Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина

Самая главная молитва Великого Поста — покаянная молитва Ефрема Сирина всегда читается только священником. Этим самым Церковь подчёркивает её значимость, важность, весомость.

Молитва Ефрема Сирина коленопреклоненная
Коленопреклоненная молитва Ефрема Сирина

Встав лицом к Царским вратам иерей громко возглашает три прошения, каждое подкрепляя земным поклоном:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен ecи во веки веков. Аминь.

Встав после третьего поклона, священнослужитель 12 раз накладывает на себя крестное знамение и каждый раз делает поясной поклон, повторяя «Боже, очисти мя грешного». По окончании батюшка читает молитву целиком и ещё раз встаёт на колени.

Видео: молитва Ефрема Сирина


Молитва Ефрема Сирина произносится на утренних и вечерних богослужения весь Великий Пост, исключая субботы и на литургии воскресения. На вечерней службе воскресения чтение покаянной молитвы снова продолжается. Последний раз молитва Ефрема Сирина оглашается на Страстной седмице в среду.

Толкование покаянной молитвы

Если вникнуть в молитву поглубже, то можно заметить непривычное словосочетание. В ней просьба к Богу выражается не только от избавления таких и таких-то пороков, а также в получении перечня добродетелей. В ней говорится именно о духе пороков и духе добродетелей. Здесь под духом подразумевается запах, след порока, от которых избавиться гораздо труднее, чем от самого порока. Дух благодетели — это запах благоухания Христа!

Последовательность пороков

Важно рассмотреть очерёдность пороков:

  1. На первое место Ефрем Сирин ставит дух праздности, тем самым подчёркивая его гибельность, опасность, бесцельность. Праздность — мать многих других пороков: мечтания, безделья, бедности, нищеты, воровства (жить на что-то надо!), лжи, других грехов. Праздность Духа приводит к гибели души.
  2. На втором месте дух уныния — дух упадка. Это одно из главных орудий дьявола, с помощью которого он человека заставляет терять ревность о Боге, в исключительных случаях, доводит до самоубийства. Часто уныние — это плод праздности, потому что люди сами не могут творить добро, и за помощью к Богу обратиться не способны.
  3. На третьем месте дух любоначалия — стремление к власти, первенству, вождизму. Причём везде: в семье, в политике, в коллективе. Жажда власти погубила архангела (главного ангела), ставшего сатаною. Часто причиной любоначалия становятся зависть, лень, уныние, потому что они извращают жизнь, лишают её смысла. Дух любоначалия есть в каждом человеке, он проявляется с самого раннего детства.
  4. На четвертом месте дух празднословия — о котором Сам Иисус Христос в Евангелие от Матфея (гл.12, стих 36) сказал: за всякое праздное слов, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда… Праздные слова — это брань, осуждение, оскорбление, злословие. Даже если сам человек не произносит их, он должен сторониться празднословящих людей, искать общества мудрых немногословных единомышленников. Святые отцы учат, что в Великий Пост Дух жизни должен стремиться подчинить себе плоть, а для этого нужно начать с малого: обуздать свой язык, не позволять ему праздно болтать.

Видео: толкование первой части молитвы Ефрема Сирина

Последовательность добродетелей

Теперь рассмотрим очередность добрых дел:Дух целомудрия — это каждодневная борьба со своей плотью: похотью, похотливостью, блудливостью. Даже старцы, всю жизнь прожившие в одиночестве, просили о духе целомудрия. Эта добродетель даёт духовный контроль не только над телом, но и над эмоциями. Целомудрие — это чистые слова, дела, мысли!

Дух смиренномудрия — это желание стать подлинным воином Христа. Недаром самая первая, самая важная, заповедь блаженства — заповедь о смирении свое гордыни. Чем больше чиститься душа от греховной грязи, тем меньше она любуется собой. Духовное зрение видит — гордиться тут нечем. Нужно помнить, что Бог только смиренным даёт благодать, а гордым противиться.

Дух терпения — это самое надежное средство для спасения души. Сам Иисус Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» Евангелие от Луки 21:19. Только терпение помогало апостолам противостоять скорби, гонениям, преследованиям, мученической смерти. Эта благодетель даёт умение надеяться, ждать, верить.

Дух любви — основа Христианских заповедей, главная цель духовных трудов и подвигов. Именно любовь помогает верующим поменять осуждение к ближним на прощение и милость. Самый яркий пример — земная жизнь Христа, непрерывная проповедь о любви. Если смягчить окамененное сердце, очистить его от грубости, жестокости, то в него придёт любовь, которая приблизит человека к Богу.

Видео: толкование 2-й части молитвы Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина заключительная часть

В конце покаянной молитвы произносится черезвычайно важное прошение:

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Эта просьба касается рассмотрение прегрешений наших. Забывая о ней человек постоянно грешит, чаще всего осуждением братьев своих. А ведь без поиска нечистот греховных в сердце, нельзя избавиться от них через покаяние и очищение. Только когда человек видит свои прегрешения, тогда он старается всеми силами освободиться от них.

Видео: толкование третьей части молитвы Ефрема Сирина

Коротко об авторе

Знаменитый богословский стих был написан в IV веке великим Отцом Церкви, христианским поэтом — преподобным Ефремом Сириным. Он жил и творил в Сирии, был сирийцем, сочинял на сирийском языке. Ещё при жизни его стихи и молитвы были переведены на греческий язык, переводы которых сохранились до наших дней. Великопостная молитва Ефрема Сирина на сирийском языке утеряна.

2 комментария

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Человек, который входит в церковную ограду и остается в ней, знакомится с этой молитвой во время Великого поста.
    Чего не дай мне Господи, это жестокосердия, лени и себялюбия! Но дай же мне Господи познать самого себя, смири меня, научи снисходительности к ближнему моему (терпению) и любить его. Дай мне, Господи, видеть свои проступки, поступки, суждения, видеть МОИ грехи, а не ближнего моего. И не кого не осуждать, не обсуждать, не думать плохо, худо, подозрительно и раздражительно.

    Научи меня, Господи, любить!

  • Георгий:

    В этой короткой молитве заложено столько мудрости, глубины, целей работы над собой, что просто поражаешься ее важности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *