Рождество пророка Иоанна Крестителя

Рождество пророка Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель и фарисеи

7 июля (24 по старому стилю) Православная Церковь празднует Рождество пророка Иоанна Крестителя. Святой Иоанн — последний ветхозаветный пророк и креститель Господа Иисуса Христа.

Кто такой Иоанн Предтеча

Как повествует Евангелие (Лк.1:57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета жили в древнем городе Хевроне. Они достигли старости, но не имели детей. Причина — бесплодность Елисаветы. У иудеев отсутствие детей считалось греховностью родителей. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. Вдруг он увидел Архангела Гавриила, который стоял по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын — провозвестник ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии.

Захария смутился, его обуял страх. Он не понимал, как в старости можно родить сына, и просил знамения. Оно проявилось на нем, как наказание за неверие. Захарию поразила немота до времени, когда исполнятся слова Архангела.

Елисавета и Мария

Святая Елисавета зачала. Опасаясь насмешек над поздней беременностью, никому не говорила о ней пять месяцев. Первой, кому она открылась, была ее дальняя родственница Преблагословенная Дева Мария. Она пришла к Елисавете, чтобы разделить Свою и ее радость. Мария первая приветствовала Елисавету.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета, исполнилась Святого Духа.
Она воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо когда колос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. (Лк. 41-44)

 

Рождество пророка Иоанна Крестителя

Когда у Елисаветы родился сын, родные и соседи ее порадовались тому, что Господь оказал ей милость Свою. На восьмой же день они пришли к ней, чтобы совершить обряд обрезания новорожденного. Сына хотели назвать по имени отца.

Рождество пророка Иоанна Крестителя
Рождество святого пророка Иоанна Крестителя

Обрезание крайней плоти, начавшееся с Авраама, производилось по закону Моисея (Лев.12:3) в восьмой день от рождения. Через совершение обрезания новорожденный вступал в общество избранного народа. А потому день обрезания считался радостным семейным праздником. Елисавета, конечно, знала, какое имя должно быть дано ее сыну. И потому на предложение родных и соседей назвать новорожденного Захарией сказала: Нет, а назвать его Иоанном (Лк.1:60).

Имя ему Иоанн

Такого имени не носил никто из родственников Захарии. Назвать новорожденного Иоанном значило отступить от веками освященного обычая. Поэтому за разрешением возникшего недоразумения все обратились к самому Захарии. Стали знаками спрашивать его, как назвать младенца. Если его спрашивали знаками, то надо полагать, что он, по наказанию Божию за неверие, был не только нем, но и глух; он не слышал, когда у него словами спрашивали, и потому с ним объяснялись только знаками.

Захария потребовал дощечку и написал ответ на предложенный вопрос: Иоанн имя ему (Лк.1:63). Все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: «Что будет младенец сей?» И рука Господня была с ним.

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:

«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих… И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предстанешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира«.

При обрезании младенца ему дали имя Иоанн, что означает — Иегова милосерд — ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк.1:63).

Избиение младенцев Иродом

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме. И волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет. Он надеялся, что в их числе будет и родившийся Мессия.

Ирод хочет убить младенца Иоанна

Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить и его. Он опасался, что он и есть Царь Иудейский. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось его рождение, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях. Молва дошла и до Ирода. Царь, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: «Не сей ли будет царем иудейским?» Задумав умертвить его,

Чудесное спасение Елисаветы и младенцаИрод отдельно послал в дом Захарии убийц. Но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, бежала с ним в горы. Только по милости Божией святой Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Смерть родителей Иоанна Крестителя

Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем.

Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

Предтеча Господа

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами (род саранчи) и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры.

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное«, то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью не только, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, но и как ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Воцерковленный человек знает житие святого пророка, предтече и Крестителе Иоанна.
    В житие Иоанна очень хорошо показано что есть праведность и что есть грех. Часто человек считает и уверен в этом, а потому и утверждает: что мол вот раньше люди были другими, более честными, чистыми, лучше чем есть сейчас, потому что время тогда было другое и не имели всего того, что имеет ныне живущий человек. От чего сегодняшнему человеку легче и удобнее грешить. И именно потому “тогда” человеку было легче и проще оставаться чистым душевно и сердечно, быть праведником. Но так ли это? Читая внимательно Евангелие понимаешь, что человек живущий более двух тысяч лет назад абсолютно ничем не отличается от того, кто живет в 21 веке. Можно поспорить, но не стоит. Как только грех вошел в сердце человека и поработило его, то с человеком грех вошел в мир и стал господином его. Кто есть человек? Он творение Господа Бога, Который сотворил его по Своему образу и подобию, то есть человек это бог-творец, маленькая копия своего Бога-Творца.

    Откуда возник грех? Грех от змия, диавола. Но змий не творил греха, он только посоветовал нарушить заповедь Бога Творца и убедил, что из этого выйдет благо, то есть добро. И согласившись вкусить запретное, человек по своей воли воплотил в жизнь злой совет, он совершил грех. Иными словами совершил преступление.

    Диавол, бесы они лишь придумывают грех и учат как его совершить, убеждают, что это хорошо и получишь удовольствие, тебе понравится. Но грех они не воплощают в жизнь, это делает человек, когда слушается их. У диавола и бесов только лишь идея греха, зла, КАК его совершить, а вот деятельное воплощение в жизнь задуманного и предложенного – это у человека. Без деятельности человека зло так и останется лишь мечтой, идеей, а значит и грех только в чьем-то находится воображении при чем в зародышном состоянии, но чтобы оно родилось в мир и стало жить ему надо дать действие, чтобы кто-то смог его осуществить на деле и тогда зло, грех оживет и будет жить. Человек как маленький бог-творец сам избирает чего он будет творцом зла или добра? Что будет сеять грех или добродетель? Какого учителя слушать диавола или Бога? Кому верить и по чьему совету станет жить?… Человек это не безвольное существо, не настолько он немощный и маловажный, но как не странно именно от его выбора, решения и действия зависит что родится в мир и будет господствовать: добро или зло? Последнее слово за человеком.

    Но, а Бог? А Бог, Он управляет всем и приводит всю деятельность к воплощение Своего замысла над каждым живым существом в отдельности и всего живого в целом. Потому каждому воздаст по делам его: те кто творил зло и нераскаялся, получит свое же злое; и тем, кто творил добро получат свое доброе. От греха есть лекарство – это раскаяние и покаяние. Но как раскаяться тому, кто возлюбил более учителя зла, чем Добра?

    С чего начинается лечение, изгнание греха из человека и мира? С призыва к покаянию! И первый призыв человек услышал в райском Эдеме от Самого Бога, и на протяжении много веков он звучал от пророков Божиих, и от Иоанна Крестителя. И с тем же призывом Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь: “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие”…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *