю в наследстве, когда отец находится еще в здравии. Своими словами и поступками он отрекся от своего родителя, в прямом смысле, а потому и признает, что недостоин быть его сыном, да и сын ли он после того, что сделал? Разве любящий сын так поступил бы со своим родителем? Ведь по сути сын при жизни отца похоронил его заживо, взял то, что его, и ушел жить на сторону далече по своему уму и разумению. И конец его жития печален, ибо зло, какое он посеял, добрый плод принести не может. Но сын пришел в себя! Покаяние. Как много оно значит в жизни человека. Оно преображает не только душу, сердце, но и саму жизнь человека. Искреннее глубокое покаяние дарует прощение. И одно без другого быть не может. «Я согрешил и недостоин быть твоим сыном» – ведь это не просто слова, это осознание совершенного поступка, боли, которую он причинил родному человеку. И сын возвращается… Вот это самый важный момент, что не просто на чужой стороне раскаялся, но нашел решимость вернуться. И его поступок говорит о глубине раскаяния, ибо только искренность, побуждает покаяться в соделанном перед тем, кого обидел, причинил намеренное зло и боль. И это покаяние.

    Прощение лежит не только в поступке отца, где он, заблудшего, встречает с радостью и лаской, но в его словах обращенные сначала к слугам, а потом и к старшему сыну: «о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Часто заходя в церковную ограду чувствуешь себя этим самым блудным сыном, который согрешил против неба и пред Отцом и недостоин уже называться христианином, но по прошествии времени, смотря на других людей, заблудших овечек, с завистью и обидой смотришь на них, как Отец их встречает и восстанавливает в сыновстве и благодать Свою даёт без всякого труда, а ты трудишься как раб, а на тебя редко обращают внимание и милостей столько Отцовской не изливается. Но прощение они в словах Отца: «о том надлежит веселиться и радоваться, что и как ты, когда то, был мертв и ожил – через покаяние, пропадал – живя также распутно, безбожно и блудно, как и он – и нашелся». «Сын мой! Ты всегда со мною и всё Моё твоё»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *