Апостол Андрей Первозванный жизнеописание и кончина святого

Апостол Андрей Первозванный

Апостол Андрей Первозванный

Прежде всего, апостол Андрей Первозванный, один из 12 учеников Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра. По преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции. Был распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.

Апостол Андрей Первозванный
Андрей со своим братом Симоном-Петром ловят рыбу

Житие апостола Андрея

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении.

Служение Иисусу Христу

Но когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Апостол Андрей Первозванный
Призвание апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова

Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа. Во-первых, он первым исповедал Его Спасителем (Мессией). Во-вторых, привел ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

Апостол Андрей Первозванный
Андрей Первозванный

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

Проповедник слова Божия

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей Первозванный совершил несколько путешествий. Но во время них трижды возвращался в Иерусалим. Сначала он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию. Потом Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь). И наконец, причерноморье. Кроме того, по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии. Именно там апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева. Там, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах. А потом обратился к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Апостол Андрей Первозванный
Н.Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Апостол Андрей Первозванный у славян, римлян и греков

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей Первозванный дошел до поселений славян. Во-первых, на место будущего Новгорода. Во-вторых, у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам) прошел в Рим. Затем вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Византий (будущий Константинополь). Там основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа – Стахия.

Апостол Андрей Первозванный

У апостола Андрея была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы.

Апостол Андрей Первозванный
Проповедь Андрея Первозванного

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами. Кроме того, беседовал с греческими философами и русскими торговцами. А ещё был знаком с китайскими чиновниками. Боле того, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Кончина апостола Андрея Первозванного

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный был город Патры (Патрас). В нем принял он мученическую кончину. Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение. Однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе. Во-первых, стремился открыть ему христианскую тайну вечной жизни. Во-вторых, говорил про чудотворную силу Святого Креста Господня.

Апостол Андрей Первозванный
Апостол Андрей перед правителем города Патры консулом Эгеатом

Распятие на косом кресте

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х». Позднее он получил название «Андреевский крест».

Апостол Андрей Первозванный
Распятие апостола Андрея на кресте

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти.

Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э..

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Представив человека идущего из город в город говоря о Воскресении Богочеловека, Которого распяли, то есть убили позорной смертью и этот благовестник претерпевает все невзгоды начиная с телесного утруждения и кончая гонениями, заключение в темницу, побоям и предание себя смерти. И ради чего? Если Иисус Христос не воскресал, если бы Его ученики действительно не осязали Тело Его после воскресения Его, если бы Он действительно не явился к ним явно и не говорил с ними, не разделял бы с ними трапезу, то вряд ли человек решился подвергнуть себя добровольно таким скорбям, которые подвергли себя апостолы Христовы, как бы не любили своего Учителя. Во истину Воскресение Господа Иисуса Христа имело место. Во истину Он являлся по воскресении всем кто указан в Евангелие. Во истину ученики и видели Его, говорили с Ним, и осязали Его во плоти. Только имея неопровержимые доказательства воскресения Господа Иисуса Христа ученики могли выйти на проповедь. Без благодати Божией не возможно противостоять всем препятствиям, которые подвергались апостолы во время благовестия. Значит имело место им быть обличенными свыше Духом Святым, чтобы небоязненно, смело, дерзко нести весть о воскресении Богочеловека и всеобщем Воскресении и Страшном Суде. Смерть побеждена, козни диавола упразднены, от рабства греха Бог освободил человека через Сына Своего – Господа Иисуса Христа, отдав Его на смерть для искупления верующих в Него и жизни вечной с Триедином Богом во Царствии Небесном, чтобы с Ним жить и царствовать вовеки веков. Покайтесь, Бог даровал человекам новую жизнь свободную от греха. Во Христе Иисусе человек уже новая тварь, прошлое уже прошло перед человеком открывается новое будущее, хоть путь и лежит через много скорбей, но вводит в новую жизнь без печальную, жизнь бесконечной радости и счастья, блаженную, как говорил Господь.

    С каким видом шли благовествовать ученики Христовы? Как пишет апостол Павел, что благовествуя о воскресении и покаянии среди язычников он был подобен нежной кормилице (1 Фес. 2:7). Не с важным видом, не с авторитетностью, весом и гордостью шли они к людям с благовестью, но тихо, кротко, смиренно. И слово их было не в премудрости человеческой, не с красноречием от книжных знаний, но в силе Божией со многими чудесами и знамениями доказательства верности их проповеди.

    «Все ли апостолы, все ли пророки, все ли учителя…?», – пишет апостол Павел и добавляет: «ревнуйте о больших дарах Святого Духа, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор. 12:29,31). Как выглядела их проповедь среди развращенного, распутного народа, погрязшего в самомнении, себялюбии, самодовольстве, возлюбивши более грех, нежели добродетель? Выглядела также, как и в сегодняшнее время. Изменились декорации, человек живет в скоростном мире, только вот грех остается неизменённый и плоды его всё такие же ядовитые и смертоносные. Понимаешь только одно, для благовестия не каждый подойдет, но кого Бог избрал. Много ходило за Христом, много хотело идти за Ним, но ко всем ли благоволил Господь? Бог ведает сердце человека, Он знает сколько может выдержать человек, какова его мера. Всё от Бога. Но шли апостолы горя сердцем любовью к Богу и человеку. Шли с благой вестью о воскресении Христа и не могли удержать в себе то, что познали, что открылось, чему стали свидетелями – Воскресения – Победы над смертью! Шли облекшись в силу Святого Духа не страшась, не малодушествуя, какие бы ужасы пыток не представали перед их глазами и говорили, говорили не умолкая – благовествуя о спасении человека: Бог – вторая ипостась – Сын Божий спустился с Небес, вочеловечился и спас всего человека, отдав добровольно Себя на позорную крестную смерть, чтобы через Его смерть и Его воскресение человек умер для греха и родился для новой добродетельной жизни, вводя человека в вечную блаженную жизнь. И среди множества апостолов был и святой апостол Андрей Первозванный благовеститель и покровитель святой Руси.

    Божию ли Церковь собирали апостолы? Рассуди сам. Без оружия, без охраны, без образования, незнатные, простые, больше безграмотных, чем грамотных, более необразованные, чем образованные, без телесной крепости, не исполины, немощные люди говорили смело о воплощении Богочеловека и домостроительстве Божием, и на их проповедь народ откликался. И Церковь со смертью апостолов не прекратила свое существование, но растет, умножается и приносит богоугодные плоды. Мог ли простой, обычный человек сделать то, что делали апостолы, если бы с ними не было Бога, если бы Бог не укреплял человека? В самом благовестие уже доказывается истина – Бог есть, чудеса и знамения – доказывают истину проповеди, а время – слова их делает неопровержимыми. Можно много спорить и во многом сомневаться, но апостольские слова доказываются в наше время, хотя уже без таких чудес и знамений – Церковь стоит не взирая ни на что по слову Божьему и врата ада не одолевают и не одолеют её по слову Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава вовеки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *