Богородичное Правило, как правильно читать по десяткам

Богородичное правило

Богородичное Правило
Сборник молитв «Богородичное Правило»

Среди вопросов, которые задают прихожане священником нередко встречаются и про молитвы Божией Матери. Что такое «Богородичное правило»? Нужно ли благословение батюшки на чтение этого правила? Почему молитву Богородице принято повторять 150 раз?

Молитва из Евангелия

В ежедневные утренние молитвы включена песнь, прославляющая Пресвятую Богородицу:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Эта молитва любима большинством православных христиан. В храмовых богослужениях её три раза поёт хор на субботнем всенощном бдении во время литии.

Основой для молитвенного умиления служат три отрывка, взятых из Евангелия от Луки:

  1. Приветствие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии во время Благовещения «Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).
  2. Величание Девы Марии матерью Иоанна Крестителя праведной Елизаветой. «…благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»(Лк. 1:42).
  3. Ответ Самой Девы Марии Елизавете: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, …»

Среди историков Церкви существует мнение, что соединил евангельские высказывания в единую молитву святитель Кирилл Александрийский. Он по праву считается Отцом Церкви V века. У католиков с IX века величание Богородицы называется «Аве Мария».

Богородичное правило

Повторение этой молитвы 150 раз называется богородичным правилом. Подряд прочитать такое количество раз без перерыва и пауз дано не каждому. Поэтому песнь Богородице читают 10 раз и прерываются. Переходят к другим молитвам (одной или нескольким). Потом продолжают чтение следующей десятки. Счёт удобно вести с помощью четок.

«Звезда Пресветлая» — родитель Богородичного правила

В практику многократное повторение песни «Богородице Дево, радуйся» на Руси вошло приблизительно в конце XVII века. Причем помногу раз молитву повторяли не только монахи в кельях, но и миряне дома. Это был нелегкий труд, который можно приравнять к духовному подвигу. Но находились подвижники, которые хотели помолиться Богородице именно таким способом. С помощью Богородичной молитвы они надеялись получить от Божьей Матери утешение и защиту. И этой же молитвой благодарили Деву Марию за полученную помощь.

Звезда Пресветлая
Страница рукописного сборника «Звезда Пресветлая

Богородичное правило рождалось под влиянием известного рукописного альманаха «Звезда Пресветлая». Грамотные христиане переписывали от руки сборник и распространяли на своих приходах. В нем 15 глав рассказывали о чудесах, которые происходили во время чтения молитвы «Богородице Дево, радуйся». Вот несколько историй из рукописи «Звезда Пресветлая».

Некий инок в монастыре насмехался над молитвой Пресвятой Деве и лишился рассудка. Собрав остаток сил, он стал усиленно молиться Богородице. Она его помиловала. Епископ, сомневающийся в действенности молитвы, стал тонуть во сне. Когда он покаялся, Богородица в следующем сне не дала ему утонуть. Такие истории оставались в памяти православного народа. Они укрепляли веру и духовно воспитывали христиан.

Святые благословили читать много раз подряд умилительную молитву

Явление Пресвятой Богородицы Серафиму Саровскому
Серафиму Саровскому явилась Пресвятая Богородица, чтобы указать место Дивеевского женского монастыря

Серафима Саровского в 1825 году, с его слов, посетила Сама Матерь Божия. Она повелела основать женскую обитель (Дивеевский монастырь). Границу будущей общины Она обозначила тропкой, по которой прошла. С тех пор место, где ступали ноги Богородицы, назвали Богородичной канавкой. Святой старец завещал сёстрам Дивеевской обители каждый день обходить монастырь по канавке. При этом монахини читали 150 без перерыва «Богородице Дево, радуйся».

На пользу чтения много раз подряд этой молитвы указывали и другие старцы. Каждый день по 300 раз произносил эту молитву преподобный Пафений Киевский (начало XIX века). Старец схи-архимандрит Илиодор (конец XIX века), который подвизался в Глинской пустыни, также благославлял творить эту молитву.
И, наконец, уже в ХХ веке священномученик Серафим (Звездинский)составил современное «Богородичное правило». В нем он благословил добавлять другие молитвы о себе, своих близких, о мире. Также дал благословение на воспоминание историй из жизни Пресвятой Девы Марии.

Своих духовных чад из ссылки владыка Серафим наставлял:

«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем. Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».

Как читать «Богородичное Павило»?

«Богородичное правило» не входит в Устав, поэтому существует несколько способов его прочтения. Вот вариант, который благословлял священномученик Серафим (Звездинский).

Перед началом правила читаем «Отче наш» и молитву

«Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго».

Далее десять раз внимательно и неспешно повторяем:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших».

После первого десятка вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей».

Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

«О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена)».

Третий десяток. Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена)».

Четвёртый десяток. Вспоминаем встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Молимся о соединении разлучённых, о тех, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена)».

Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися».

Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне и пророчество святого Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через мытарства.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства».

Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила от напастей.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей».

Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву».

Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали».

Десятый десяток. Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Её душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние».

Одиннадцатый десяток. Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу».

Двенадцатый десяток. Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души».

Тринадцатый десяток. Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. И молимся:

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

«О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем».

Четырнадцатый десяток. Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину».

Пятнадцатый десяток. Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором».

По окончании правила вновь читаем «Милосердия двери».

Славим и Сына, и Мать

Этот вариант Богородичного Правила запомнить, а тем более заучить наизусть — сложно. Поэтому без книги с текстом прошений его не прочитать. А источника под руками может и не быть. Поэтому существует другой вариант чтения правила.

  1. Десять раз повторить «Богородице Дево, радуйся». Потом прочитать «Отче наш».
  2. Снова повторить 10 раз молитву Богородицы, и опять произнести «Отче наш».
  3. И так далее.

Могут быть и другие вариации чтения Богородичного Правила. Приемлемый способ творения этой молитвы может подсказать духовник.

Святые Отцы подчеркивали важное значение Богородичного Правила. В нем нет прошений к Богородице, и нет упоминания Иисуса Христа. Но читающих молитву можно уподобить ангелам. Вот они-то воспевают Матерь Божию постоянно. А произнося слова «Господь», «Спас», «плод» верующий восхваляет Сына Божьего. А вместе с Ним прославляется и Его Пречистая Матерь. Таким образом верующие входят в молитвенное общение с ними и находятся под Их небесной защитой.

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *