Великий вторник страстной седмицы в проповедях

Великий Вторник Страстной седмицы

Сегодня Великий вторник страстной седмицы. Вот как его события описаны в Новом Завете. Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании. А во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский. Там он много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его, старались схватить Его и убить. Они понимали, что Он о них говорит. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46). Люди были в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушали Его с услаждением (Мк. 12, 37).

Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Мф.25, 13

Великий вторник Страстной седмицы Великого поста
Притча о 10 девах

Из Евангельских наставлений вторника, Церковь избрала для назидания верующих притчу о десяти девах. Она особенно подходит для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха. В первую очередь целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний. Эти добродетели изображаются под именем елея, приготовленного мудрыми девами.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы в Великий вторник Страстной седмицы

Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!

«Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»

Евангелие от Матфея

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продавцу и купите себе.

Когда же пошли они прикупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. Он же сказал в ответ: истинно говорю вам, не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Мф. 25, 1-13

Бодрствуйте!

Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), – говорил Спаситель Апостолам. Теперь он уже не прекровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их.

Последние наставления Христа апостолам

Но вместе с тем Господь не скрывает и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его – их Божественного Учителя: 

Помните слово, которое Я сказал вам: Если Меня гнали, будут гнать и вас; и если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

И снова, видя их скорбными, Господь утешает их: 

В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, и Сам Я буду с вами до скончания века. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (ср.: Ин. 16, 33; 14, 16; ср.: Мф. 28, 20; Ин. 14, 27).

Господь просит своих учеников, чтобы они пребывали в Нем и исполняли Его заповеди, ибо без Него они не могут творить ничего: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Если пребудете во мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Я иду приготовить место вам. И … прииду опять (Ин. 15, 4, 7; 14, 2, 3).

Христос открывает ученикам будущее людей в окончании мира

Прежде всего, Господь утешает их, открывая, что за скорбями последует радость, что им уготована награда в Будущем Царстве. И поскольку учеников Его интересовал вопрос, каким будет Пришествие Господа на землю, то Спаситель возвещает им ту Божественную истину, что в скончание мира Он придет со славою великою судить живых и мертвых и всех веровавших в Него искренно и с покаянием до конца жизни своей пребывших сподобит Царствия Своего, но неверовавших или отвергшихся, без покаяния до конца жизни пребывших, осудит на муку вечную.

О времени второго пришествия не знает никто

Когда это будет? (Мф. 24, 3) – спрашивали ученики. Но Господь отвечал им, что о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Таким образом, Священное Писание сохраняет в глубокой тайне и не открывает нам определенно времени Второго пришествия для того, чтобы мы всегда соблюдали себя в чистоте и непорочности и готовы были встретить Господа во всякое время.

Поэтому-то Господь и предостерегает учеников: 

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Итак, бодрствуйте (Мф. 24, 42; ср.: Лк. 17, 26 и 27, 30; Мф. 25, 13).

Бодрствуйте, христиане

В наше время более, чем когда-либо, нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих. Душевный сон – это не телесный сон, укрепляющий организм, а напротив, сон нездоровый, болезненная спячка, в которой люди гоняются за суетой и думают, что они живут действительной жизнью, забывая о душе, о Боге и о Будущей Вечной Жизни. Для того, чтобы глубже напечатлеть в нас чувство опасности, необходимости бодрствования и пробудить нашу совесть от духовной дремоты, Господь рассказал притчу о десяти девах, которую мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Великий вторник Страстной седмицы весь пронизан обличением фарисеев и назиданием верующих.

Вся жизнь верующих — это приготовление к встрече со Христом

Великий вторник Страстной седмицы нужно понимать так. Во-первых, эта притча научает нас тому, чтобы, приняв веру, мы сопровождали ее добрыми делами. Ведь только ими и может поддерживаться наша духовная жизнь. Во-вторых, неразумные девы, вышедшие навстречу Жениху, не приготовили для своих светильников елея добрых дел. Мудрые же вместе со светильниками запаслись и добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. В-третьих, так и наша жизнь должна вся быть приготовлением к встрече с Господом, а для этого на всем протяжении ее должны мы непрестанно заботиться о приобретении и сохранении живой веры и горячей любви к Богу, Источнику любви, и к ближним.

Заботы века сего затмевают самую существенную заботу и цель нашей жизни – озарение светом Христовым, ее спасение и уготовление к Вечному Царству. Будем трезвиться, чтобы войти в Небесный чертог с мудрыми девами и сподобиться от Господа вечных благ. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    “Притча о десяти девах”

    Господь наш Иисус Христос в этой притче разделяет верующих на две части: одна часть верующая – вера с делами, ибо светильник – это вера, надежда ожидаемого, а елей – это милость, которая от веры, дела, которые творились от нее, тот самый плод нужнейший для вечной жизни, для вхождения в Небесный чертог на брачный пир Небесного Жениха; а вторая – тоже верующие, но как говорят, вера у них в душе. Вроде бы и светильник есть, а вот елея для заправки светильника отсутствует. Стали гаснуть светильники и нет у них елея, нет дел милости, которые могли поправить их угасающие светильники. Человек любит больше говорить, чем делать, ибо язык не утруждает себя такой “работой” – усталость не чувствует, то ли сердце… всё с болезнью, плачем, трудом и потом – добродетель достигается. Нерадивый любит учить и управлять, верит и знает как надо – богоугодно, но вот делать…, а пусть вон другой сделает это вместо меня. И уверен, что получает он свою награду, ибо от его знания делается другим добродетель. Уверен, что другими руками он собирает себе сокровище нетленное, богатство неоскудевающее, приносит множайший плод, и запасается елеем для светильника своего. Нерадивый – непослушный, ленивый. Не это ли обличает неразумных дев отсуствие елея, что они были ленивы? А лень она любит указывать, командовать. Вот и получается: пришло время войти в чертог и остались с угасающими светильниками. “Дайте нам вашего елея”, – просят неразумные, ибо по заповеди Господа должен делиться “просящему у тебя дай”, наставляет Господь (Мф.5:42), но более эта заповедь не действует, ибо мудрые отказывают и уже они дают указания “идите и купите”. Было время для делания и приобретения, и пришло время, когда твой труд отверзает желанный чертог, твои дела ходатайствуют за тебя. “Вера без дел мертва” (Ик. 2:17) И как учит Господь: “соблюдающий заповеди Мои, тот любит Меня; и где Я там, и слуга Мой будет” (Ин. 14:21; 12:26).

    Дни лукавы, бодрствуй душе, трезвись, как бы тебе одетой не оказаться перед твоим Господом и Спасителем нагой.

    Умудри нас Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *