Радоница – день особого поминовения усопших

Радоница – день особого поминовения усопших

Радоница — день особого поминоваения усопших

14 мая 2024 года, вторник. Этот родительский день особого поминовения усопших называется Радоница. Православная Церковь всегда отмечает его во вторник второй недели по Пасхе.


Радоница (от слова «радость», потому что праздник Пасхи в самом разгаре) — день посещения кладбища. Но традиция весенних поминок существовала в Древней Руси и до принятия христианства. «Навий день» так народ называл этот обычай. На христианских кладбищах «весенние поминки» также отмечали ещё в древности. Об этом свидельствовал в IV веке святитель Иоанн Златоуст.

Радость вместо печали

Радоница — день особого поминовения усопших. Она следует сразу после Светлой Пасхальной седмицы, поэтому нужно не переживать за смерть близких, а, наоборот, радоваться. Ведь они родились заново для другой жизни, жизни вечной. Христос тоже умер, но своим воскресением он победил смерть! Поэтому не место печали о временной разлуке с близкими людьми. Мы все там будем. Митрополит Антоний Сурожский писал:

… с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших.

Что нужно делать в этот день на кладбище

На кладбище христиане приходят с радостной вестью о Христовом Воскресении. «Христос воскресе» — в этот день говорят не только живым, но и усопшим. Мы верим и знаем, что ожидание будущего восстания и обновления обязательно случится. На Радонице в храмах вспоминают о сошедствии Спасителя во ад, поэтому поминать усопших можно начинать прямо с Фомина понедельника.

Придя на могилу возжигают свечу и начинают молиться. Читают акафист об упокоении душ наших дорогих усопших. Обязательно поют пасхальный тропарь:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

И только после прибирают могилу. Ведь, само по себе кладбище — это священное место. Во-первых, здесь покоятся тела умерших, наших близких, до их воскресения. Во-вторых, соответственно, могила — место будущего воскресения умершего. Вот поэтому ее нужно содержать не только в чистоте, но и порядке.

Как нужно вести себя на кладбище

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах — это язычество, которое возродилось в Советском Союзе. В то время государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру — возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва.

Неприемлем с точки зрения Церкви обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего. Это, говоря современным языком – новодел, у предков даже возможностей таких не было.

Например, фотография появилась немногим более ста лет назад. а значит, и традиция эта новая. А вот обычай ставить рюмку водки пришёл к нам с Отечественной войны. На ней, не вернувшемуся из боя товарищу, ставили положенные ему 100 «наркомовских» грамм, накрывая кусочком хлеба. Нужно же было хоть как-то почтить память погибшего – это все чувствовали. А вот как надо – мало кто знал. А кто знал, не говорил. Боялись обвинения в религиозной пропаганде.

На кладбище нельзя поминать усопших распитием алкоголя. Любая пьянка недопустима. На кладбище успокаивается и умнеет душа. Приводятся в порядок разбегающиеся и непослушные мысли. Кладбище — это место, которое более напитано мудростью, нежели читальные залы всех библиотек. До того Дня, когда земля откроет свои уста и гробы отпустят прежде взятую добычу, оно должно стать местом молитвы и духовных размышлений.

Радоница — день особого поминовения усопших в церквях и храмах

Молитва за усопших — это не только самое большое, но и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Во-первых, это долг любви братской. Во-вторых, особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага».
святитель Иоанн Златоуст.

Некоторые особенности богослужения

Во вторник Фоминой седмицы совершается служба с поминовением усопших. Этот день известен под названием Радоница.

Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.

В Триоди нет специального последования этой службы. Радоница совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».

2 комментария

  • Ирина:

    В кондаке об упокоении души поется: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…». Жизнь земная и жизнь вечная. Когда жизнь не кончается? Не тогда ли, когда она в Боге проходит? Удивительно, как то мало задумываешься над смыслом слов. Ну со святыми, ну упокой…, а как упокоить того, кто к Богу всю свою сознательную жизнь не шёл, может даже в Него и не верил и поносил, может быть даже боролся? Как упокоить того, кто «верил в душе», но в Церковную ограду так и не вошел и не покаялся, и не исправился, не изменился? Как упокоить того, чьи дела были злы, впрочем с оправдание, как и у других, жил как все, особо ни чем не выделяясь? Как упокоить душу, которая на протяжении всей своей земной жизни, так и не познала, что есть добро и что есть зло, и не стяжала добродетелей? Господь перед Своим арестом говорит ученикам Своим: «ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Идет диавол, чтобы найти в Господе Иисусе Христе свое, от себя: свои пороки, грехи, мысли, суждения, видения, привычки и страсти, но Господь говорит – Я чист, во Мне нет ничего от мира земного, то, что диавол сеет и над чем он царствует и власть имеет. Но может ли так сказать даже церковный, верующий человек, который старается жить по заповедям Божьим? Любая злая привычка, любой злой помысел, любое злое дело, любая страсть, привязанность к кому и к чему-либо – всё это от диавола и над всем этим он имеет власть. Закончится земная жизнь, продолжится она в вечной, и где обрящу место своё: в Царствии Небесном или в аду? Возлюбивший свет Божий идет к источнику света и старается творить дела присуще свету и мысли светлыми наполняет сердце свое и он сам становится весь светлым, солнечным. Как таковому не войти в Царствие Божие и не упокоится со святыми?.. Диавол ищет в человеке свои семена, Бог принимает Свое семя… и состязается диавол с Богом за душу человека, но спор этот разрешает сам человек, его воля; ибо по своей доброй воле он творил зло или добро, по своей воле он избирал слушаться диавола или Бога.

    Умудри нас Бог.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Радоница. В этот день живые на земле и те, кто её уже покинул вместе радуются светлому Христову Воскресению. Все мы будем там. Каждый человек рожденный в этом мире знает что он умрет. Можно думать об этом, можно задвинуть эти знания, но дело от этого не меняется – смерть неминуемо, не заставит долго ждать себя. Как и Бог неизменен независимо от того верит ли человек в Него или нет, так и смерть придет независимо от того ждет ли он её или нет. Если нет Бога, тогда откуда появилась смерть? Кто положил началу её действию прекращать жизнедеятельность всего живущего? Вряд ли человек способен ответить на эти вопросы вне Бога, как бы гениален он не был. Природа положила? Таковы её законы? Но ты человек, поваричиваешь реки вспять, передвигаешь горы, ты в космос взлетел…, детей из пробирок выращиваешь, опыты с генами различных видов проводишь, создаешь нечто непонятное и к естественной природе ничего не имеющее отношение…, что тебе какая-то смерть!

    Радоница. Там по другую сторону нас ждут те, кто уже не здесь. И не имеет значение как они жили и во что верили. Они уже столкнулись с реальностью, которая здесь кажется выдумкой. Они уже знают правду и каждый уже получил свою участь в зависимости от своей веры и жизни. И они ждут, нас , живых. Ждут не просто, что придут к ним на могилку, уберутся, выпьют на помин их души, вспомнят то, что хотел бы сам усопший забыть, напомнят, то от чего ему может быть стыдно и он горит в аду… Они хотят другой памяти и другого поминовения. Они ждут молитвы о них перед Тем, Кто может изменить их участь, склонив Его на милость. Они ждут, что мы, живые, будем творить милостыню и в память их, не говорить о них худого, исправлять свою жизнь… Они хотят, чтобы мы верили в Триединого Бога, даже тогда, когда все убеждают в обратном. Они ждут встречи с нами не на кладбище, а в Церкви в Его доме. Они ждут подтверждение нашей любви не в словах, а в делах…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *