Преподобный Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский

Дни памяти: 17(30) апреля, 30 августа (12 сентября)

Преподобный Александр Свирский

Судьба этого человека удивительна. Основатель Свято-Троицкого монастыря – игумен преподобный Александр Свирский – еще при жизни почитался великим чудотворцем. Дважды за всю историю человечества открывалась Святая Троица людскому взору. Первый раз — ветхозаветному праведнику Аврааму у Мамврийского дуба. Второй раз — на русской земле преподобному Александру Свирскому.

На пути к монашеству

Преподобный Александр Свирский родился 28 июня 1448 года, в селе Мандере Олонецкой губернии. Родители преподобного, Стефан и Васса, были глубоко верующими людьми. Долгое время они не имели детей и лишь когда достигли зрелого возраста, Бог, в ответ на сердечные молитвы, даровал им долгожданное дитя. Сына назвали Амосом, в честь ветхозаветного библейского пророка.

Учеба

Родители питали к Амосу самые нежные чувства, однако не забывали и об ответственности перед Богом за его воспитание. Когда ребенок подрос, его определили для обучения грамоте к опытному наставнику. Поначалу учёба не давалась ему. И Амос много молился о ниспослании помощи. Бог услышал его, просветил его разум. Со временем, благодаря благодатной поддержке и, конечно же, личному усердию, Амос стал значительно превосходить своих ровесников знаниями и благочестием.

Аскет с детства

От мирской суеты он отгораживался аскетическим деланием и молитвой. С юности изнурял свою плоть воздержанием, постами, бдением. Васса, с любовью и материнским переживанием, просила сына не подвергать себя столь тяжелым упражнениям. Он же её успокаивал, отвечая, что воздержание приятно ему.

По достижении Амосом брачного возраста родители хотели было устроить его личную жизнь: они желали, чтобы их сын создал семью. Но Амос всячески уклонялся. Сердце влекло его на монашеский путь.

Тайный уход из родительского дома на Валаам

Однажды Промысл Божий свёл его с Валаамскими иноками, прибывшими в его селение по нуждам монастыря. Они рассказали ему о Валаамской обители, говорили и об иночестве вообще. От этих тёплых рассказов его сердце воспламенилось и он стал упрашивать иноков взять его с собой. Но те отвечали, что не вправе без благословения настоятеля брать с собой детей без родительского изволения. Между тем один старец посоветовал Амосу не тянуть с исполнением желания, пока диавол не наполнил его сердце плевелами.

Когда Амос окончательно решился отправиться на Валаам, он помолился перед дорогой и тайно покинул родительский дом. Во время ночлега, на берегу красивого озера, находясь в полусне, он вдруг услышал таинственный голос. Взывавший к нему благословил его путь и возвестил, что однажды здесь будет воздвигнута обитель. Согласно преданию, Господь также послал ему ангела в образе путника, который довёл его до монастырских ворот.

Монашеский подвиг

По времени прохождения искуса, Амос, в возрасте двадцати шести лет, принял монашеский постриг и получил новое имя – Александр. Какое-то время спустя, после ухода Амоса из дома, отец, получил о нём весть и отыскал его в монастыре. Увидев в сыне изможденного подвигами, но возмужавшего и окрепшего духом подвижника, он излился слезами, но тот нашёл слова утешения и ободрил его.

Отшельничество на Рощинском озере

Проведя в обители 13 лет, Александр стал искать для себя уединенного, отшельнического жительства. Старец же, полагая, что ещё не пришло время, до поры удерживал его. Но вскоре, при вмешательстве Божьем, Александр получил желанное благословение и удалился в смирении на Рощинское озеро. Шёл 1486 год.

На расстоянии семи верст от Свири, в непроходимом лесу, он заложил и построил себе скромную келью. Здесь, на безлюдье, в полном безмолвии, жил он суровой аскетической жизнью. Помимо физических трудностей, много хлопот доставляли ему падшие духи, досаждавшие искушениями и страхованиями, желая скорее изгнать святого угодника прочь.

Встреча с боярином Завалишиным

Как-то раз, занимаясь охотой, к жилищу преподобного вышел боярин Завалишин, совершенно не ожидавший встретить в этом глухом уголке леса монаха-отшельника. Испугавшись, он было подумал, что перед ним – привидение, а потом, успокоившись, вступил с преподобным в беседу и упросил рассказать его о своей жизни.

Александр Свирский, взяв с боярина обещание никому не сказывать о нём, выполнил просьбу. При этом святой поведал, что за семь лет пребывания здесь он не видел людей и ни разу не ел даже хлеба, но только траву, а случалось – и землю. Ещё он рассказал, как, когда от такой пищи у него заболел желудок и ему стало невмоготу, ему явился некто светлый и исцелил от болезни, добавив: «не согрешай, работай Господу!».

С тех пор изумленный боярин стал доставлять подвижнику потребное для его существования.

Основание монастыря. Игуменство

Со временем к святому стали подтягиваться люди, искавшие безмолвия, но главное – спасения души. Постепенно людей становилось всё больше. Братия вместе трудились, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда. Поначалу отшельники жили раздельно, но впоследствии, по внушению свыше, определились строить монастырь.

Явление Пресвятой Троицы

Преподобный Александр Свирский явление Пресвятой Троицы

Однажды святой удостоился явления Пресвятой Троицы, в чём-то подобного тому явлению, которого сподобился Авраам. Тогда же он услышал владычное повеление о воздвижении храма Святой Троицы. Потом представший пред ним ангел небесный указал место, где следует построить этот храм.

Принятие священного сана

Приблизительно в 1508 году преподобный Александр Свирский принял священство и должность игумена. Поначалу, несмотря на уговоры со стороны братии, он, по смирению, уклонялся. Но затем в дело вмешался Новгородский епископ Серапион. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Рассказывают, что незнакомые лично с отцом Александром при встрече не могли даже предположить, что перед ними – известный игумен.

Предание о встрече с рыбаком

Существует предание, что однажды святого встретил рыбак, направлявшийся в обитель к игумену. Рыбак не знал отца Александра в лицо и преподобный стал говорить о себе, что игумен – блудник и пьяница, на что рыбак ему возразил. Тогда же он рассказал преподобному и о цели визита. Оказалось, что однажды, поймав большого осетра, он продал его без согласования с судьёй и с тех пор терпит от него притеснения. Святой посоветовал рыбаку забросить сеть, поймать такого же осетра и отнести судье. Рыбак ответил, что и рад бы, да это невозможно, но всё же закинул свой невод и, к немалому удивлению, вытащил осетра…

Преподобный Александр Свирский обустраивает обитель

Вслед за деревянною церковью братия построили мельницу, воздвигли каменный храм, на том самом месте, на которое указал Божий ангел (каменщиков для строительства прислал великий князь; он же пожертвовал на строительство внушительную сумму).

Постепенно обитель приобретала всё большую и большую известность. Количество приходящих росло. Одно время братия роптали на своего игумена, мол, зачем он так сильно расширяет обитель. Между тем многие нуждались в утешении, советах и благословении. И преподобный старался никого не оставлять без надлежащего внимания.

Многие жертвовали на нужды монастыря, каждый из них вносил свою лепту. Однако не всякое пожертвование было угодно игумену. Однажды он отверг подношение некоего поселянина Григория, сказав ему, что рука его смердит, ведь он бил свою мать. Обескураженный таким вразумлением, Григорий спросил, что ему делать и получил наставление.

Последние годы жизни

В последний период земной жизни святого Александра Свирского был воздвигнут ещё один каменный храм, во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого преподобный был утешен видением Божьей Матери с Младенцем в окружении ангельских воинств. Пав перед Нею как раб пред Небесной Царицей, он услышал обетование, что над этой обителью не оскудеет Её благотворный покров, и что обитель будет приумножаться спасающимися. Свидетелем чуда был и его ученик, Афанасий, лежавший при этом как мертвый.

Милостью Божьей преподобный дожил до глубокой старости. Незадолго до смерти он выбрал в кандидаты на игуменство четырех благочестивых монахов, с тем, чтобы святитель Макарий назначил из них наиболее достойного. В завещании братиям он указал, что казны не осталось, всё пошло на строительство храмов и содержание монастыря. Вместе с тем он молился о них Богородице и Богу.

30 августа 1533 года святой оставил земную храмину и отошел ко Господу. Его тело было погребено возле обители.

Нетленные мощи преподобного ныне хранятся в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре.

Видео: тайнозритель Алексанр Свирский

2 комментария

  • Elena:

    Удивительный святой, прп. Александр Свирский. Всего два человека на земле видели Бога в образе Пресвятой Троицы: Авраам и прп. Александр Свирский. Наш, родной. Его мощи нетленны, а когда к ним прикасаешься, то чувствуешь тепло. А как он заботится о тех, кто к нему приезжает на поклонение.

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Когда читаешь житие святого, то невольно человек удивляется такой подвижнической жизни. Кто-то восхитится, кто-то усомнится, кто-то улыбнется, кто-то скептически ухмыльнется. Как бы не отнеся человек к читаемому, одно будет однозначно: для одних – это не для меня, для других – не верю!

    Для большей части людей вера – это внешнее делание, как посты, молитва, спание на голой земле, изнурение плоти, бодрствование, вкушание скудной пищи и пития и при том в малом количестве и редко, воздержание во всем, нестяжательности. И читая о этих подвигов, многие решают, что вот она святость. Буду я так жить и так подражать и достигну таких духовных высот и дарований. Но за внешним деланием читатель не видит внутренней работы подвижника. Внешнее делание мало полезно, если внутри человек всё тот же. Для того и изнурение плоти и воздержание, и пост, и молитва – всё для того, чтобы приобрести главный дар – любовь. Без любви, без милости и жертва (внешнее подвижничество) бесполезна. Без добродетелей нет любви. Без веры нет добродетелей. Вера – есть фундамент на котором воздвигается дом души, храм для Живого Бога. Стены здания – добродетели, а крыша – есть любовь.

    Ради чего терпеть столько лишений и искушений, если нет веры? Для чего тратить столько времени и посвещать свою жизнь такой жизни, если нет веры? Но и вера бывает разная. У одних искренняя и чистая, как услышал, поверил всем сердцем просто и без рассуждения, так и стал жить, как учит Господь. А у других лукавая вера, корыстная. Да, услышал, поверил, но жить стал по своему, по своей хочучке, в угоду своему самолюбию и своеволию. Все вкривь да вкось толкуя, под себя подстраивая. За внешнее делание держится и им гордится, а о внутреннем не радит. Да, по прежнему живет ветхий человек в таком подвижнике.

    Так зачем подвижнечество? Без аскетики не возможно стяжать не одной добродетели. Для того и воздержание, чтобы взять в узду плотские желания. Для того и бодрствование, чтобы быть на страже помыслов. Для того и молитва, чтобы умягчилось сердце в покаянии. Святыми не рождаются, святыми становятся. И становятся не из-за подвижнического образа жизни, как многие думают, а становятся святыми из-за образа мыслей, познания своей греховной природы. Все святые смиренные. Но откуда смирение, не уж то из-за аскетики, от изнурения плоти? Нет, смирение приходит от знания и видения самого себя: что человек далеко не нечто высокое, великое и значимое, но он ничто и никто, всего лишь кусок глины наполненный амбициями, честолюбием и сластолюбием. Каждому человеку необходимо это познать и принять.

    Не живя по заповеди Господних, человек не может измениться, не может приобрести ни одной добродетели, как бы не хотел и не старался. Сам Господь наш Иисус Христос является примером для верующего. Он говорил, учил и Сам же исполнял сказанное Им. Бог – есть Свет. И человек уверовавший в Свет, идет к Свету, как бы не были дела его злы и темными. Вера его смиряет, она приводит душу к покаянию, сокрушает сердце. Как бы не было тяжело и гадко от самого себя, всё равно человек идет навстречу к Тому в Кого уверовал, не убегая от Него, не скрываясь, не прячась… И для этого нужна решительность и смелость. Нужна мужественность, чтобы не свернуть, даже когда спотыкаешься и снова падаешь в грязь. Но вера поднимает и дает силы идти дальше, вперед навстречу к Нему, идти навстречу к Свету. И Свет обнимает идущего, освящает Его, согревает, успокаивает, так что человек становится сам светлым, чистым и светящимся.

    “Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света” (Ин. 12:36).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *