Исцеление десяти прокаженных — толкование евангельской истории

Исцеление десяти прокаженных

Неделя 28-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных — это евангельская история, которая относится к завершающему этапу служения Иисуса в обществе. Она произошла на последнем пути Его из Галилеи в Иерусалим. Но точное место евангелист Лука не указал.

Исцеление десяти прокаженных

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Лк. 17: 12-19

Встреча Иисуса с группой прокаженных

Прежде всего, заострим внимание на том, что Иисусу встретилась целая группа прокаженных. Они в те времена жили вне городов общинами. Часто ходили вместе, просили милостыню и искали сочувствия и поддержки.

Исцеление десяти прокаженных
10 прокаженных молят Христа об исцелении

Например, в Ветхом Завете есть история от 4-х прокаженных, которые попрошайничили около городских ворот (4 Цар.7:3). За ворота их не пропускали. Поскольку возможность встречи 10 прокаженным представилась, когда Он «входил в одно селение», можно утверждать, что Господь ещё не вошёл в него. Так как прокажённые стояли вдали, было ясно, что близко подходить им запрещалось.

Иисус исцеляет словом

Обратим внимание на то, что в отличие от исцеления прокажённого в Капернауме Христос не прикасается к просящим больным проказой. Поэтому исцеление сразу не просходит, а только тогда, когда они уже удаляются от Него. Похожий случай описывает евангелист Иоанн. У него Христос помазывает глаза слепого брением, а потом велит идти на купальню Силоам. Но уже оттуда он возвращается зрячим (Ин.9:6-7). Таким образом исцеление могло произойти:

  • в момент погружения в купальню;
  • сразу после выхода из купальни;
  • на обратном пути из купальни.

Также и с прокажёнными. Они исцеляются на пути в Иерусалим.

Благодарит только один исцеленный

исус продолжает свой путь, но вдруг один из исцелившихся вернулся к Нему. Эту сцену евангелист Лука описал ярко:
исцелённый «громким голосом» прославляет Бога, «падает на лицо» к ногам Христа и благодарит его.
Он не только потрясён своим исцелением, но и воспользовался возможностью приблизиться к Спасителю. Ведь совсем недавно он не смог близко находиться, так как был прокажённым. А вот остальные 9 исцелённых, между тем, даже не поблагодарили и пошли своей дорогой в Иерусалим.

 «Иноплеменник» являет больше веры

Возвратившийся был самарянином. А вот остальные 9, как можно предположить, иудеями. Некоторые богословы предполагают, что самарянин вернулся к Иисусу потому, что он шел не в Иерусалим, а в храм на горе Гаризим. Там находился главный культовый центр для самарян (Ин. 4:20). В храме он должен был предстать перед священником для осмотра. Но это объяснение, однако, не точное. Исцелённый вернулся именно с одной целью — горячо поблагодарить своего Благодетеля. Об этом говорит эмоциональное состояние самарянина.

Поскольку «иноплеменник» явил больше веры, чем иудеи, Христос приводит его в пример остальной толпе, идущей с ним. Но к исцеленному он обращается со словами «встань», «иди». Они указывают на то, что исцеленный лежал у ног Иисуса, пока тот общался с окружающими. А вот слова «вера твоя спасла тебя» часто встречаются в историях Нового Завета, особенно когда Христос исцелял больных.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодаою за поучительную статью.

    Каждому человеку приятно услышать за своё благодеяние «спасибо». Вот чего то особенного, сверх этого, не особо ждет человек, а простого «спасибо» услышать хочется, оно как бы не особо нужно, но приятно. Конфетку ребенку дашь и окружающие учат дитятку поблагодарить, сказать «спасибо», а дитятко молчит, как воду в рот набрал, не хочет говорить, хотя конфетку взял. Конечно ребенок, а осадок от его молчание неприятное. Но то ребенок…, а взрослый? Всегда ли благодарит? Благодарность от благодарности тоже отличаться может. И «спасибо» можно сказать по разному с участием или без участия сердца. Так устами поблагодарить, а сердце далеко отстоять от благодарности может.

    Вот Господь Иисус Христос исцелил десять прокаженных, и только один вернулся с благодарностью. Но вернулся с великим воплем вознося благодарность и славя Бога. Часто человек обращается ко Господу прося то одно, то другое и не только к Нему, но и к Его Пречистей Матери и святым от века Ему угодившим, но получая своё говорит ли человек «спасибо»? И если говорит то с каким сердцем, с каким чувством?…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *