Царские часы перед Рождеством состоят из 1, 3, 6 и 9 часа

Царские часы в канун Рождества Христова

Царские часы перед Рождеством — это великопостные богослужения, состоящие из чтения текстов и пения тропарей и стихир. Во-первых, читаются псалмы. Во-вторых, апостольские и пророческие послания. В-третьих, Евангелия. Они дополняют и расширяют смысл часов, которые читаются во время вечерних и утренних богослужений. Но сначала уясним себе, что же такое часы?

Смысл богослужения часов

Часы — это богослужения посвящённые определённому часу дня. В это время происходило важное событие в земной жизни Иисуса Христа. Службы короткие. Всего Православная церковь выделяет четыре часа: первый, третий, шестой и девятый.

  1. Первый час посвящён изгнанию Адама и Евы из рая и суду над Спасителем у Каиафы. Здесь же вспоминаются предсмертные страдания Иисуса.
  2. Третий час знаменует Суд Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов.
  3. Шестой час повествует о распятии Христа на Кресте и грехопадение прародителей.
  4. Девятый час — это воспоминание о Крестной смерти Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Название часов заимствовано из еврейской традиции. Ветхозаветные иудеи делили день на четыре стражи. Оттуда взяты название часов. В наше время первому часу соответствует 7.00 часов. Третьему — 9.00 часов. Шестому — 12.00 часов. Девятому часу — 15.00 часов. Кроме того, сейчас для удобства богослужения, часы привязали к более длинным суточным службам.

  • Первый час к окончании утрени.
  • Третий и шестой час служатся перед началом литургии.
  • Девятый час к началу вечерни.

Царские часы перед Рождеством

Но в богослужебной практике имеются великие или царские часы перед Рождеством и не только. Они служатся во время наиважнейших православных праздников. Всего таких торжеств три: Страстная Пятница, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими их назвали потому, что службы не только очень торжественные, но и великопостные. Царские врата постоянно открыты, священник облачен в епитрахиль и фелонь. Перед началом каждого часа совершается каждение. Причем перед началом первого и девятого часа иерей кадит весь храм в сопровождения диакона с горящей свечой, как на полиелее. В каждом часе читаются паремии (греч. притча). После них читаются Апостол и Евангелие. Истории из Нового Завет освещаются празднуемому событию. Кроме того, читаются и поются псалмы, прокимены, тропари, кондаки. Почти все слова молитв великих часов посвящаются празднику:

  • Рождеству Христову;
  • Крещению Господню;
  • Страстям Христовым.

Царские часы так называются потому, что на них обязательно присутствовали византийские императоры. Этим самым подчёркивалась не только литургическая важность этих служб, но и значение их для общества.

Первый час

На 1-м часе читаются пророчества о Боге и вечном царстве Спасителя. Паремия этого часа содержит пророчество Михея о Вифлееме. Предсказание выбрано не случайно, поскольку это место рождения вечного Царя правды и мира. Апостол рассказывает о несравненном превосходстве и величии над Ангелами Сына Божия. А вот Евангелие уже повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа. Он был зачат от Духа Святого и рождён Марией Девой.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Евангелие от Матфея, 2 зач., 1:18—25

Царские часы 1 час
Ангел является во сне Иосифу

Третий час

На 3-м часе псалмы содержат пророчество царя Давида. Во-первых, о грядущем спасении всех народов. Во-вторых, о служении Богу истинному. И в-третьих, о будущей славе Сиона. Паремия словами пророка Иеремии вещает о том, что Спаситель мира есть «Бог наш». Евангелие благовествует о походе Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем. Они пошли по случаю народной переписи. Но именно здесь родился Иисус Христос — спаситель мира.

Третий час Царских часов
Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Евангелие от Луки, 5 зач., 2:1—20

Шестой час

На 6-м часе читаются пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу. Например, в паремии произносится пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила. А вот в Апостоле прославляется божественная вечная слава Спасителя, как сына Божия. И наконец, Евангелие благовествует о поклонении волхвов Божественному младенцу, Царю Иудейскому.

Царские часы 6 час
Пастухи — первые Благовестники

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, 3 зач., 2:1—12

Девятый час

На 9-м часе читается пророчество царя Давида. Во-первых, о Божестве. Во-вторых, о вечном священстве. И наконец в-третьих, о царстве Иисуса Христа. Паремия же возвещает о пророчестве Исаии. Он тоже также говорил о Божестве, вечном царстве и земном служении Спасителя. Евангелие благовествует о бегстве в Египет и возвращение из него в Назарет Иосифа, Девы Марии и Иисуса Христа.

9 час Царских часов
Бегство в Египет

Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Евангелие от Матфея, 4 зач., 2:13—23

Когда Царские часы перед Рождеством будут отслужены, совершается  Литургия свт. Василия Великого. Она начинается Великой Вечерней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *