Апостол и евангелист Матфей — жизнеописание, кончина

Апостол и евангелист Матфей

Апостол и евангелист Матфей

Святой Апостол и Евангелист Матфей, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме. Это небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера. Был братом другого апостола, Иакова.

Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря (сборщик податей и налогов). Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Левий Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Апостол и евангелист Матфей

Чтобы лучше понять повествование, дадим разъяснение некоторых слов, которые часто встречаются в Новом Завете.

Мытарь — лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник). Мытари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин. Кроме того, они употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мытари считались Иудеями не только за предателей, но и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них значили одно и то же. Во-первых, говорить с ними почиталось грехом. Во-вторых, обращаться с ними — значит осквернить себя. Но хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

Встреча со Христом

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города. Христос пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!

Апостол и евангелист Матфей
Призвание апостола Матфея

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых. Они все мытари и грешники, но возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Кто такие книжники

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле. Они считались ученейшими из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили Ветхому Завету. Но кроме того, и наставляли народ в законе. Их называли раввины и законоучители; законоведцы. Они занимались решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности. Кроме того, книжниками считались писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах.

Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям. Они, не понимая духа Закона, ложно толковали его. Но при этом были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ. Делали они это ради славы человеческой. И возлагали на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

«Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?»

А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа. Они осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых«.

Господь же, услышав слова их, сказал им:

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

«Смотри, – говорит Иоанн Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.»

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал. Более того, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Апостол и евангелист Матфей записывает изречения и чудеса Христа

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных. Но малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать на разных языках. Не только на арамейском, но и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя. Во-первых, видел бесчисленные Его чудеса. Во-вторых, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6). В-третьих, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Святой апостол и евангелист Матфей

Святой апостол и евангелист Матфей

Евангелие от Матфея

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам. Главным образом, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Апостол и евангелист Матфей

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии. Затем оно было переведено на греческий.

Особенности Евангелия от Матфея

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются не только события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями.

Но из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова. Тем самым показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа. Более того, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах. На них он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Святой апостол и евангелист Матфей

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран), Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Святой апостол и евангелист Матфей

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Но святой апостол и евангелист Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа. Он основал Церковь и построил храм в городе Мирмены. В нем поставил епископом своего спутника по имени Платон.

Сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте. При этом усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши. Он дал жезл и повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево. Оно будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Только омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав. После этого, они и станут добрыми и кроткими.

Изгнание бесов из жены и сына Фулвиана

Матфей, приняв жезл из руки Господней. Потом сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено:

  • водрузил данный ему от Господа жезл;
  • тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом;
  • на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие;
  • источник воды истек от корня.

Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына. Но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих. Поэтому и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею.

Чудеса святого Матфея при сжигании на костре

Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда. Он упал на колени и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Поскольку он не желал признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, то обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту. Более того дал команду святого Матфея облить смолой и зажечь.

Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов. Тем самым призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени. Вот тогда святой и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня. Но Матфей, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.

Язычники бросают железный гроб святого в море

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола. Огонь его нисколько не повредил. Правитель приказал одеть его в драгоценные одежды. Потом поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб. Кроме того, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал такие слова. Если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог. Только в этом случае и следует Ему поклоняться.

Обретение мощей святого апостола Матфея

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол и евангелист Матфей. Он повелел ему идти с клиром на берег моря. И там обрести его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ отправился на показанное место. Его сопровождало множество верующих и правитель Фулвиан со своей свитой. Там он нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея. Но именно так было ему возвещено в видении.

Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения. После этого епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия – одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм святого апостола и евангелиста Матфея в Солерно (Италия)

Апостол и евангелист Матфей
Базилика Сан-Маттео, г.Салерно (Италия)

Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия). И вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Апостол и евангелист Матфей
Крипта – подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) – мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Апостол и евангелист Матфей
Гробница святого апостола Матфея

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.

Апостол и евангелист Матфей
Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).
Апостол и евангелист Матфей
Святой Матфей и ангел (Гвидо Рени. 1635-1640)

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Апостол и евангелист Матфей
Караваджо. Апостол Матфей и Ангел

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной. Но вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека.

Апостол и евангелист Матфей и апостол Матфий — разные люди

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфия (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Видео: Апостол и евангелист Матфей.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Судьбы Господни неисповедимы. Только Ему одному ведомо сердце человека, только Ему одному ведомо вся жизнь не только всего рода человеческого, но и каждого человека отдельно. Всё от Него и всё к Нему, и без Него ничего не может быть. Если бы на земле не родился Христос, Господь наш Иисус Христос, стал бы известен такой человек как мытарь Матфей? Знали бы его путь и жизнь, которую он прожил и окончание своего земного бытия? Если бы не было Господа?

    Жизнь человеческая – это тайна, в которую невозможно проникнуть, обхватить умом, понять, чтобы открылось всё задуманное о человеке, промысел Божий. Жил обычный человек, мытарь Матфей, как все, мало чем отличалась его жизнь, может только способом добывания хлеба насущного. Мытарь – сборщик налога. Всё бы ничего, да вот собирает он налог не для своего царя, а другого, поработителя. И собирая со своих для врага и о себе не забывает. Предатель, обманщик, вор! И какая жизнь у такого человека с такой профессией среди своего народа? И какого конца он достоин?… Но как меняется жизнь человека, когда в неё входит Бог! Как она преображается; как меняется и сам человек! Говорят жизнь нельзя начать с чистого листа? Как нельзя заново родиться и прожить жизнь по-новому избегая старых ошибок. С Богом всё возможно! И Церковь подставляет целый собор тех, которые родились заново, и прожили новую жизнь, стали новой тварью во Христе, в жизни с Богом. Всё с чего то начинается. И новая жизнь начинается с произволения воли человека. Услышал мытарь Матфей голос Господа Иисуса Христа следовать за Ним, оставил всё и пошел на Его зов… и началась у этого человека новая жизнь!…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *