В четвёртое воскресение Великого Поста Церковь Христова празднует память почитаемого святого. Преподобный Иоанн Лествичник — автор известной во всём христианском мире книги «Лествица». Мнение Церкви об этом сочинении необыкновенно высоко.
«Лествица» по своему духу и высоте слова приближается к Священному Писанию. Эта книга — шедевр святоотеческой мысли и духовного опыта. «Лествица» по праву именуется учебником монашеской жизни. Многие поколения христианских подвижников руководствовались изречениями преп. Иоанна Лествичника в духовной борьбе за спасение своей души. Монашество всегда было и останется «светом для мирян», уделом самых ревностных последователей Христа Спасителя.
Житие преподобного Иоанна Лествичника
Святой Иоанн — это как бы путеводитель на небо. Он пришел как бы с неба, потому что на земле никто не указывает точного места его происхождения. Существует предание, что он родился около 570 года. Иоанн был сыном богатых константинопольских вельмож Ксенофонта и Марии, впоследствии также прославленных в лике преподобных. Он получил прекрасное христианское воспитание.
Пребывание на Синае
Еще в шестнадцать лет святой Иоанн оставил мир и решился «похоронить» себя в безмолвии пустыни. Для этого он избрал пустыню Синайской горы.

Отшельники ее издавна отличались самой суровой жизнью, самым строгим подвижничеством. Путешественники говорят, что они не встречали места более пустынного, чем Синайский полуостров. Даже дикие звери не остаются здесь долго жить. А, зайдя сюда случайно, спешат удалиться в места более оживленные.
Наставник авва Мартирий
Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Именно ему святой Иоанн всецело вверил себя, как дитя вверяется своей матери. После четырех лет пребывания на Синае преподобный Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. Другой великий отшельник Иоанн Савваит, когда авва Матирий привел к нему Лествичника, умыл ему ноги. Причем раньше, чем его духовному отцу. При этом даже поцеловал ему руку. Авва Стратигий сказал присутствующим, что «принял в этом молодом иноке будущего игумена Синайского».
Преподобный Иоанн Лествичник — подвиг смирения и послушания
Девятнадцать лет упражнялся св. Иоанн с удивительным смирением в подвиге послушания. После смерти аввы Мартирия он избрал отшельническую жизнь. Для этого удалился в пустынное место, называемое Фола. Там он провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
Ступени восхождения Иоанна Лествичника
Степени восхождения он полагал в сердце своем в продолжение этой необыкновенной четыредесятницы лет. Они — суть степеней той самой духовной лествицы, которую описал он для нас в творениях своих. Она есть откровение его собственного сокровенного шествия к богоподражательному бесстрастию. Именно его с ясностью и силою опытности изобразил он на предпоследней степени своей Лествицы.

Дух покаяния
Он стяжал глубокий дух покаяния, который заставлял его непрестанно проливать потоки слез. Чтобы его не видели, он уходил в одну удаленную пещеру, находящуюся у подошвы горы Синайской. Это место стали называть позднее слезоточным. В «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния:
«Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». «Те, которые получили дар слез, проводят каждый день своей жизни в духовном празднестве. И их печаль заключает в себе утешение и облегчение так же неизбежно, как воск в соте заключает в себе мед».
Дух воздержания
О воздержании Преподобного можно судить по следующему его признанию, которое он делает в одном месте своей Лествицы.
«Когда я был еще молод, то отправившись в один город или селение, я едва успел сесть за стол, как вдруг напали на меня помыслы объедения и тщеславия. Но опасаясь тех гибельных следствий, какие влечет за собой несчастная страсть объедения, я рассудил лучше быть побежденным тщеславием, зная, что в юных бес объедения весьма часто побеждает беса тщеславия».
Благоразумие во всем
Преподобный действовал во всем осторожно, избегая крайностей, опасных для души. Его жизнеописатель замечает, что «он не иначе отходил ко сну, как после продолжительной молитвы. При этом однако же и не изнурял себя неумеренными бодрствованиями».
Точно так же благоразумно поступал он и в отношении к пище. Принимал без различия все, что только могли позволить ему его монашеские обеты. Но всегда в самом малом количестве и только для поддержания тела.
Такое расположение души изгнало из ума его всякую другую заботу. А также и всякое другое занятие, кроме дел угождения Богу. И велика была сила его всегда горячей, святой молитвы.
Преподобный молитвой спасает ученика
Однажды святой Иоанн приказал Моисею, своему ученику, сходить достать в известном месте хорошей земли. Набрав, перенести в свой маленький сад для того, чтобы лучше росли травы. Моисей отправился и исполнил приказание. Но, утомившись от чрезмерного жара августовского полуденного солнца, решился немного отдохнуть. Он прилёг в углублении большого утеса, тень которого могла освежить его, и заснул здесь. В это самое время святой, занятый в своей келье, по обыкновению, богомыслием, склонился к легкой дремоте.
Ему представилось, будто он видит человека почтенного вида. Он будил его и упрекал в том, что он предается покою. А в это время ученик его Моисей подвергается опасности потерять жизнь. Преподобный тотчас же пробудился и начал молиться за своего ученика. Когда Моисей возвратился, Иоанн спросил его, не случилось ли с ним чего-нибудь. «Я подвергся опасности, — отвечал Моисей, — быть раздавленным утесом, под которым спал крепким сном. К счастью, мне представилось, что ты зовешь меня. И я тотчас же бросился с этого места в смущении и страхе. И едва отошел от него, как на моих глазах утес оторвался. При этом он упал на оставленное мной место».
Слава его распространилась и за пределы пустыни Синайской, привлекая к нему мирских людей всех состояний.
Добрые дела и исполнение Божьих заповедей — рецепт спасения от Иоанна
Однажды пришли к нему миряне, мало заботившиеся о своем спасении. Они спросили: «Каким образом можно проводить жизнь подвижническую. Ведь мы люди женатые и отягощенные общественными обязанностями. Эти правила опутывают нас подобно сетям?».
«Делайте добрые дела, какие можете, не отзывайтесь ни о ком в оскорбительных выражениях, не крадите, не обольщайте никого ложью, ни против кого не восставайте с дерзостью, не питайте ни к кому ненависти, не пропускайте церковных Богослужений, имейте любовь и сострадание к бедным, не подавайте никому повода к соблазну, храните супружескую верность. Если будете поступать таким образом, то не будете далеки от царствия небесного», — отвечал им святой Иоанн. Он предписывал правила спасения всякому, исходя из его положения, не требуя ни от кого подвигов выше сил и возможности.
Но когда некоторые стали обвинять его, в многословии, то преподобный Иоанн наложил на себя обет молчания. Он так решил, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение. Они сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Преподобный Иоанн Лествичник — игумен монастыря Неопалимой Купины
После сорокалетних подвигов в пустыне Иоанн был избран игуменом монастыря св. вмч. Екатерины. Точнее, игуменом монастыря Неопалимой Купины. Был он тогда в достаточно преклонном возрасте, около 75 лет. И только из-за сильного давления братьев преподобный Иоанн Лествичник согласился взойти на игуменский трон. По всеобщему признанию на Синае появился «второй», или «новый», Моисей. Причем Иоанн достиг «горнего Иерусалима», в то время как Моисей лишился «дольнего». Известно, что пророк Моисей так и не достиг «земли обетованной». Он лицезрел ее только издали с горы Неро, где и почил).

В день его возведения во игумена явился некий муж «короткоостриженный», обернутый жесткой тканью. В это время в монастыре гостило шестьсот паломников. Незнакомец постоянно руководил служителями в их деле. Когда гостей ушли, служители тщетно искали незнакомого мужа. Тогда Иоанн открыл, кем он был: «Оставьте его; ничего чуждого господин Моисей не сделал, послужив в своем собственном месте». Значит, это был Моисей.
Лествица — самый значимый труд Преподбного
Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Во время игуменства святой Иоанн составил свою знаменитую «Лествицу». Он считал её «книгой, именуемой Скрижалями духовными». А ещё книгой «в назидание новых Израильтян. То есть людей новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского». Закончив свой труд, преподобный Иоанн Лествичник отошел ко Господу в возрасте около 80 лет. Он выполнил главное предназначение всей своей жизни.
Лествица восхождения
Образ лествицы (как раньше называли на Руси лестницу) заимствован из Ветхого Завета. В нем описано видение праотца Иакова — лестница, по которой ангелы восходят на небо.

Преподобный объяснял название своей книги следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения«. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.
Лествица — это духовный путь восхождения
Духовный путь христианина представлен здесь как постепенное восхождение по ступеням христианской жизни. Аскетический подвиг отречения от мира, борьбы со страстями и очищения сердца венчает любовь как царица христианских добродетелей. Последнее, тридцатое, слово Лествицы преподобный Иоанн посвятил христианской любви.
Лествица — пособие для монахов и мирян
Святые Феодор Студит и Иосиф Волоцкий называли «Лествицу» лучшей книгой для монахов. Но время показало, что и миряне, думающие о вечной жизни, непременно почерпнут в этой книге немало откровений и полезных советов.

Конечно, не все могут быть «Лествичниками». Но бороться с грехом, чаще заглядывать во «внутренняя» своего духовного мира. А также и работать над исправлением уродливых изгибов его. Это обязанность и долг каждого христианина, желающего быть не только по имени таковым.
«Лествица» преподобного Иоанна стала любимейшим чтением на монастырских трапезах. Уже в древние времена «Лествица» была широко переведена на все древние языки христианства. А именно: латинский, сирийский, армянский, грузинский, арабский, эфиопский и многократно на славянский.
Психологически гениальные наблюдения преподобного Иоанна вошли в мировую культурную сокровищницу и интересны всем духовно развитым людям.
Лествица — настольная книга Гоголя и Достоевского
«Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н. В. Гоголя. С ней он, по свидетельству современников, «не расставался». Замечательно, что хрестоматийный герой гоголевской «Шинели» оказался обязан одному из персонажей «Лествицы» — святому Акакию Савваиту. Этот современник Иоанна Лествичника явился прототипом не только именем, но даже и особенностями характера . (Греческое имя Акакий значит «кроткий», «незлобивый»).
Известно, что Ф.М. Достоевский при работе над «Бесами» и «Братьями Карамазовыми» среди настольных книг имел творения преподобного Иоанна Лествичника. А «Лествицу», которою зачитывался, считал наиболее совершенной энциклопедией души человека.
Иоанн Лествичник был широко почитаем русским православным людом. Свидетельством тому служит посвященный ему столпообразный храм в Московском Кремле, известный как колокольня Ивана Великого.
Мощи Преподобного Иоанна Лествичника
Частицы мощей Иоанна Лествичника хранятся в греческих монастырях. Во-первых, в обители, названной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Коница). И во-вторых, в монастыре Кехровуниу (остров Тинос). В-третьих, в монастыре Богородицы (остров Самос). А также в монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Глава находится в монастыре в честь Преображения Господня (Метеоры).
1 комментарий
Благодарю за статью.
«Верный в малом, и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10)
Любая добродетель начинается с малого, как и любое вредительство. От малого растет большое, как и от малого – истребляется большее. Китайская пословица учит: «Будешь носить понемногу – и гору перенесешь, будешь носить помногу – самого придется нести». Делая что-то помалу, приобретаешь навык к деланию, а когда берешь сразу много, надорваться можно и охладеть к деланию. Хоть добродетель, хоть грех – всё начинается с малого, постепенно приучая себя будь то хорошему или плохому. Лжешь в малом, оправдывая себя, заглушая совесть – будь уверен, что солжешь и в бОльшем и во многом. Непослушный в малом, не будет послушным и в остальном. Самоуверенный человек в мелочах – не проявит осторожность и в больших делах. Начни работать над собой в мелочах, немногом. Будь внимателен к себе именно в мелочи и ты не сотворишь худого в большем. Говоря о привычке в добродетели, человек также привыкает и ко греху. С малого начинает лгать и когда научится и приучится, тогда и в большем легче солжет, как говорится «солжет и глазом не моргнет», уже нагло, дерзко. А если сразу возьмется за многое, то так и отвратится от греха, как говорится, пресытится этой мерзостью и есть уже более не станет. Если бы начинающий алкоголик или наркоман после первого приема дозы, решил сразу выпить много или уколоться большим, то последствия пережитого навсегда отвратили бы от зарождающейся пагубной привычки. Также и в добродетели, хочешь остыть быстро к духовной жизни, возьмись сразу за большие дела, бери на свои плечи неимоверный груз и скоро тебе все это надоест, изнеможешь, ослабеешь и охладеешь. Как и к вредительству, пакостничать человек приучается с детства, с малого, и под час под образом шутки, так и повзрослев сотворит пакость куда более в крупном масштабе, также шутя.
Грех не всегда совершается под водительством вредного помысла, то бишь беса, но чаще грех совершается под водительством злых людей или детей, подпадая под их дурное, вредное влияние. Зло не растет само по себе для этого нужна удобренная почва, расположение сердце и воли человека к исполнению вредного, пакостного помысла. Воспитание в добродетели или грехе начинается в семье. Подчас родители невнимательно смотрят на круг общения с детьми, больше уделяют вниманию материальному положению семьи с которым их любимое чадо имеет контакт, считая, что там, где нищета, там пристанище пороков. Хотя по моим наблюдениям и жизненного опыта, как раз, там где деньги и вседозволенность, там пороки и разврат, дети редко сияют добродетелями. Псалмопевец пророк Давид Духом Святым обличает: «и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26); в послании апостол Павел наставляет: «не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33), а добрая русская пословица учит: «с кем поведешься от того и наберешься». Да не всегда это так, ибо есть еще совесть, воля человека и в чем научен и наставлен человек, ибо и ученик из двенадцати апостолов Господа Иисуса Христа, Иуда Искариотский, был с Праведником, Святым, Богочеловеком и никакой пользы ему это не принесло.
«Лествица» – это книга делания. Читая её нужно переносить этот полученный теоретический опыт в свою жизнь, начиная с малого. Большое дерево хоть и срубается под корень, но для пользы употребления нужд, отсекается всё не нужное, и удобно выкарёчивается и корень из земли. Срубить под корень – есть решимость избавиться от пагубной страсти, греха, а потому рубиться, ибо пока дерево (страсть) остается в земле, как можно избавиться от него? Отсечь ветви – значит отсечь желания, всё то, что питает страсть. И только истребив большое, приступаешь к корню, чтобы он оставаясь в сердце не дал новые побеги и не выросло чего хуже и похлеще первого.
Умудри нас Бог.