Неделя всех святых в земле российской просиявших

Неделя всех святых

Православная Церковь празднует День всех святых в первое воскресенье после дня Пятидесятницы. Этот праздник приходится на разные даты. Неделя всех святых начинается с 8-го воскресенья после Пасхи. В 2021 году празднование начинается с 27 июня. День Святой Троицы — Пятидесятница — знаменуется сошествием Святого Духа на ближайших учеников Христа: апостолов.

Этот день считается Днём Рождения Церкви. Поэтому логично посвятить следующую седмицу памяти всех святых. Именно они просияли благодатью Святого Духа на всей земле. Причем начиная со времен сотворения мира и до Второго Пришествия Иисуса Христа. «Неделя всех святых» вспоминает как канонизированных святых, так и неизвестных при жизни благочестивых христиан, а потому не прославленных.

Неделя всех святых праздничная икона
Церковное празднование всех святых


но какое их количество в христианстве — не знает никто, кроме Бога. Нам не суждено узнать имена мучеников в первые века становления Церкви Христовой. Многие из них были отданы на растерзание диким зверям на аренах цирков. Для нас сокрыты имена монахов и подвижников, которые провели свою жизнь в уединении от мира. Хотя они и ревностно молились за всех людей. Не получится сосчитать имена верных Христу, отдавших свои жизни за Веру в годы гонений на церковь при советской власти.


Бог не ориентируется только на церковную канонизацию — ведь она лишь факт прославления Церковью. Прежде всего, канонизация даёт официальное благословение на всенародное почитание. Для этого и вводится неделя всех святых.


О почитании святых


Важно понимать, что святым не поклоняются (поклоняться можно только Богу), а их почитают. Есть много путей для прославления Бога святыми угодниками. А неделя всех святых — это воспоминание Церкви о них. Апостол Павел на сей счёт писал так:



«…одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; но иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, а вот иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8-11).


Смысл этих слов Апостола состоит в том, что Церковь прославляет самых разных людей. Например тех, которые получили дар Святого духа как в течении жизни, так и в момент смерти.

Лики святости


С учётом подвигов святых Православная Церковь прославляет их по ликам святости.

На первом месте ученики Спасителя — апостолы.

Далее идут равноапостольные святые, которые также как и апостолы обратили в христианство целиком страну и народ.

Следом за ними почитаются пророки, святители (из числа патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов).

Здесь же находятся и преподобные святые — это те, которые уподобились Господу в монашеских трудах.

За ними идут мученики, кто претерпел страдания и смерть за веру во Христа, великомученники, преподобномученники.

Вровень с ними стоят: во-первых, священномученики. Во-вторых, бессребреники (святые, отказавшиеся от своего богатства ради служения Христу. В-третьих, врачеватели, бесплатно лечившие людей).

Рядом с ними расположились юродивые ради Христа. Это те подвижники, которые сами сознательно приняли образ безумства. Чуть ниже святые исповедники. Во-первых, люди пострадавшие за Христа, но избежавшие мучительной смерти. Во-вторых, страстотерпцы, которые погибли не сопротивляясь убийцам.

Замыкают список праведные святые — это священники из белого духовенства и миряне, прожившие праведную жизнь.

Все святые прославляются Православной Церковью, но не как равные Богу, а как Его верные слуги, угодники и друзья. При этом восхваляются их только те дела и подвиги, свершённые благодаря Божьей благодати и во славу Бога. Нужно понимать, что все почести, которые воздаются святым — это величество Божье, подтверждённое их богоугодной жизнью. Но святых людей чествуют не только воспоминаниями в определённые дни Церковного календаря. Во-первых, в честь них строятся храмы. Во-вторых, организуются празднования всем народом. Однако Церковь почитает их, в первую очередь, как просителей и заступников наших перед Богом.

За что мы почитаем святых

В святых Церковью почитается благодать Божия, просиявшая в них. А вот другие качества лишь подчёркивают их принадлежность к избранным людям. Это такие важные сопутствующие факторы:

  • безгрешность (без грехов только Бог);
  • явленные чудеса;
  • пророчества и предсказания;
  • жизнь аскетом;
  • подвиги ратных дел.

О святости

Приближение к Божественному миру — это не только удел избранных, но должно быть целью жизни каждого последователя Христа. Способность к святости есть в каждом из нас, потому что она заложена Богом при создании человека. Профессор Московской Духовной Академии Осипов А.И. говорит:

…святые – это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2:16), – все то, что порабощает людей мира сего. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно – та духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога.

Но достижение святости предполагает вполне определенный путь духовного развития. Прежде всего, определенную последовательность, постепенность, предполагает наличие особых законов. На эту последовательность и постепенность указывают евангельские «Блаженства» (Мф. 5:3-12). Основываясь на долговременном опыте подвижничества, Святые Отцы указывают, что главнейшим спутником, основой духовной жизни является смирение. По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3). Это состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам.

Смирение же проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Но познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага. Смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5). Только такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.


Почему молимся святым? — Осипов А.И.

 

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Что есть жизнь? Не относится ли человек к жизни, как к цепочке событий, которые складываются и хорошо, когда они приятные. Но приятность зависит от того к чему имеет человек склонность. Одни любят развлечься, значит и ожидание приятного события – развлечение будет желанным и счастливым; другим нравится тусовка, так и они живут ради того времени, когда можно будет расслабиться в компании, выпить, потанцевать. Жизнь для человека это ожидание того к чему тяготеет душа и исполнение ожидаемого. Но это ли жизнь?

    Жизнь – это твой вдох и выдох. И промежуток, который наполнен между вдохом и выдохом, а это твои мысли, чувства, желания, воля, стремления, энергия и видимая их часть – поступки, – это и есть ты – человек. Посмотри на то без чего ты, человек, жить не можешь, вернее твое тело – без воздуха. Без этой невидимой для тебя части – кислорода, жизнь на земле и не только, невозможна. Ты не видишь кислород, но знаешь, что он есть, ибо дышишь, а значит живешь. Без воздуха нет жизни для тебя. Как же ты веришь, что кислород есть и он такой, как говорят о нем те, которые его исследовали, если сам ты не исследовал его? Как ты веришь другому человеку, его опыту и убеждениям, когда сам не видишь того, что видел он и не осязаешь это своими руками? Но ты веришь в то, что говорят тебе ученые люди, которые доказали, что кислород – есть!

    Тело живет пока может сделать вдох и выдох. А душа? Душа тоже не видит иной мир – духовный, но он ей нужен также, как воздух для тела и она без него умирает. Есть ли Бог? Подними голову и посмотри на небо. Посмотри на эту голубизну, на его бескрайность, которая зовется атмосфера. Само ли оно возникло? И может ли такое сложное и при этом жизнесоставляющее возникнуть само по себе? Без атмосферы нет воздуха. Без атмосферы нет воды. Без атмосферы нет тепла. Без атмосферы нет радуги, снега… даже звезды бы не сияли так, как они сияют на небосклоне. Как можно сомневаться в бытие Бога, когда само небо говорит о Нем и утверждает, и доказывает Его бытие? Убери воздух и человек умрет. Выдох он еще может и сделает, а вот новый вдох уже нет, и жизнь в его теле прекратится. Жизнь это не события, ибо события зависит от деятельности человека, а правильнее сказать: зависит от спроса и предложения – и это земное, кесарево, как Господь говорит: «отдавай кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Жизнь – это твой вдох и выдох. И чем наполнена твоя душа, какими мыслями, чувствами, желаниями, стремлениями, волей, энергией, деятельностью – это и есть ты, твоя душа. И хорошо, когда все внутреннее твое чистое и светлое, доброе и радостное, благодарное и покорное – все дышит любовью и смирением, послушанием и терпением, незлобием и милосердием, ибо тогда, твой внутренний свет, который от Господа Бога, осветит и все вокруг тебя. Как тьма не может укрыть свет, так и зло не может победить добро. Даже если разбить светильник, сам свет от этого не повреждается, так и умирая тело, этот сосуд находящегося в нем света, святая душа не изменяется. Но как разбитый светильник не перестает быть тем, чем сотворен, хотя для служения уже не пригоден, так и тело остается сосудом Божественной благодати, хотя оно уже мертво и не служит для просвещения других. Но есть НО! Вещь выбрасывается, а тело (мощи) угодника Божия по прежнему служат во свидетельство, что Бог есть и всеобщее Воскресение ожидается, и также служит источником Божественной благодати, хотя может быть раздроблен на мелкие кусочки.

    Благослови душе моя Господа!.. Смотри в небо! Храни чистоту души! Будь свята, как и Бог свят! (Лев.11:44; 1Пет. 1:16).

    Буди имя Господне благословенно от ныне и до века: буди, буди…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *