Обретение мощей Сергия Радонежского память 18 июля (новый стиль)

Обретение мощей Сергия Радонежского

Обретение мощей Сергия Радонежского 18 июля

18 (5 по старому стилю) июля православная церковь отмечает память —обретение мощей Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский – святой подвижник на Руси, преобразователь монашества в центральной и северной Руси. Игумен, один из самых почитаемых святых на Руси, жил в XIV в.

Он ушел жить в леса недалеко от Радонежа. Там он вскоре построил маленькую деревянную церковь в честь Святой Троицы. Но именно она положила начало величайшей православной обители на Руси.

Уже в глубокой старости, за полгода до смерти Сергий Радонежский не только позвал к себе братию, но и благословил на игуменство своего ученика, преподобного Никона.

25 сентября 1392 г. Сергий Радонежский скончался.

Обретение мощей Сергия Радонежского

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея.

Преподобный Сергий во сне предупредил о грядущих испытаний

Обретение мощей Сергия Радонежского
Преподобный Сергий, игумен Радонежский. Покров (пелена), 1420-е гг

Они опустошили и сожгли Троицкую обитель, но иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах. При этом они сохранили иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях. Кроме того, он предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно. Поскольку святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Преподобный Сергий просит извлечь свои мощи из земли

Прошло 30 лет после смерти Сергия Радонежского. Началось строительство нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре. Его заложили на месте старой деревянной церкви, освященной 25 сентября 1412 г.. Но перед этим преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители. Он велел известить игумена Никона и братию:

“Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?”

Обретение мощей прп. Сергия, игумена Радонежского

И вот при строительстве собора, 18 июля (5 июля по старому стилю) 1422 г., стали копать рвы для фундамента. Тогда и были найдены нетленные мощи преподобного. Прежде всего, все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы. Это всех удивило, так как вокруг гроба, действительно, стояла вода. В присутствии богомольцев и духовенства святые мощи достали из земли. Их временно “поставили” в деревянной Троицкой церкви. Позднее на том месте построили церковь Сошествия Святого Духа).

При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора мощи Сергия Радонежского были перенесены в него.

18 июля, день обретения мощей святого Сергия, игумена Русской земли. Это самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители. Церковь отмечает память Сергия Радонежского также в день его кончины 8 октября (25 сентября по старому стилю).

В 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

Отношение к мощам Сергия Радонежского при советской власти

После Октябрьской революции по всей стране была предпринята кампания по вскрытию святых мощей. Мощи не только вскрывались и “инвентаризировались”, но часто изымались музеями, где хранились в запасниках или выставлялись на обозрение.

Мощи преподобного Сергия, привлекавшие к себе нескончаемый поток паломников, были вскрыты 11 апреля 1919 г. Но при этом присутствовала специальная комиссия. В нее пригласили не только безбожников, но и представителей церкви. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Предание о сохранении Честной главы прп. Сергия

Существует предание о сохранении Честной Главы Преподобного Сергия. Оно гласит. Святитель Тихон, патриарх Московский, боялся потерять навсегда драгоценную святыню. Он благословил священника Павла Флоренского и графа Юрия Олсуфьева спрятать честную главу Преподобного. Отец Павел и граф Олсуфьев ночью вошли в Троицкий собор. Там они, во-первых, вскрыв раку, изъяли главу Преподобного. А во-вторых, на ее место возложили главу погребенного в подклети Троицкого собора князя Трубецкого. Все происходящее держалось в строжайшей тайне. Но по отдельным воспоминаниям можно восстановить дальнейшие события. С одной стороны, святая глава хранилась некоторое время в специальном ковчеге в доме Олсуфьевых в Сергиевом посаде. Но с другой, в 1928 г. её зарыли в саду при его доме.

В 1933 г. после ареста отца Павла Флоренского граф Олсуфьев бежал в Нижний Новгород. Там он поведал эту историю Павлу Голубцову (будущему владыке Сергии — епископу Новгородскому и Старорусскому). Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой. В том месте ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны.

Вернувшись с фронта, Голубцов передал ковчег Екатерине Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева). Вот она и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 г. вновь открыли Троице-Сергиеву лавру. При этом честные останки преподобного Сергия были возвращены монастырю. Так состоялось второе обретение мощей Сергия Радонежского. Прежде всего, Екатерина Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить ее на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.

Видео: обретение мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Говорят, – «Москва – еще не вся Россия!», но Россия есть отображения Москвы. Почему? По Москве можно сложить мнение о России как таковой, по ней можно составить портрет русского человека с его непонятной и загадочной душой.

    Все пережил этот город, и был ничто – одним из бескрайних полей, пустошей, которые были в великом множестве в Древней Руси. И стала мелкой деревней, каковы были в бесчисленном счете на Руси, стала городом, княжеством, центром всей Россией. Сама Русь стала формироваться как государство именно с Московского княжества, которая объединила, примирила других, присоединила к себе. Из ничто в большое и великое. Просматривая историю Руси и анализируя все её перипетии пути становления как государства невозможно увидеть над этим княжеством, над этим местом, над этим городом промысл Божий, свой особенный, только ей предназначенный. Какой город поджигался своими же горожанами, чтобы врагу в лице Наполеона ничего не досталось? Какая столица быв покоренной врагом в лице уже Гитлера, не покорилась, хотя и отдала себя как трофей «победителю»? «Москва – еще не вся Россия!» В этих словах душа России, этим она живет. Не потому ли наши отцы хоть и скрепя сердца отдавали на растерзание сам город, его стены и все, что там находится, но не сдавались, именно потому что отдав город, ты еще не отдал свою землю врагу? Как легко покорить Европу, захвати столицу, победи её и все государство будет в твоей власти, все покорится победителю. Но с Москвой не так. Проигрываешь? Отдай город как трофей, но не отдавай свою волю покорителю, это всего лишь стены, хоть и дороги сердцу.  Наши праотцы грешили немало, временами отступали от Бога и сильно, благочестие было лишь на устах, но не в делах, не в сердце. И все же наши отцы, когда приходилось выбирать между Богом и своей свободы в Нем и чуждым Богом и порабощении чужой воли, выбирали первое, а не второе. Сражаться до смерти, стоять на смерть, лучше смерть, чем жизнь под захватчиком, чем кланяться чужому Богу – умри, но останься верным! Богатые, бедные – все как одно. Наш народ хоть и воюет между собой, препирается, толкается и бранится, но в беде действует как единое, одно целое. Он объединяется. Европе Россию умом не понять, как не понять и эту глубину слов – «Москва – еще не вся Россия!», ибо в их менталитете крепко заложено, столица – это сердце государства. Захвати сердце и все тело будет в твоей власти со всеми членами, со всем его богатством.

    Москва не была бы той Москвой, которая она есть сейчас, если бы наши праотцы не поступали так, как поступали, если бы не управляли цари и власти так, как управляли. Никто да не судит прошлое, ибо то, что имеем не само образовалось, но через деятельность человека. Для того, Господь Бог, власть установил, чтобы через них совершать волю Свою. Но глядя на современную Москву, на современную Россию, невольно спросишь: «А сейчас, горожане, смогут ли поступить перед угрозой так, как праотцы? Смогут ли своей рукой поджечь свое имущество, чтобы захватчику достался лишь пепел?» или у современного человека рука не поднимется и выберет «лучше новый господин, но зато всё моё цело и со мной остается»? Трудно сказать… Настанут времена испытаний для Москвы и всей России, там и узнаем – кто, что по чем. Смотря на величие города, создается чувство, что так может будет и не всегда, но точно долгое время! Всё – так выглядит прочно и надежно. И вспоминаются слова Господа: «видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что камне на камне ничего не останется» (Мк. 13:2). Как все человеческое зыбко. Без Бога ни один человек не устоит, не говоря уже о городе и о целом государстве. Бог – ограда для человека и жилища его, а без Бога: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон.» (Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. Впустую для вас встречать рассвет, вставать после сидения, вкушающие хлеб печали, когда Он даст возлюбленным Своим сон.) (Пс. 126:1-2). Наши праотцы хорошо знали это и опытно познавали истину этих слов.

    Почему Москва стала лицом России, её сердцем? Не потому ли, что большие и великие умы направляли свои стопы именно в этот город? Под крыльями города собиралась и собирается самые одаренные люди: великие князья, царственные особи, государственные деятели, военнокомандующие, ученые, творческие личности…, многие из которых прославлены в лики святых.

    Но Москва не была бы Москвой, если бы не Церковь, если бы не было молитвы о ней и вся яже в ней и вся вокруг нее. С чего начинается святая Русь во главе с Москвой – с чернеца, простого монаха – Сергия Радонежского, с его молитвы, с его благословения на борьбу против ига, с его миролюбивых посланий к князьям о дружеском, мирном союзе – который стал впоследствии небесным покровителем, ходатаем и заступником перед лицем Божием – Игуменом всея Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *