Служба в субботу пятой недели Великого поста называется «Похвала Пресвятой Богородице». Этот праздник настолько добрый, теплый, радостный, что может считаться первой ласточкой о скорой Пасхе. Похвала Богородице — это воспоминание троекратного избавления византийского Константинополя от нападения врагов благодаря Ее заступничества. Во-первых, от аваров в 626 году. Во-вторых, от персов в 677 г. И, наконец, в-третьих, от арабов в 717 году.
Заступничество Пресвятой Богородицы
Причиной установления праздника послужила атака вражеского флота на Константинополь . Но когда точно это случилось, сказать трудно. Историки расходятся в числах, называя разные даты периода с VI по IX век. Оборонительные возможности православных греков на то время были удручающими.
Чудесное спасение Константинополя с помощью Ризы Богоматери
В конце июля 626 года, когда правил император Ираклий, персы и скифы перешли к решительной осаде города. Испуганные горожане собрались на ночную службу во Влахернскую церковь Пресвятой Богородицы. Там хранилась Ее святая икона, которую по преданию написал апостол евангелист Лука.
Чувствуя слабость своих сил, жители стольного града обратились с молитвой к Богу. А также усердно молились Заступнице за всех христиан — Божией Матери. Кроме того, народ и духовенство совершили крестный ход вокруг города. В тот момент когда шествие подошло к морю, патриарх Сергий погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, до того спокойное, вдруг сильно разбушевалось. Налетела страшная буря и разметала вражеские корабли.
Следует признать, что в акафисте Похвала Богородице нет сведений не только о хронологии праздника, но и его смысле. В тексте нигде не встречается даже намёк на избавление Византии от врагов. С другой стороны, если внимательно вчитываться в акафист, можно обратить внимание на двойственность сюжетной линии. Протоиерей Максим Козлов пишет:
«Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части:
во-первых, повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (икосы 1–12);
во-вторых, догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (икосы 13–24)».
Всю ночь благодарный народ, который пришел во Влахернский храм, возгласил Защитнице города песнь. Победое, всенощное, неседальное пение торжественно объявляло:
«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице».
Русская история также хранит немало случаев, когда Богородица являла свою помощь православным воинам. К примеру, святой князь Александр Невский разбил тевтонских рыцарей на льду Чудского озера именно в день Похвалы Богородицы. Но ведь 5 апреля 1242 года пришлось на 5-ю субботу Великого поста.
Заступничество Божьей Матери на Руси
В этот день во всех православных храмах на Руси читали Акафист. Например, летописи рассказывают о помощи икон Пресвятой Богородицы во времена польско-литовской интервенции. Но ещё раньше образ Небесной Заступницы использовался во времена монголо-татарского ига. Прежде всего, особенно прославились Казанская и Владимирская иконы Божьей Матери.
Акафист Похвала Богородице
Праздничное богослужение Похвала Богородице не похоже на другие службы года. Ведь согласно церковного устава в разное время по различным поводам в церквях читаются акафисты. Но только один раз в году во всех православных храмах звучит чин акафиста Похвала Пресвятой Богородице.
Прежде всего, Великий акафист состоит из 12 частей, каждая из которых включает кондак и икос. Кондак — это короткая молитва, которая оканчиваются псаломским «Аллилуйя». Икос — радостное прославление Богородицы, которое оканчивается приветствием архангела «Радуйся Невесто Неневестная».
Главное, что нужно знать — чтение Великого акафиста Похвала Богородице совершается на Всенощном бдении вечера пятницы 5 неделе Великого Поста. Акафист читается в 4 приема, по 3 икоса и 3 кондака в каждом.
Первый раз после Шестопсалмие в начале Утрени. После пения 1-го кондака «Взбранной Воеводе…» читается 1-я часть Акафиста – с 1-го икоса по 4-й кондак. Затем снова поется: «Взбранной Воеводе…».
Второй раз во время Полиелея. Третий раз во время пения канонов после 3-й песни. Четвертый раз — после 6 песни канона.
По установившейся традиции, Акафист читает иерей на середине храма перед иконой Пресвятой Богородицы. Если служит собор священников, 1-ю и 4-ю части Акафиста обычно читает предстоятель. А вот 2-ю и 3-ю — другие священники по старшинству.
1 комментарий
Благодарю за статью.
Все в земной жизни единожды и дважды это не повторяется. Один раз родилась такая Дева, богоизбранная Отроковица. Один раз пришел к Ней Архангел и принес Ей радостную весть – Она избрана Богом стать Богоматерью…
Библия и Евангелие отражение судеб человека, жил Каин, жил и Авель, жил царь Манассия, жил пророк Илия, жили апостолы, жила и Пречистая Дева Мария, но каждый человек – это неповторимая личность и в зависимости от своего выбора добра или зла шел по тому пути, который избрал. Единственное, что остается неизменным – это грех и добродетель. Выбирает человек грех и оно разрушает не только жизнь самого человека, но и всего народа, целого государства. Избирает добродетель и преображается жизнь самого человека и заканчивается целым государством. Развращение одного влечет развращением многих и благочестие одного сподвигает стать благочестивым многих, но не во всех есть вера!
Благочестие Девы принесло в мир Спасителя, от Нее родился Христос. Не бывает добродетель бесплодна, как не бывает и грех без плодов, ибо кто, что посеял в своем сердце и в своей жизни, то и рождает и щедро делится с другим. Во всем есть высота и во всем есть глубина, как пишет об этом апостол Павел (Еф. 3:18), и то надо познавать. Когда человек живет с размышлением, обдуманно, не любопытничая, а проявляя любознательность, не ища пищу для своего мудрования, а направляет силы найти истину, открыть правду, тогда человек восходит своим умом из дола на высоту, он поднимается. И поднимаясь человек постигает глубину того, что обретает, чем его сердце обогащается. Дева Мария весь ум вперила в Бога, живя в страхе и трепете перед Ним, и не было в Ней другого желания, как исполнить волю Бога Своего – и вот она вера! Вера способствовала к принятию безмужного семя по слову Архангела, не усомнилась, не поколебалась, не устрашилась, не испугалась, а кротко сказала: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Жизнь человека таинственна и так будет до времени, пока воля человека не сделает бОльший выбор в сторону зла или добра, и тогда тайное станет явным. Не может укрыться город стоящий на верху горы, как не может скрыться зловонное болото. И если первый дарит свет, то второй несет мерзость. Жизнь Богородицы прикрыта, она остается тайной даже до сегодняшнего дня, но Её вера и смирение, которое Она проявила, когда Архангел Гавриил принес Ей благую весть от Бога, многое может рассказать о Ней, и Её пророческие слова: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48) – сбываются до сего дня.